зацеплении колес 5 и 6. При этом колеса 5 и 6 играют роль элементов, позволяющих замкнуть осевое усилие на блоках колес 4, 6 и 3, 5. Удель1
Изобретение относится к машинострению и может быть использовано в зубчатых передачах.
Цель изобретения - повышение надежности цилиндрической косозубой передачи и достигается за счет снижения удельных давлений в точках контакта элементов устройства для разгрузки валов от осевых усилий. , На фиг. 1 изображена цилиндричес- кая косозубая передача; на фиг. 2 - схемы зацепления зубьев колес для различных направлений вращения.
Цилиндрическая косозубая передача содержит валы 1 и 2, на которых уста новлены основная пара зацепляющихся цилиндрических косозубых колес 3 и 4. Устройство для разгрузки валов от осевых усилий, возникающих в передаче, выполнено в виде дополнитель- ной пары зацепляющихся цилиндрических косозубых колес 5 и 6, жестко закрепленных на торцах соответствующих колес основной пары. Зубья обеих пар имеют одинаковое направление наклона,причем угол ft, наклона зубьев колес дополнительной пары больше угла pj наклона зубьев основной riaphi. Колеса 5 и 6 дополнительной пары могут иметь меньшую ширину венцов и быть выпол- нены из менее прочного материала, чем колеса 3 и 4 основной пары. Передаточное число в зацеплениях обеих пар подобно одинаковым. Блок колес 3 и 5 установлен на валу 1 осепод- вижно (на общей шпонке), а блок колес 4 и 6 - на валу 2 жестко.
Передача работает следующим образом.
Крутящий момент передается с ва- ла 1 на вал 2 с помощью колес 3 и 4 основной пары. При вращении по стрелке А (фиг.2) зубья колеса 3 взаимодействуют с зубьями колеса 4 соответствующими сторонами. При этом коле- со 3 (а вместе с ним и колесо 5) смещается в осевом напранлеиии влево
ные давления в этих элементах невелики, т.к. контакт происходит по зубьям дополнительной пары. т.е. имеет большую площадь. 3 з.п. ф-лы,2 ил.
до упора зубьев колеса 5 в зубья колеса 6. Тем самым происходит замыкание осевых усилий на блоках колес 4, 6 и 3, 5. В случае реверса нагрузки или вращения (по стрелке Б, фиг.2 колесо 3 и, соответственно, колесо 5 смещаются вправо до упора колеса 5 в зубья колеса 6, но уже сторонами противоположными тем, что в первом случае. Осевое смещение в обоих случаях происходит в пределах, определяемых зазором S .
Подбором соотношений углов р, и f обеспечивается перераспределение н;; грузок, действующих на зубья колес 3 и 4 основной парь,1 и зубья колес 5 и 5 дополнительной пары. Разница мо- ет быть на порядок. При этом достигается снижение удельных давлений колес 5 и 6 дополнительной пары,что позволяет снизить к ним требования.
Формула изобретения
, 1. Цилиндрическая косозубая передача, содержащая валы, на которых установлены пары зацепляющихся цилиндрических косозубых колес и уст-- ройство для разгрузки валов от осевых усилий, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, устройство для разгрузки валов выполнено в виде жестко закреп- ленньгх на торцах соответствующих колес основной пары дополнительной пары зацепляющихся цилиндрических косозубых колес с аналогичным основной паре направлением наклона зубьев, угол накло}1а зуйьев которых больше угла наклона зубьев колес основной пары.
2. Передача по п. I, о т л и ч а- ю щ а я с я тем, что колеса дополнить л ьНой пары имеют меньшую ширину , чем ширина венцов колес ос- HCinnoii пары.
3. Передача по пп. отличаюшаяс я
1 и 2 , тем , что
прочность материала колес дополнительной пары меньше прочности материала колес основной
пары.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1716217A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА М.Н.ЗЯТЬКОВА И Н.М.ЗЯТЬКОВА | 1993 |
|
RU2102641C1 |
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ПОГОНА АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ | 2003 |
|
RU2232966C1 |
Регулируемый привод шпинделя тангенциальных вибраций | 2023 |
|
RU2802666C1 |
Волновая зубчатая передача | 1983 |
|
SU1173096A1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2225549C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ТОКАРНО-ВИНТОРЕЗНОГО СТАНКА | 1994 |
|
RU2069605C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР | 1995 |
|
RU2130139C1 |
Планетарная зубчатая передача | 1981 |
|
SU1011936A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Целью изобретения является повышение надежности цилиндрической косозубой передачи, Цоложительный эффект достигается за счет снижения удельных давлений в точках контакта элементов устройства для разгрузки валов от осевых усилий. На торцах основной пары зацепляющихся цилиндрических косозубых колес 3 и 4 закреплены косозубые цилиндрические колеса 5 и 6 дополнительной пары, зацепляющиеся, как и колеса основной пары. Зубья обеих пар имеют одинаковое направление наклона, но наклон у дополнительной пары больше: |3, /З . Колеса дополнительной пары могут иметь меньшую ширину венцов и могут быть выполнены из менее прочного материала. Блок колес 3 и 5 установлен на валу 1 осеподвижно, а блок колес 4 и 6 - на валу 2 жестко. Вращающий момент передается с вала 1 на вал 2 посредством колес 3 и 4 основной пары. Блок колес 3 и 5 смещается под нагрузкой в осевом направлении в ту или другую сторону (в зависимости от направления вращения) в пределах, определяемых боковым зазором 8 , в S (Л : ел СГ5 со ел
Фиг. 2
Редактор М. Бланар
Составитель В. Сергеев
Техред М. Ходанич Корректор М. Шароши
Заказ 2335/37Тираж 811Подписное
ВНИИГ И Государственного комитета СССР
по долам изобретеяий и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производствеино-полигрлфпческое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Устройство для разгрузки косозубой передачи от действия возникающих в ее зацеплении осевых усилий | 1956 |
|
SU111981A1 |
Авторы
Даты
1987-06-07—Публикация
1986-01-23—Подача