Изобретение относится к точному машиностроению и приборостроению, а именно к скоростным газовым опорам прецизионных приборов.
Цель изобретения - увеличение долговечности и надежности работы газодинамического подшипника.
На чертеже изображен газодинамический подшипник, продольный разрез.
Газодинамический подшипник содержит неподвижный элемент пары трения, состоящий из вала 1, на котором жестко закреплены подпятники 2. На валу 1 с оптимальным смазочным зазором установлен подвижный элемент пары трения - втулка 3. Детали газодинамического подшипника выполнены из алюминооксидных минералоке- рамических материалов с близкими значениями коэффициентов линейного расширения. При этом один из элементов пары трения (подвижный или неподвижный) выполнен из материала, например ЦМ-332, с микротвердостью 1900-2000 кгс/мм, а другой элемент выполнен из материала, например 22ХС, содержащего стеклофазу и имеющего микротвердость, равную 0,55- 0,68 единиц от микротвердости материала первого элемента.
Газодинамический подшипник работает следующим образом.
При вращении втулки 3 подщипника его внутренняя рабочая поверхность увлекает газ в смазочный зазор переменного сечения. В результате сжатия газа в зоне минимального зазора создается повышенное давление, отделяющее подвижный элемент пары трения - втулку от неподвижного вала 1, в результате чего вращающаяся втулка
3 «всплывает. Силы аэродинамического давления уравновещивают вес вращающейся втулки 3.
Во время запуска устройства до достижения вращающейся втулки скорости «всплытия, а также при остановке подщипника имеет место сухое трение рабочих поверхностей газодинамического подшипника. Надежность и долговечность подшипника
определяется его работой в режиме сухого трения.
Приведенные соотношения микротвер- достей алюминооксидных минералокерами- ческих материалов для подвижных и неподвижных элементов пары трения и наличие
стеклофазы в материале с меньшей микротвердостью устраняют случаи заклинивания газодинамического подщипника и увеличивают его долговечность (по сравнению с известными) в 100 и более раз.
20
Формула изобретения
5
Газодинамический подщипник, содержащий подвижный и неподвижный элементы пары трения, выполненные из различных алюминооксидных минералокерамических материалов с близкими значениями коэффициентов линейного расщирения, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности и надежности работы, один из эле- 0 ментов пары трения выполнен из материала, например ЦМ-332, с микротвердостью 1900- 2000 кгс/мм, а другой элемент из материала, например 22ХС, содержащего стекло- фазу и имеющего микротвердость, равную 0,55-0,68 единиц от микротвердости материала первого элемента.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| Торцовое уплотнение, состоящее из трущейся пары | 1957 |
|
SU121319A1 |
| Матрица для прессования изделий | 1973 |
|
SU475183A1 |
| Турбохолодильник,газодинамическая лепестковая опора турбохолодильника,способ изготовления лепестковых элементов опоры (его варианты) и устройство для изготовления этих элементов | 1982 |
|
SU1089367A1 |
| Акселерометр | 1976 |
|
SU575573A1 |
| Торцовое уплотнение вращающегося вала | 1979 |
|
SU832193A1 |
| Подшипник скольжения межроторной опоры | 2018 |
|
RU2680466C1 |
| Сбоная матрица | 1976 |
|
SU595048A1 |
| Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
| СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ПРИРАБАТЫВАЕМОСТИ ПАРЫ ТРЕНИЯ "ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА - ШЕЙКА ВАЛА" | 2012 |
|
RU2528070C2 |
| Сферический подшипник скольжения | 1988 |
|
SU1548543A1 |
Изобретение позволяет увеличить долговечность и надежность работы пары трения в подшипнике, составленном из материалов с различной микротвердостью рабо- чи.х поверхностей пары и выполненном из алюминооксидных минералокерамических материалов с близкими значениями коэффициентов линейного расширения. При вращении втулки 3 подшипника его рабочая поверхность увлекает газ в смазочный зазор переменного сечения. В результате сжатия газа в зоне .минимального зазора -создается повышенное давление, отделяюш.ее втулку 3 пары трения от вала 1. Силы аэродинамического давления уравновешивают нагрузку на втулку 3. 1 ил. С ел ю о KD
| Подшипники с газовой с.мазкой./ Под ред | |||
| Н | |||
| С | |||
| Грэссема и Дж | |||
| У | |||
| Пауэлла | |||
| Пер | |||
| с англ | |||
| М.: Мир, 1966, с | |||
| Прибор для корчевания пней | 1921 |
|
SU237A1 |
Авторы
Даты
1987-11-15—Публикация
1981-02-10—Подача