Изобретение относится к конструкциям агрегатов транспортных средств и может быть использовано, например, в трансмиссиях тракторов.
Цель изобретения - расширение диапазона переключаемых на ходу под нагрузкой передач при сохранении надежности коробки передач.
На фиг. 1 показана принципиальная схема предлагаемой коробки передач, обеспечивающей переключение всех основных скоростей на ходу под нагрузкой; на фиг. 2- то же, поперечный разрез.
Коробка передач транспортного средства содержит входной первичный вал 1, который связан с промежуточным валом 2 шестернями 3, 4 переднего и 5, 6 реверсивного хода. Промежуточный вал 2 посредством шестерен 4, 6, 7, 8 связан с шестернями 9-12 вторичного вала 13, шестерни 4, 6, 7, 8 одновременно связаны с дополнительными шестернями 14-17 дополнительного вторичного вала 18. Каждая из вышеуказанных шестерен установлена на валах 13 и 18 с возможностью свободного поворота и может быть жестко соединена с соответствуюш.им валом посредством одной из фрикционных гидромуфт 19, управляемых, например, гидроприводом.
Часть фрикционных дисков каждой из гидромуфт соединена с валом, а между этими дисками расположены другие диски, соединенные с соответствующей шестерней.
Гидропривод при включении сжимает эти диски между собой и разжимает их в отключенном состоянии, при этом диски вращаются свободно с определенной скоростью скольжения друг относительно друга.
Диапазонная часть 20 коробки передач выполнена в виде дифференциального механизма 21 с коронной шестерней 22, соединенной пос| едством шестерен 23 и 24 с вторичным валом 13 и тормозом 25. Солнечная шестерня 26 этого механизма соединена через шестерни 27 и 28 с дополнительным вторичным валом 18 и тормозом 29.
Дифференциальный механизм содержит также сателлиты 30 и водило 31, являющееся одновременно и выходным валом.
Коробка передач работает следующим образом.
Включение зубчатых механизмов с различными передаточными числами производится как включение гидромуфт 19, так и тормозами 25 и 29 дифференциального механизма 21. При включенном тормозе 25 и выключенном тормозе 29 привод к дифференциальному механизму 21 подводится через дополнительный вторичный вал 18 посредством поочередного включения гидромуфтами 19 шестерен 14-17. Таким образом получают четыре скорости. При этом вал 13 заторможен тормозом 25, коренная шестерня 22 и диски гидромуфт 19 на валу 13 не вращаются.
Второй диапазон более повышенных скоростей получают при торможении тормоза 29, при этом солнечная щестерня 26 неподвижна, а привод подводится к коронНОЙ щестерне 22 через шестерни 23, 24 и вал 13 посредством включения гидромуфтами 19 щестерен 9-12.
Таким образом получают четыре скорости на втором диапазоне.
Третий диапазон самых высоких скоро0 стей получается при расторможенных тормозах 25 и 29 и подведении привода к дифференциальному механизму 21 по обоим валам 13 и 18 как к солнечной щестерне 26, так и к коронной 22. В случае одинаковых оборотов щестерен 26 и 22 они вращаются вместе с сателлитом 30 и водилом 31 как одно целое. Включение скоростей при этом получают посредством попарного включения гидромуфт - одной на вторичном валу 13, другой - на валу 18. Таким образом полу0 чают четыре скорости при включении шестерен 9 и 16; 10 и 14; 11 и 15; 12 и 17. Промежуточные скорости можно получить при различном сочетании включаемых шестерен на двух вторичных валах 13 и дополнительном вторичном валу 18.
5 Если обозначить число зубьев коронной шестерни 22 через7, а солнечной шестерни 26 через Zo, то передаточное отношение дифференциального механизма для второго и первого режимов движения определяется формулами:
0
+ 4.
i, 1-1--ii-.
ii 1 +
Za
Интервал рациональных передаточных отнощений на втором режиме равен 1,5
2
при отношении -7 0,5, тогда передаточ0
ное отношение дифференциала на третьем режиме составит 3.
Таким образом, дифференциальный механизм 21 может обеспечить, например, режимы с передаточными отношениями 1; 5 1,5; 3, а диапазон переключения передач всех скоростей коробки, переключаемых на ходу, под нагрузкой около 6.
При изменении передаточного числа щестерен 27, 28 и 23, 24.передаточное отно- .. шение дифференциала и коробки можно несколько расширить.
Расширить диапазон коробки и получить реверсирование скоростей можно, при необходимости, и существующим путем, в частности включением, например, на пере вичном валу 1 зубчатой муфты 32. Таким образом шестерни 3, 4 получат прямой ход а шестерни 5, 6 через паразитную шестерню (не показана) - реверсивный ход.
Торможение одного из вторичных валов, например вала 13, исключает при работе второго вала 18 передачу на отключенные диски гидромуфт 19 вала 13 повышенных оборотов.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средства, содержащая входной вал с шестернями и муфтами их включения, промежуточный вал с шестернями, одни из которых зацеплены с шестернями входного вала, вторичный вал с включаемыми муфтами шестернями, зацепленными с шестернями
промежуточного вала, выполненный с тормозом, а также выходной вал, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона переключаемых на ходу под нагрузкой передач при сохранении надежности коробки передач, она снабжена дополнительным вторичным валом с включаемыми муфтами шестернями, зацепленными с шестернями промежуточного вала, и с тормозом, дифференциальным механизмом, звенья которого кинематически связаны с выходным и вторичными валами, при этом муфты на вторичных валах выполнены фрикционными.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1970 |
|
SU288559A1 |
Коробка передач транспортного средства и ее варианты | 1982 |
|
SU1073138A1 |
Ведущий мост транспортного средства | 1975 |
|
SU814794A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1977 |
|
SU709410A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1972 |
|
SU659422A1 |
СОСТАВНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2304240C2 |
Раздаточная коробка транспортногоСРЕдСТВА | 1975 |
|
SU806482A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1981 |
|
SU992253A1 |
Трансмиссия гусеничной машины | 1987 |
|
SU1523409A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1009823A1 |
Изобретение относится к конструкциям коробок передач и может быть использовано, например, в трансмиссиях тракторов. Цель - расширение диапазона переключаемых на ходу под нагрузкой передач, при сохранении надежности коробки передач Коробка передач снабжена дополнительным вторичным валом 18 с ведомыми шестернями 14-17 с муфтами 19 их включения и тормозом 29, а также дифференциальным механизмом для сложения передач с двух валов - вторичного вала 13 и дополнительного 18 на водило 31. Первый диапазон скоростей переключения передач получается при использовании муфт вала 13 при заторможенном вале 18 тормозом 29 и связанной с ним солнечной шестерней- 26. Второй диапазон скоростей коробки получается при использовании муфт вала 18 при заторможенном вале 13 тормозом 25 и связанной с ним коронной шестерней 22. Третий диапазон скоростей получается посредством параллельной работы муфт как на валу 13, так и на валу 18, сложения их привода в дифференциальном механизме 21 на водиле 31 при расторможенных тормозах 25 и 29. 2 ил. о (Л со 4 Ci ОО 1чЭ
Фиг.2
Горбачевский В | |||
А | |||
Колесные трелевочно-транспортные машины | |||
М.: Лесная промышленность, 1968, с | |||
Шланговое соединение | 0 |
|
SU88A1 |
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции | 1920 |
|
SU42A1 |
Авторы
Даты
1987-10-15—Публикация
1986-05-26—Подача