Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности передачи за счет ав- томатического поддержания в процессе эксплуатации постоянного зазора в зацеплении, обеспечиваемого перемещением пятна контакта вдоль зубьев одного из колес по мере его износа и демпфирования динамических нагрузок.
На чертеже изображена зубчатая передача с пересекающимися осями.
Зубчатая передача содержит валы 1 и 2 и размещенную на них пару зацепляющихся зубчатых колес 3 и 4. Колесо 4 установлено на валу 2 с возможностью осевого смещения по шпоночному пазу 5. Колеса 3 и 4 установлены на валах I и 2 также с возможностью ограниченного упругого окружного смещения за счет упругих шпонок 6. На валу 2 со стороны одного из торцов коле- са 4. выполнен кольцевой буртик 7. Между указанным торцом колеса 4 и буртиком 7 на валу 2 размещена кольцевая прокладка 8. Последняя выполнена из материала с износостойкостью, меньшей износостойкости ма- териала колеса 4. Последнее подпружинено к буртику 7 пружиной 9, нагружаемой гайкой 10.
Зубчатая передача работает следующим образом.
Крутящий момент с вала 1 к валу 2 пере- дается посредством упругих шпонок 6 через зацепляющиеся зубчатые колеса 3 и 4. Зубчатое колесо 4 поджимается к прокладке 8 за счет пружины 9 и усилия, действую- .щего в зацеплении. В процессе передачи крутящего момента ввиду неизбежных измене- НИИ нагрузки в зацеплении зубчатое колесо 4, за счет упругости шпонок 6 совершает колебания в окружном направлении относительно вала 2 и прокладки 8. Поскольку прокладка 8 выполнена из легкоизнашивающегося материала, то вследствие трения между ней и торцом колеблющегося зубчатого колеса 4 последнее перемещается в осевом направлении по мере износа прокладки 8 под действием усилий в зацеплении или пружины 9. Соответственно перемеща- ется пятно контакта колес 3 и 4 вдоль зубьев колеса 4. Это препятствует локальному, износу зубьев колеса 4, т.е. сохраняет боковой зазор в зацеплении. Упругие шпонки 6
«
S 0 5
о 5
0
демпфируют возникающие в зацеплении динамические нагрузки.
Для передачи, содержащей два зубчатых колеса с одинаковой износостойкостью предусматривается возможность осевого смещения для обоих колес, т.е. оба колеса должны иметь упругое соединение с валом и подниматься к изнашивающимся прокладкам
Если одно из колес обладает существенно большей износостойкостью, то достаточно обеспечить осевое смещение колеса с меньшей износостойкостью.
Материал прокладки, ее размеры и усилие поджатия к ней зубчатого колеса выбираются из условий
,
LO
где h - толщина прокладки;
i - скорость изнашивания прокладки;
LO - наработка существующей передачи до достижения допустимого износа;
bw- ширина полосы пятен контакта на рабочей поверхности зубьев.
L - требуемая долговечность передачи.
В некоторых случаях возможно использование процесса изнашивания прокладки 8 для восполнения компонентов, необходимых для обеспечения благоприятных условий смазки передачи. Прокладка может быть выполнена из графита или полимерного материала, содержащего активные полимеро- образующие вещества.
Формула изобретения
Зубчатая передача, содержащая валы и размещенную на них пару зацепляющихся зубчатых колес, по крайней мере одно из которых установлено на валу с возможностью осевого смещения, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, колеса установлены на валах с возможностью ограниченного упругого окружного смещения, на валу осеподвижного колеса со стороны одного из его торцов выполнен кольцевой буртик, передача снабжена кольцевой прокладкой, размещенной на валу осеподвижного колеса между буртиком и указанным торцом и выполненной из материала с износостойкостью, меньшей износостойкости материала . осеподвижного колеса, а последнее подружинено к буртику.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Винтовая зубчатая передача | 1986 |
|
SU1420272A1 |
АДАПТИВНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ | 2019 |
|
RU2721579C1 |
Зубчатое колесо | 1986 |
|
SU1357642A2 |
Зубчатая передача с автоматически регулируемым зазором | 1989 |
|
SU1700321A1 |
Беззазорная зубчатая передача | 1989 |
|
SU1700322A1 |
Устройство для исследования распределения нагрузки в зубчатых передачах | 1986 |
|
SU1362993A1 |
Цилиндрическая косозубая передача | 1986 |
|
SU1315695A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ/РАЗБОРКИ ВОЛНОВОЙ ГЕРМЕТИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АБРАМОВА В.А. | 2013 |
|
RU2566584C2 |
ЦИКЛОИДАЛЬНО-ЦЕВОЧНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2007 |
|
RU2338102C1 |
СПОСОБ СБОРКИ СОСТАВНОГО ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА | 2001 |
|
RU2220343C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности - достигается за счет автоматического поддержания в процессе эксплуатации постоянного зазора в зацеплении путем перемещения пятна контакта вдоль зубьев одного из колес по мере его износа и демпфирования динамических нагрузок. Колесо 4 осе- подвижно на валу 2. Упругие шпонки 6 допускают упругие окружные смещения колес 3 и 4 на валах 1 и 2. Между торцом колеса 4 и буртиком 7 вала 2 установлена кольцевая прокладка 8. Износостойкость материала прокладки 8 ниже износостойкости материала колеса 4. Колесо 4 подпружинено к буртику 7 пружиной 9. При работе из-за колебаний нагрузки в зацеплении колесо 4 колеблется относительно вала 2 за счет упругости шпонки 6. При этом прокладка 8 интенсивно изнащивается, а колесо 4 перемещается в осевом направлении под действием пружины 9 или осевых усилий в зацеплении на величину изношенного слоя прокладки 8. Соответственное перемещение пятна контакта колес 3 и 4 § препятствует лока.тьному износу зубьев колеса 4, т.е. способствует сохранению бо- // кового зазора в зацеплении. 1 ил. СО 05 to 00 ОО СО
Авторское свидетельство СССР № 1185000, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-12-30—Публикация
1986-05-08—Подача