ложены в шатунной шейке 4 один относительно другого под углом больше 90 и меньше 120°. В подшипнике 6, с помощью которого коленчатый вал 1 сочленен своей шейкой 4 с нижней головкой 5 шатуна 2, имеются две масло- распределительные канавки 19 с отводными окнами 20. Кольцевая полость 21 выполнена в головке 5 с сужением над верхними кромками . Ширина полости 21 в нижней и боковых зонах равна ширине канавок 19, а в верхней
Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению в частности к устройствам для смазки подшипников шатуна и охлаждения поршня двигателя внутреннего сгорания .
Цель изобретения - повьш1ение надежности механизма путем улучшения условий маслоснабжения подшипников шатуна и поршня для снижения их по- . вреждаемости и скорости изнашивания.
На фиг.1 изображен предлагаемый механизм, общий вид; на фиг.2 - подшипник нижней головки шатуна, разрез; на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2
Механизм (фиг.1) содержит коленчатый вал 1, шатун 2 и поршень 3 форсированного двигателя внутреннего
сгорания. Коленчатый вал 1 сочленен своей шейкой 4 с нижней головкой 5 шатуна 2 посредством подшипника 6. Поршень 3 сочленен с верхней головкой 7 шатуна 2 посредством подшипника 8 и пальца 9. Коленчатый вал 1 имеет осевые каналы 10 и П и два радиальных отверстия 12 для подвода масла к подшипнику 6. Шатун 2 имеет канал 13 для-подвода масла к подшипнику 8 и в полость 14 поршня 3. Для сообщения полости 14 с каналом 13 в пальце 9 выполнены радиальные каналы 15 и осевой канал 16, а в поршне 3 - канал 17. Для слива масла из полости 14 в поршне 3 выполнено также сверление 18.
Радиальные отверстия 12 расположены между собой под углом (фиг. 2),
зоне - толщине подшипника 6 или превышает толщину не более чем в 1,2 раза. Масло поступает в полость 14 поршня 3, где под действием сил инерции взбалтывается и интенсивно охлаждает поршень. Кроме того, такое выполнение механизма позволяет предотвратить возникновение разрежения в канавках 19 и увеличить циркуляцию масла через подшипник 8 верхней головки и йолость 14 поршня. 3 ил.
величина которого больше 90° и меньше 120 . Для сообщения канала 13с радиальными отверстиями 12 в подшипнике 6 имеются две маслораспределительные канавки 19 с отводными окнами 20, а в теле нижней головки 5 шатуна 2 - кольцевая полость 21. Последняя выполнена с сужением над верхними кромками отводных окон 20.
Ширина В( (фиг.З) кольцевой полости 21 в нижней и боковых зонах равна ширине маслораспределительных канавок 19, а ширина В кольцевой полости 21 в верхней зоне равна толщине Т подшипника 6 или превьшает последнюю не более чем в 1,2 раза
Во -время работы двигателя масло нагнетается насосом системы смазки в каналы JO и 11 (фиг.1) коленчатого вала 1 и по радиальным отверстиям 12 - в маслораспределительные канавки 19 и в зазор между шейкой 4 вала 1 и подшипником 6, предотвращая су-с
хое трение рабочих поверхностей шейки 4 и подшипника 6. Из маслораспре- делительиых канавок 19 масло поступает через отводные окна 20 по кольцевой полости 21 в канал 13, в зазор
между подшипником 8 и пальцем 9, в каналы 15 и 16 и далее по каналу 17 в полость 14 поршня 3. В полости 14 под действием сил инерции, возникающих в результате возвратно-поступательного движения поршня, масло взбалтывается, благодаря чему оно интенсивно охлаждает поршень 3. Отработавшее (нагревшееся) масло сли
вается из полости 14 по сверлению 18.
При вращении коленчатого вала 1 происходит поочередное сообщение маслораспределительных канавок 19 с радиальными отверстиями 12. При положении шейки 4 в верхней мертвой точке (фиг.2), при котором силы инерции имеют наибольшую величину и в результате воздействия этих сил на поток масла в канале 13 шатуна 2 происходит наиболее интенсивный отбор масла из кольцевой полости 21 к подшипнику 8 и к поршню 3, оба радиальных отверстия I2 сообщены с маслораспре- делительными канавками 19 и в кольцевую полость 21 масло поступает из обеих распределительных канавок 19. В тех случаях, когда с каналами коленчатого вала 1 сообщена только одна маслораспределительная канавка 19 (фиг.1), масло, выходящее из этой канавки в кольцевую полость 21, поступает не только в канал 13, но и .по расширенной части кольцевой полости 21 поступает также в другую масло- распределительную канавку 19, не сообщенную в данный момент времени с каналами коленчатого вала 1. Это позволяет предотвратить возникновение разряжения в маслораспределительных канавках 19 и увеличить циркуляцию
13538954
масла через подшипник 8 и полость 14 поршня 3.
Формула изобретения
Кривошипно-шатунный механизм для двигателя внутреннего сгорания, содержащий поршень, сочлененный с верхней головкой шатуна при помощи порш0 невого пальца, коленчатьш вал, свя-. занный с нижней головкой шатуна, и систему смазки, выполненную в В1аде последовательно соединен Л)1х по меньшей мере двух радиальных каналов,
5 выпo Iнeнныx в шатунной шейке коленчатого вала, маслораспределительных канавок с отводными окнами - в подшипнике нижней головки шатуна и кольцевой полости и осевого канала - в шаQ туне, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения надежности путем улучшения маслоснабжения элемен-. тов механизма, радиальные канашы расположены в шатунной шейке один отно5 сительно другого под углом больше 90 и меньше 120 , кольцевая полость выполнена в нижней головке шатуна с сужением над верхними кромками отводных окон, причем ширина кольцевой по0 лости в нижней и боковых зонах равна ширине маслораспределительных канавок, а в верхней зоне равна толщине под- .- шипника нижней головки юта превьшгает толщину не более чем в 1,2 раза.
21
12
20
12
2f
-Н Put 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двигатель внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1214938A1 |
Система маслоснабжения поршня и подшипников шатуна двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1362854A1 |
Шатунно-поршневая группа двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1643765A1 |
Узел двигателя внутреннего сгорания А.Ф.Мещерякова | 1990 |
|
SU1770623A1 |
Двигатель внутреннего сгорания со струйным охлаждением поршней | 1986 |
|
SU1430575A1 |
ГЕРМЕТИЧНЫЙ КОМПРЕССОР | 2003 |
|
RU2298111C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2200857C2 |
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ | 2001 |
|
RU2204025C2 |
ПОРШНЕВОЙ МЕХАНИЗМ С РАСХОДЯЩИМИСЯ ПОРШНЯМИ | 2004 |
|
RU2270341C2 |
Устройство для изменения степени сжатия поршневого двигателя внутреннего сгорания | 1991 |
|
SU1782291A3 |
Изобретение относится к устройствам для смазки подшипников шатуна ,. и охлаждения поршня двигателя внутреннего сгорания. Цель изобретения - улучшение условий маслоснабжения подшипников шатуна и поршня для снижения их повреждаемости и скорости изнашивания. Радиальные каналы 12 распо/ff /4 (Л сл 00 00 СП
25
Редактор А.Козориз
Составитель А.Гладких
Техред АО Кравчук Корректор Л. Пилипенко
Заказ 5677/29Тираж 482Подписное
ВНИИШ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д 4/5
Производственно-полиграф{тческое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
Радиальная опора шатуна | 1978 |
|
SU898959A3 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-11-23—Публикация
1986-04-15—Подача