Изобретение относи геи к электрическим машинам, а именно к конструкции ма1 нито- проводов электрических машин, например. многополюсных вращаюшнхся трансформаторов (МВТ) для автоматических и следя- ишх систем, и является усоверн1еиствоваии- ем ма1 иитопровода э;1ектрической машины но авт. св. № 630707.
Недостатком известной машины является невозможность нритирок осевой д.чин.ы активной части зубцовой зоны магнитопрово- да без снятия обмотки. Операция притирки необходима для повышения точности МВТ. Конструкция магпитонровода преднола1 ает только закрепление обмотки, а для этого достаточно утонить в канавке только т)еть или половину диаметра обмотки в лобовой части. В результате, остальная часть обмотки выстунает за осевую длину зубповой зоны магпитопровода.
В процессе изготовления и испытания МВТ с известной конструкцией ротора, магни- топровод которого выполнен из сплошного (нешихтованного) куска электротехнической стали, установлено, что погрешность МВТ колеблется от ±6 до ±8 угл. с. Причиной такого разброса основного параметра МВТ является неточность выполнения угла скоса пазов ротора за счет технологических ногреи - ностей изготовления и погрешности мерительных средств при установке ротора на фрезерном станке для нарезки назов. Это вызвало предложение но изменению осевой длины зубцовой зоны ротора, что эквивалентно изменению величины скоса пазов.
В известной конструкции уменьшить длину зубцовой зоны ротора, например, притиркой или шлифовкой, без снятия обмот ки практически невозможно, так как лобовые части обмотки нревышают осевую длину зубцовой зоны, что ведет при выполнении притирки (шлифовки) к повреждению обмотки. Поэтому, сейчас при необходимости уменьп1ения длины зубцовой зоны, с целъю новьпиения точности МВТ (с 18 до 8 угл.с.) ириходится снимать и вновь укладывать обмотку ротора, что значитатьно усложняет технологию изготовления МВТ и снижает производительность труда. Кроме того, повторная укладка обмотки приводит к перераспределению магнитных нолей и отгибу зубцов, что снижает точность .МВТ.
Целью изобретения является упрош.ение технологии изготовления и повышение точности при окончательной обработке торцовых поверхностей зубцовой зоны магнито- провода со скосом пазов.
На фиг. 1 ириведен нример конструктивного вьиюлнения предлагаемого магнито- провода; на фиг. 2 - конструкция .магнито- ировода в зоне ступенчатых торцовых гю- верхпостей.
.Магнитопровод представляет собой ротор 1 с пазами 2 для размещения обмоток.
На обеих торцовьгх поверхностях ротора 1 в его зубцовой зоне г толнены кольцевые канавки 3 и 4.
Обмотка 5 (фиг. 2) уложена в пазы 2,
приче.м осевая длина активной части 6 зубцовой зоны выполнена превышаюшей осевую длину основания 7 зубцовой зоны. Лобовые части об.мотки 5 утоплены в кольцевых канавках 3 и 4 и могут быть залиты
компаундом.
После изготовления магнитопровода ротора величина скоса его пазов определяется но величине погрешности МВТ. Для этого в его пазы укладывается обмотка и определяется величина погрешности МВТ.
Такая методика определения истинного (изготовленного) скоса пазов вызвана тем, что суп1ествую1цие методы инстру.ментальных и оптических сиособов не позволяют провести измерения с необ.ходимой точностью.
По величине погрешности МВТ опреде- .тяется величина скоса пазов с помощью эмпирической формулы
d Д ,
где - погрешность МВТ;
А - отклонение угла скоса пазов
от расчетного;
k - эмпирический коэффициент. После определения величины проводится уменьшение длины активной части зубцовой зоны МВТ па величину, определяемую по выражению
f, .f
{ (о1р-ЬАс)
где длина магнитопровода;
fp - расчетная длина магнитопровода; clvf .- расчетная величина угла скоса пазов.
