1
Изобретение относится к машинострое- нню, именно к устройствам передачи вращения.
Цель изобретения - повышение точности срабатывания и уменьшение износа муфты за счет снижения уровня динамических нагрузок при ее срабатывании.
На фиг. 1 изображена предохранительная фрикционная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Предохранительная фрикционная муфта содержит соосные ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, фрикционный диск 3. Упорный диск 4 установлен на полумуфте 1 свободно и опирается на фланец полумуфты 1 через тела 5 качения (сепаратор не показан). Нажимной диск 6 установлен свободно на ступице упорного диска 4. На полумуфте 1 посредством направляющей шпонки 7 установлена втулка 8. Упорный 4 и нажимной 6 диски имеют гнезда 9 и 10 переменной глубины (фиг. 2), а втулка 8 - гнезда 11, расширяющиеся к оси вращения муфты. В гнездах 9-И размещены тела качения (щарики 12). Угол скоса гнезда 10 нажимного диска 6 превышает угол скоса гнезда 9 упорного диска 4. Гнезда 9 и 10 совмещены в осевом направлении. Усилие силового замыкания осуществляется нажимной пружиной 13, регулирование усилия которой осуществляется гайками 14.
Предохранительная фрикционная муфта работает следующим образом.
Усилие пружины 13 передается через втулку 8 и щарики 12 нажимному диску 6 благодаря тому, что центры шариков 12 смещены относительно посадочной поверхности упорного 4 и нажимного 6 дисков с сторону последнего (фиг. 1) и в осевом направлении щарики 12 контактируют только с диском 6. Последний передает усилие пружины 13 упорному диску 4 через фрикционный диски 3..
Момент передается с ведущей полумуфты 1 на ведомую полумуфту 2 через атонки 7, втулку 8, взаимодействующие с полостями втулки щарики 12, упорный 4 и нажимной 6 диск 3, связанный с полумуфтой 12 посред- скосами своих гнезд 9 и 10 и фрикционный диски 3, связанный с полумуфтой 2 посредством щлицевого соединения. В результате передачи момента на шариках 12 возникают радиальные силы (от взаимодействия шариков со скосами гнезд 9 и 10 дисков 4 и 6), направленные от оси вращения муфты. Указанные усилия шариков 12, воздействуя на
2
скошенные стенки гнезд 11 втулки 8, создают осевые составляющие, действующие на втулку 8 и сжимающие пружину 13. В результате перемещения втулки 8 вправо ша- 5 рики 12 смещаются в направлении от оси вращения муфты и по достижении предельного передаваемого .момента выходят из гнезд 9 упорного диска 4, выводя тем самым последний из силовой цепи передачи момента. В этом случае величина момента,
0 передаваемого муфтой, уменьшается вдвое (при двух поверхностях трения). Вследствие этого уменьщается и величина тангенциальной силы на шарики 12 со стороны диска 6. Для исключения возврата щари г ков 12 в исходное положение угол скоса гнезд 10 диска 6 выполнен больщим, чем у гнезд 9 упорного диска 4, что и обеспечивает сохранение равновесного состояния втулки 8. В результате уменьшается износ поверхностей трения, повышается долговечность эле20 ментов муфты и точность ее срабатывания. После отключения привода (не показан) от ведущей полумуфты 1 момент, передаваемый нажимным диском 6, и центробежная сила щариков 12 уменьшаются, вследствие чего пружина 13 через втулку 8 возвращает шарики 12 в исходное положение, а последние, попадая в гнезда 9 упорного диска 4, приводят муфту в исходное состояние.
30
Формула изобретения
Предохранительная фрикционная муфта, содержащая соосно установленные ведущую и ведомую полумуфты, фрикционные диски, упорный диск, жестко связанный с
ведущей полумуфтой, свободно установленный нажимной диск, тела качения, размещенные в гнездах переменной глубины, выполненные в упорном и нажимном дисках, нажимную пружину и узел ее регулировки, отличаюш,аяся тем, что, с целью повышения точности срабатывания и уменьшения износа при срабатывании, она снабжена втулкой, установленной между нажимной пружиной и телами качения с возможностью осевого перемещения, упорный диск
установлен свободно, гнезда переменной
глубины упорного и нажимного дисков совмещены в направлении вдоль оси муфты, на втулке выполнены расширяющиеся к оси муфты гнезда, расположенные напротив гнезд нажимного и упорного дисков, а тела качения частично расположены в гнездах втулки.
Составитель И. Лукина
Редактор Н. БобковаТехред И. Верес Корректор В. Бутяга
Заказ 4204/27Тираж 811Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж - 35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4
9иг.5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная фрикционная муфта | 1987 |
|
SU1448140A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1984 |
|
SU1268841A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1990 |
|
SU1742547A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1990 |
|
SU1742548A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1402731A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1990 |
|
SU1739116A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1318748A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1425375A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1988 |
|
SU1553770A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1772447A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам передачи вращения. Целью изобретения является повышение точности срабатывания и уменьшение износа за счет снижения уровня динамических нагрузок при срабатывании. Муфта снабжена втулкой 8, установленной посредством шпонки 7 на ведуш.ей полумуфте 1. Нажимной 6 и упорный 4 диски установлены свободно. Тела качения 12 размещены в гнездах дисков 4, 6 и втулки 8. С увеличением момента тела качения 12 отходят от оси муфты, сжимая пружину 13 через втулку 8. Затем тела качения 12 передают окружное усилие только диску 6, и момент муфты снижается. 3 ил. (Л со со со со 00
Поляков В | |||
С., Барбаш И | |||
Д | |||
Муфты | |||
Конструкции и расчет.- М.-Л.: Машгиз, 1960, с 285, фиг | |||
Вагонетка для движения по одной колее в обоих направлениях | 1920 |
|
SU179A1 |
Авторы
Даты
1987-09-23—Публикация
1986-01-07—Подача