1
Изобретение относится к технике диагностирования механизмов машин и мВжет быть использовано при оценке технического состояния системы автоматического регулирования скорости (САРС) коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Цель изобретения - повышение точности, эффективности и снижение трудоемкости диагностирования САРС.
Поставленная цель достигается получением от датчиков, работаюдщх по заданному гармоническому режиму двн гат&ля, двух взаимно связанных сигналов на входе в тракт системы и выходе, преобразованием непрерывных сигналов в дискретные по времени, обработкой их методом спектрально1355892 Rn,
h ( o)Rh Пд(--Г)-1
I а JuN;
+ j(t+ o),
(1
10
из которого определяют квадратурный спектр
т
Qn.h
О
,2j Кп h ( c)-Rh п (Г)| sin 21
о7 гг 3
ft
15
где f - заданная частота колебаний Пл ,
и синфазный спектр)
т
(f)2 ,,(t)+Rhpn(t) cos
(3
Gn h () h (f)+Q2n hp(f). ff f г I
25
Зная модуль, определяют аргумент ФЧХ rQnghp(f) и выделяют величину смещения фаз между входным в тракте системы и выходным сигналами:
30
Qn hp(f)arctglQn hp(f)/Cn Ь (f).
01L (J г 3 Г - Затем определяют модуль ), корреляционного анализа и построением 2о который связан с синфазным и квад- фазочастотного спектра (ФЧХ). Сравне- ратурным спектрами зависимостью
нием текущего и критически допусти-,
мого значений ФЧХ определяется o6jnee время запаздывания регулиру ощего сигнала. Анализ этих данных позволяет определить техническое состояние и остаточный ресурс САРС двигателя.
На чертеже представлена схема устройства, реализующего предлагаемый способ.
Устройство содержит датчик 1 дискретных сигналов частоты вращения вала двигателя, датчик 2 перемещения рейки топливного насоса высокого давления (ТИВД), блоки 3 и 4 нормирующих устройств, аналого-цифровой преобразователь (АЦП) 5, микроЭВМ 6 и индикатор 7.
Датчик 1 через блок 3 соединен с микроэвм 6, к которой также подключены последовательно соединенные АЦП 5, блок 4 и датчик 2, а выход микроэвм подключен к индикатору 7.
Алгорр1тм обработки сигналов получают следуюрщм образом.
Пусть п,., Пл., Пл.. .... п
Время запаздывания регулирующего импульса определяют из выражения
35
°cijMM
hp(f)/2
40
45
10,5 2 Э S
дискретные значения частоты вращения вала двигателя, полученные от датчика 1, Пр , Пр. , Пр, , ... , п р - дискретные значения перемещения рейки ТНБД, полученные от датчика 2 в те же промежутки времени, что и значения перемещений рейки топливного насоса.
где К - размерный коэффициент приве дения.
Измерение осуществляют следующим образом.
Двигателю задают переменные режи работы с различной частотой вращени вала. Сигналы от датчика 1 частоты вращения вала двигателя поступают в блок 3 нормирующего устройства и в запоминающее устройство микроЭВМ 6. Сигнал от датчика 2 переме1цения рей ки ТНВД поступает в блок. 4 нормирую
50 щего устройства, затем в АЦП 5 и в запоминающее устройство мнкроЭВМ 6. Цри достаточной - реализации двух вза имно связанных процессов hg, - Пд производят математические операции на
Затем определяют текущие значения 1 находят вза1;гмную корреляционную функцию. Ее действительную часть Rn.jhpC o) и мнимую часть Rhpn,j(C) определяют из выражения
1355892 Rn,
h ( o)Rh Пд(--Г)-1
I а JuN;
+ j(t+ o),
(1)
из которого определяют квадратурный спектр
т
Qn.h
О
,2j Кп h ( c)-Rh п (Г)| sin 21
о7 гг 3
ftd-;
(2)
где f - заданная частота колебаний Пл ,
и синфазный спектр)
т
(f)2 ,,(t)+Rhpn(t) cos ,
(3)
Gn h () h (f)+Q2n hp(f). ff f г I
(4)
Зная модуль, определяют аргумент ФЧХ rQnghp(f) и выделяют величину смещения фаз между входным в тракте системы и выходным сигналами:
30
Qn hp(f)arctglQn hp(f)/Cn Ь (f).
01L (J г 3 Г - (5)
Время запаздывания регулирующего импульса определяют из выражения
°cijMM
hp(f)/2
Ф
(6)
где К - размерный коэффициент приведения.
Измерение осуществляют следующим образом.
Двигателю задают переменные режимы работы с различной частотой вращения вала. Сигналы от датчика 1 частоты вращения вала двигателя поступают в блок 3 нормирующего устройства и в запоминающее устройство микроЭВМ 6. Сигнал от датчика 2 переме1цения рейки ТНВД поступает в блок. 4 нормирующего устройства, затем в АЦП 5 и в запоминающее устройство мнкроЭВМ 6. Цри достаточной - реализации двух взаимно связанных процессов hg, - Пд производят математические операции на
функциональных блоках микроэвм согласно выражениям (1)-(6).