По сравнению с известной предлагаемая конструкция дает возможность изменить осевую длину зубцовой зоны магнитопрово- да после укладки обмотки притиркой или шлифовкой, что эквивалентно изменению величины угла скоса пазов.
Кроме того, в процессе ручной или механической операции уменьшения осевой дли- ны зубцовой зоны металл снимается только с активной части .магпитонровода, что снижает затраты времени. Заниженная осевая длина магнитопровода в основании зубцовой зоны позволяет образовать плоскость форми- рования осевой длины обмотки по лобовым частям методом заливки ее компаундом ИоТи формовкой с пропиткой лаком.
В результате при операции уменьшения осевой длины зубцовой зоны обмотка не повреждается и не требует перемотки. Прсл- лагаемая конструкция позволяет достигнуть повышения точности МВТ на ±1-2 -.тл.с.;, так как процесс притирки производится грп неизменном характере магнитного поля в зоне торцовых частей, нарушение которого связано со снятием и укладкой обмотки. Учитывая, что речь идет о точности МВТ на уровне ±5 угл. с достигается значительное повышение точности.
Удельный вес намоточно-монтажны.х работ в общей трудоемкости изготовления МВТ, относящегося к малогабаритным электрическим машинам, составляет 25%. Поэтому при исключении дополнительной операции намотки и монтаже МВТ достигается сокращение затрат рабочего времени на 25% т.е. значительно повышается производительность труда.
0
5
Формула изобретения
. Магнитопровод электрической мап1ины по авт. св. № 630707, отличающийся тем. что, с целью упрощения техно.югии изготовления и повышения точн(ли при окончательной обработке торп 1;ых поверхностей зубцовой зоны маг ч Т Мровода со скосов; пазов, его торцо; ы поверхности в зоне Ko. цевых канавок выполнены ступенчат мп с превьипением осевой .лины активной части над осевой длино-- , пг. :ибцовпн зоны, а .looc Hiie .f,, обмотк Kicno/ui жены в Ko..iic;;bi. канавках и orpainiMcHbi плоскостью активной чи стн зубцов.-): , зоны.
2. Магнитопровод по li. I. отличающий :: тем, что превышение осевой длины активной части зубцовой зоны над осевой длиной основания зубцовой зоны составляет 0,07- 0,03 указанной осевой длины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления многополюсного вращающегося трансформатора | 1987 |
|
SU1494060A1 |
Устройство для определения геометрических размеров зубцовой зоны магнитопроводов статора и ротора электрической машины | 1983 |
|
SU1145312A1 |
Радиально-упорный мотор-подшипник | 1990 |
|
SU1798859A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1982 |
|
SU1078535A1 |
Многополюсный вращающийся трансформатор | 1984 |
|
SU1262650A1 |
Разъемный магнитопровод электрической машины | 1980 |
|
SU1075350A1 |
Устройство для дискретного задания углов | 1984 |
|
SU1436210A1 |
Электромеханический преобразователь бесконтактного тахогенератора постоянного тока | 1989 |
|
SU1767634A1 |
Линейный шаговый электродвигатель | 1987 |
|
SU1457105A1 |
Линейный шаговый электродвигатель | 1988 |
|
SU1527690A1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в упрондении технологии изготовления и повы- Н1ении точности нри окончательной обработке торцовых поверхностей зубцовой зоны магнитопровода со скосом пазов. .Магнито- провод электрической машины имеет обмотку, закрепленную с помошью кольцевых канавок 3, 4, выполненных на его торцовых поверхностях. Благодаря тому, что торцовые поверхности магнитонровода выполнены ступенчатыми с превышением осевой длины активной части 6 зубцовой зоны, иск,1юча- ется повреждение обмотки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. О (Л со со со оо оо ISJ
G,1...0,5
0,2...Q,5
Фиг.2
Магнитопровод электрической машины | 1977 |
|
SU630707A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-09-23—Публикация
1985-07-10—Подача