сл
с а и
00
(pi/z.f
1
Изобретение относится к машиностроению, а именно к шариковым винтовым передачам, и найдет применение, в частности в приводах рабочих органов металлорежущих станков и измерительных машин.
.Цель изобретения - повьшение надежности передачи за счет равномерного распределения максимальной рабочей нагрузки по всем виткам гайки.
На фиг. 1 показана конструктивная схема передачи; на фиг. 2 - схема взаимодействия звеньев передачи при нормальной нагрузке; на фиг. 3 - то же, при максимальной нагрузке.
Передача содержит винт 1, корпус 2 с цилиндрическим отверстием 3, со- оснЫм винту 1. В отверстии 3 устанрв лены полугайки 4 и 5, первая из которых жестко связана с корпусом 1, например, через шпонку 6 и шпоночный паз 7. Такой же паз выполнен и в полугайке 5, которая установлена в отверстии 3 с возможностью пов.орота вокруг оси винта 1 и осевого перемещения вдоль него. Между обращенными друг к другу торцами полугаек 4 и 5 установлена цилиндрическая пружина 8, отогнутые концы 9 которой введены в пазы 7 полугаек 4 и 5. Поверх пружины 8 между полугайками 4 и 5 в отверстии 3 с возможностью осевого перемещения установлены также колца 10 и 11, между которыми имеется
зазор а, равный 0,01-0,03 мм. В винтовых канавках полугаек 4 и 5 установлены шарики 12, взаимодействующее с винтовыми канавками винта 1, а также отражатель 13. Отверстие 3 в корпусе 2 закрыто крьш1кой 14, в которой выполнено отверстие 15, совмещенное с пазом 7 полугайки 5. В отверстии 15 и паз 7 введен, например, стопорный винт 16. В корпусе 2 выполнено отверстие 17 для введения смазки в полость корпуса.
Передача работает следующим образом.
При сборке в отверстие 3 корпуса 2 слева направо (в плоскости чертежа)- последовательно вводят винт 1, полугаики 4 с предварительно насыпанными в ее витки и канал возврата шариками 12 и установленным отражателем 13, кольцо 11 и пружину 8. При этом паз 7 полугайки 4 совмещают со шпонкой 6 и вводят в паз 7 отогнутый конец 9 пружины 8.
ь10
U
364800 .2
Затем в отверстие 3 вводят кольцо 10 и полугайку 5, в паз 7 которой входит второй отогнутый конец 9 пружины 8. Закрывают отверстие 3 крьш1- . кой 14, совмещают ее отверстие 15 с пазом 7 полугайки 5 и ввинчивают стопорный винт 16. С помощью, например, динамометрического ключа (не показан) вращают крьшгку 14 вместе с полугайкой 5 до получения на пружине 8 требуемого крутящего момента. При этом винтовые канавки винта 1 и полугаек 4 и 5 вступают с шариками 12 в контакт по схеме (фиг. 2), т.е. своими разнонаправленными сторонами, зазор в винтовой нарезке ликвидируется, а между кольцами 10 и 11 появляется зазор а. Крышку 14 в этом положении крепят к корпусу 2, например, винтами (не показаны).
При вращении винта 1 корпус 2 и связанное с ним ведомое звено (не показано) совершают поступательное
25 движение, а зазор в винтовой передаче отсутствует при условии, что расчетное усилие подачи Рц меньше величины натяга Q пружины 8.
В том случае, если в передаче воз.,„ никают пиковые нагрузки, например при черновой обработке или наезде подвижного узла на жесткий упор, зти нагрузки воспринимаются уже не одно,й, а двумя полугайками передачи. Это происходит следуювщм образом,
35 Под-воздействием максимального усилия
20
40
45
50
подачи , (фиг. 3), передаваемого винтом 1 на полугайку 5 в направлении слева направо (в плоскости чертежа), полугайка 5 поворачивается на некоторый угол относительно оси винта 1, преодолев усилия натяга от пружины 8, и сдвигается в правую (по черт ежу) сторону на величину а, т.е. на величину зазора между кольцами 10 и 11. На такую же величину перемещается вправо кольцо 10 до жесткого контакта с торцом кольца 11. Таким образом, максимальное усилие подачи Р„„ воспринимается рабо- чими витками не одной, а двух полугаек. Следовательно, каждая из двух полугаек 4 и 5 воспринимает усилие
в два раза меньше, т.е.
Elsai.
каждый рабочий виток испытывает в два раза меньшую величину контактных напряжений, чем он испытывает в таких случаях в известных подобных
конструкциях передач. Благодаря этому .долговечность передачи возрастает не менее, чем в два раза.
) Ф ормула изобретения
Беззазорная шариковая винтовая передача, содержащая винт, установ- ленньй на винте корпус е соосным винту цилиндрическим отверстием, две размещенные в отверстии корпуса полугайки, одна из которых жестко связана с корпусом, а другая установлена с возможностью поворота вокруг оси винта, размещенную между обращен
ными одна к другой торцами полугаек и предназначенную для поворота поворотной полугайки цилиндрическую пружину кручения и размещенные в винтовых кана;вках винта и полугаек шарики, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, поворотная полугайка установлена в корпусе с возможностью также и осевого перемещения, а передача снабжена двумя кольцами, установленными в корпусе между обращенными одна к другой торцами полугаек с осевым зазором и- ,возможностью осевого перемещения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЙКА ШАРИКОВОЙ ВИНТОВОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2007 |
|
RU2362926C2 |
ХОДОВАЯ ГАЙКА МЕХАНИЗМА ЛИНЕЙНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ | 2013 |
|
RU2542787C1 |
Передача винт - гайка качения | 1988 |
|
SU1665126A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ РОЛИКОВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2015 |
|
RU2613138C1 |
Шариковый винтовой механизм | 1986 |
|
SU1425390A1 |
Шариковый винтовой механизм | 1985 |
|
SU1263947A1 |
ВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2013 |
|
RU2544033C1 |
БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ ЭЛАСТИЧНЫЙ ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ | 1995 |
|
RU2140591C1 |
Планетарная роликовинтовая передача | 2016 |
|
RU2714435C2 |
ПЛАНЕТАРНАЯ РОЛИКОВИНТОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2002 |
|
RU2204070C1 |
Изобретение относится к высокоточным беззазорным винтовым передачам. Цель изобретения - повьшение надежности за счет равномерного распределения пиковой нагрузки по винтам гайки. Предварительно закрученная пружина 8 стремится развернуть полугайки 4 и 5 относительно друг друга и тем самым ликвидирует зазор в резьбе. При возникновении перегрузки подвижная полугайка 5 смещается вдоль оси винта 1 в сторону неподвижной полугайки 4 на величину зазора а до смыкания колец 10 и II и нагрузка равномерно распределяется между всеми витками полугаек 4 и 5. 3 ил.
п
Фи2.2.
ю.п
Фиг.
Патент США № 4433590, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-01-07—Публикация
1986-06-12—Подача