Изобретение относится к машино-- строению и может быть использовано для крупногабаритных тяжелонагружен- ных сферических опор скольжения различных машин и механизмов.
Целью изобретения является печение минимальных потерь на трение в сферической опоре скольжения за счет обеспечения равномерного распределения давлений между трущимися верхностями и обеспечения эксплуата ции антифрикционного материала вкла дьша в оптимальном режиме.
На фиг. 1 представлена сферичес кая опора скольжения, продольный раз рез5 на фиг, 2 - вид на пяту со сто- РОНЫ сферической ее части; на фиг, 3 пример пс(строекия р.азверткрг сферического злемента антифрикционного вкладьша.
Сферическая опора скольжения вклзо чает в себя основание 1, -пяту 2 и вкладыш 3 из антифрикционного матери- ала, Вкладьпп 3 состоит из отдельных симметричных сферических элементовj прикрепленныхS например, при помощи клеевого соединения к шаровой поверх кости пятЫо Допускается крепле ше элементов вкладыша и на сферичес1 :ой поверхности-основания, но только в том случае, если эксплуатационная нагрузка приложена к основанию и.пе--- редается через вкладыш пяте, Располс жение сферических элементов на вой поверхности пяты таково, что ме -- ридиональные оси си1Ф етрии элементов пересекаются в точке Ад лежаш,ей на полосе пятыо В случае крепления вкладыша к сферической поверхности вания меридиональные оси симметрии должны пересекаться в точке г, лежащей на оси основания„ Форма и размеры сферических элементов определяются по следующей формуле
0
0
5
0
ср - угол между осью пяты и урон- HeMj на котором определяет- ся ширина сферического эле-- мента;
ср, - максимальный угол охвата рабочей поверхности пяты одним сферическим элементом вкла дьша.
Работа сферической опоры скольже - 1ШЯ осуществляется следующим образом, Эксплуатационная нагрузка, приложенная к -сферической опоре скольжения, направлена вдоль оси пяты и пе- редается основанию через антифрикционный вкладьщ. При этом пята может совершать вращательное или качатель- ное движение „ Так как элементы дьша прикреплены к сферической части пятыз то изменение угла наклона плты не изменяет характер распределения удельных давлений на материал вкла дыша, В процессе работы в зоне контак так возникают силы трения„ Снижение силы трения способствует применение вкладыша из антифрикционных материа лов о
Чтобы реализовать равномерное рас- -пределение удельных давлений необходимо j чтобы пропорционально удельным давлениям изменялась и площадь вкла дыша из антифрикционного материала.
Если выделить на сферической поверхности кольцев-ую площадку dS (фиг. 3), определяемую при постоянном радиусе кривизны R углом cf , то нормальное давление dPf , действующее на нее, равно
dP Рц,- 2Т R sinCf dl
где Pq, - удельное давление на данном уровне,, определяемое по косинусои-™ дальному закону
Р Р
- Lf - мся КС
COS ц
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сферическая опора | 1990 |
|
SU1781476A1 |
Сферический подшипник скольжения | 1988 |
|
SU1612132A1 |
Подшипник скольжения | 1985 |
|
SU1286844A1 |
Опора скольжения | 1987 |
|
SU1467263A1 |
Опора скольжения кузова рельсового транспортного средства | 1987 |
|
SU1439000A1 |
Предохранительная упругая муфта | 1987 |
|
SU1439311A1 |
Опора скольжения | 1984 |
|
SU1224482A1 |
Регулируемый подшипник скольжения | 1987 |
|
SU1449721A1 |
Способ обработки сферических поверхностей | 1986 |
|
SU1414581A1 |
Устройство для модуляции светового потока | 1982 |
|
SU1073742A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может, быть использовано для крупногабаритных тяжелонагруженных сферических опор скольжения. Цель изобретения - сокращение потерь на трение. В сферической опоре, содержащей пяту и.вкладыш из антифрикционного материала, последний выполнен в виде симметричных сферических элементов. Оси симметрии элементов меридионально расходятся из общего центра, расположенного на полюсе пя ты. Ось пяты совпадает с преимущественным направлением эксплуатационной нагрузки. Форма и размеры элемен тов связаны определенным соотношением. За счет обеспечения равномерного распределения давлений между трущимися поверхностями значительно снижаются потери на трение. 3 ил.
п . R ,
де 1,„ Етирина сферического элемен - та на уровне, определяемом
углом Cf ;
общая площадь антифрикцион- ного вкладыша| радиус сферической части пяты
количество сферических ментовJ из которых состоит вкладыш|
Ч
S R. где максимальное удельное давлениеS возникающее в контакте двух сферических поверхностей, Для приработанных поверхностей и для случая 5 когда антифрикционные вкладьппи формуются непосредственно в сферической опоре, т.е, когда .- спечивается полное (беззазорное) прИ
55 легание трущихся поверхностей, Р,
длакс
определяется по следующей формуле;
макс
Ы
R - ,
3 1368517 ,
где N - общая нагрузка на сферичес N , S sin 2ср
кую ОПОРУ5 ,. п R , .