Вычисленные точки ФЧХ в диапазоне заданных частот высвечиваются на ин
дикаторе 7 в координатах б - f, т.е в координатах время запаздывания регулирующего импульса - заданная частота колебаний. Сравнивают, действительную ФЧХ с ФЧХ, построенной по точкам критических допустимых значений запаздывания САРС двигателя. По результатам анализа определяют время запаздывания регулирующего сигнала в сопряжениях тракта CAPG двигателя, сравнивают с допустимым и делают заключение о техническом состоянии САРС и ее остаточном ресурсе.
Способ прост, при диагностировании не требует снятия двигателя с мобильного средства и его разборки, позволяет снизить трудоемкость диагностики две и своевременно определит суммарное время запаздывания регулирующего импульса в сопряжениях тракт
п„-Ьр и состояние упругих элементов по совокупному обобщенному параметру времени запаздывания регулирующего сигнала во всем диапазоне рабочих частот.
В свою очередь, своевременное определение технического состояния САРС две дает возможность снизить время простоя двигателя в ремонте, уменьшить удельный расход топлива, снизить уровень токсичности отработавших газов и повысить надежность работы двигателя.
Редактор А Огар Заказ 5787/38
Составитель В. Горбунов
Техред А.Кравчук Корректор О. Кравцова
Тираж 776Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Формула изобретения
Способ оценки технического состояния системы автоматического регулирования скорости двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что двигателю устанавливают заданный скоростной режим и определяют вели0 чину зазоров в подвижных сопряжениях по отклонению амплитудно-фазовых параметров, характеризующих работу .подвижных сопряжений, причем заданный скоростной режим изменяют по
5 гармоническому закону и устанавливают его при достижении максимального давления в системе смазки двигателя, а в качестве амплитудно-фазовых параметров используют колебания меха0 нических потерь .в подвижных соединениях .системы и колебания потока масла в магистрали системы смазки двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности
5 диагностированияр получают дискретные входной и выходной сигналы сис- с темы, регистрирз Т 1Т их в объеме достаточной выборки, производят обработку сигналов корреляционно-спектральным
0 методом, строят фазочастотную характеристику, определяют время запаздывания регулирующего сигнала и по времени запаздьшания сигнала судят о техническом состоянии системы двигателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения цикловой подачи топлива и устройство для его осуществления | 2015 |
|
RU2665566C2 |
Устройство для дистанционного управлениядВигАТЕлЕМ C PEBEPC-РЕдуКТОРНОй пЕРЕдАчЕй | 1978 |
|
SU838663A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ | 1998 |
|
RU2158937C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2543091C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АМПЛИТУДНО-ЧАСТОТНЫХ ИСКАЖЕНИЙ ТРАКТОВ СИСТЕМ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ | 2003 |
|
RU2234188C1 |
Способ диагностики топливной аппаратуры дизеля | 1990 |
|
SU1768793A1 |
Устройство для измерения амплитудно-частотных и фазочастотных характеристик приемных трактов | 1987 |
|
SU1522124A1 |
ЭТАЛОННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО АБСОЛЮТНОЙ ПРЕЦИЗИОННОЙ КАЛИБРОВКИ ЗАПАЗДЫВАНИЯ ОГИБАЮЩИХ ЛИТЕРНЫХ ЧАСТОТ В ПРИЕМНИКЕ СИГНАЛОВ ГЛОНАСС | 2011 |
|
RU2525853C2 |
Система автоматического управления дизелем | 1989 |
|
SU1740733A1 |
Устройство диагностирования технического состояния элементов газовоздушного тракта дизеля | 1984 |
|
SU1359699A1 |
Изобретение позволяет повысить точность, эффективность и снизить тру- доемкость диагностирования системы автоматического регулирования скорости. Двигателю задаются переменные режимы работы с различной частотой вращения вала. Датчик 1 д cкpeтныx сигналов часто.ты вращения вала через блок 3 нормирую- . щих устройств соединен с микроЭВМ 6, к которой также подключены последовательно соединенные аналого-цифровой преобразователь 5, блок 4 нормирующих устройств и датчик 2 перемещения рейки топливного насоса высокого давления. Выход микроэвм подключен к индикатору 7. При диагностировании получают дискретные входной и выходной сигналы системы, регистрируют их в объеме достаточной выборки, производят обработку сигналов корреляционно-спектральным методом, строят фазочастотную характеристику. Из результатов анализа определяется время запаздьюания регулирующего сигнала в сопряжениях тракта системы двигателя, сравнивается с допустимым и делается заключение о техническом состоянии системы и ее остаточном ресурсе. 1 Ил. с а сл
Способ оценки технического состояния поршневого двигателя внутреннего сгорания | 1982 |
|
SU1107025A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-11-30—Публикация
1986-01-03—Подача