R - радиус сферической части
ПЯТЫ|
,п-5 Количество сферических элементов.
М, - максимальный угол охватач- ,
составлямших вкладыш, вьюирается по поверхности пяты одним сфе-
конструктивным соображениям, учитывая рическим элементом .вкладьг технологичность изготовления разверт шз.«
о „ ,„ки Сферических элементов и возможноЗначение Ц), определяется макси- 10j.
„„„ ,„„,, „ сти выкладывания элементов на сфери
мальньм углом перекоса осей пяты и„.
основания, а также углом охвата сфе- поверхности. Форма сферичес- рической поверхности пяты рабочей « элементов принимается симметрич- : поверхностью основания. Значение уг- ° ° равномерного распредет ,ла qj, находится в пределах 0-90, ig давлений на основание йферической опоры и на пяту,
Тогда dP, -. . . COSCP . Предположим, что к сферической
( Cf опоре скольжения приложена эксплуатационная нагрузка К 10000 кгс, дей
R sincp. diствующая вдоль оси пяты, радиус шаро вой поверхности которой R 6 см, то
тО
cf, 90
С другой стороны, для обеспечения Максимальное напряжение, возникаю- эксплуатации материала с оптимальной щее в контакте двух сферических тел, удельной нагрузкой Р необходимо обеспечить равенство N 1000
ij
-макс .R2. gin-2( 3,14 6 sirf90°dP, Р,,. dS,,
где dS, - элементарная площадка, обе- SS S -,
кгс 30 см
кгс 30 см
спечив ающая оптимальную
эксплуатацию материала Выполняя условие выбиравкладьша на данном уровне.ется антифрикционньй материал вкладьгПри этом обязательно должно удов™ша, для которого Р,, 00 кгс/см.„
летворяться условие .Принимается количество сферических
35 элементов, составляющих вкладыш, .
РОПТ макс Далее определяется точность, с которой необходимо построить развертку. Поверхность вкладьша на данном уровне можно представить состоящей из JQOQj- sin 2 0° ,,, п частей размером dl 1 (где (,, q- 100 8 6
ширина элемента на данном уровне) - о
, . .Для tp О
-О , , г- о
dS, . n (1) °
45„л
тогдайР, Р..,. и.„.. (2) , 8™
тг/, /ONЧ 5 1,. 45° 2,1 см;
Приравнивая выражения (1) и (2), по-Ч
,50-4- 60 1 60° 1,8 см;
-N(р 75° 1,л 75° « 1,05;
РОПГ ..-cosc
tf 90° 1 90 0.
т Размер 1 откладывается симметрично относительно оси симметрии эле 2 sinif cosCf N sin 2( мента вкладыша. Полученные точки соЧ Ропт П R sin q , РОПГ n-R sin единяются плавной линией.
тО
ij
-макс .R2. gin-2( 3,14 6 sirf90° SS S -,
кгс 30 см
-О , , г- о
Предлагаемое устройство сферичес- icoft опрры отличается от известного 1гем, что в нем вкладыш из антифрик ционного материала вьтолнен из от 3(ельных сферических элементов, мери- сщональные оси симметрии которых пе ресекаются в точке, лежащей на оси пяты.
Использование сферической опоры в различных машинах и механизмах для яжелонагруженных узлов, работающих
1РИ низких скоростях скольжения, ПОЗзоляет снизить необходимую мощность 1ривОдов, их вес, повысить, в конеч ном итоге, эксплуатационные характе- истики всего механизма и машины в целом.
Формула изобретения
Сферическая опора, включающая опирающуюся на основание сферическую пяту и закрепленньй на поверхности шты антифрикционный вкладьш, о т л и ч а ю щ а .я с я тем, что., с це
3685176
лью сокращения потерь на трение, вкладьш выполнен в виде- соединенных мевду собой на полюсе сферы с меридн- с онально направленными осями симметрии сферических элементов, форма и размеры которых связаны соотношением
0
где 1
5
0
5
Ч
SRпCf 1
S. sin 2cp Ф п - R sin tp,
ширина сферического элемента на уровне, определяемом углом с| )
общая площадь антифрикционного вкладыша; радиус сферы пяты количество сферических элементов
угол между осью пяты ,и уров™ нем, на котором определяет ся ширина сферического эле мента|
максимальньй угол охвата бочей, поверхности пяты эле ментами вкладыша.
Фиг.2
Фи.З
Сферическая опора скольжения | 1978 |
|
SU769135A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Сферическая опора скольжения | 1980 |
|
SU964285A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-01-23—Публикация
1985-11-10—Подача