Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения электронасосов, длительное время работающих без ревизий.
Целью изобретения является повышение надежности подшипника.
На фиг.1 и 2 изображены варианты выполнения подшипника скольжения с элементом, контактирующим с валом, снабженным одним выступом и несколькими выступами соответственно.
Подшипник скольжения содержит корпус 1 и антифрикдионный вкладыш 2, который охватывает вал 3. В кор- пусе I закреплён контактирующий с |ралом элемент 4 с одним выступом или элемент 5 с несколькими выступами. Элементы 4 и 5 соединены с термопреобразователями 6, которые вьшолнены, например, в виде термопар.
Первоначально зазор между валом 3 и одним из выступов элементов 4 и 5 может быть равен рабочему зазору между валом 3 и антифрикционным вкла .дышем 2. Это может быть достигнуто путем их совместной обработки.
При вращении вала 3 антифрикционный вкладьш 2 подвергается износу. Одновременно происходит износ выступов элементов 4 и 5 подшипника скольжения, при этом первоначальньй уровень температуры элементов 4 и 5 определяется площадью контакта выступов переменного сечения с валом 3 и температурой среды, в которой работает подшипник. По мере износа ан . тифрикционвого вкладьшга 2 площадь . контакта выступов элементов 4 и 5 с валом 3 постепенно увеличивается, что приводит к плавному возрастанию температуры вышеуказанных элементов, отслеживающей износ их выступов.
При выполнении элементов 4 и 5 из легкоизнашиваемого теплопроводного материала, например алюминия, температура элементов 4 и 5 заметно возрастает, не вызывая износа вала 3.
При достижении предельного износа вал 50 соединенный с элементом, контакти3 входит в контакт не с выступом, а с самим элементом 4 или 5 подшипника скольжения, при этом площадь контакта, следовательно, и температура скачкообразно возрастает, что явля- ется сигналом к остановке вала 3.
При выполнении нескольких выступов на поверхности элемента 5, контактирующего с валом 3 (фиг.2), скач10
5 20
30 45
25
35
40
кообразное изменение выходного сигнала может соответствовать определенным стадиям износа антифрикционного вкладыша 2, что может быть импульсом для систем автоматического управления. Подшипник скольжения может эксплуатироваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими система- ми температурного контроля. Например, для исключения влияния температуры среды, в которой находится подшипник, он может эксплуатироваться совместно с термопреобразователем, фиксирующим температуру среды.
Подшипник скольжения особенно эффективен при использовании в электронасосах, которые доллшы длительное время работать без остановок для проведения ревизий и профилактических мероприятий, например, в погруж- нык насосах.
Известно, что подъем и опускание электронасоса в скважине - трудоемкая и продолжительная операция, по стоимости сравнимая со стоимостью самого агрегата, поэтому профилактические работы в процессе эксплуатации обычно не производятся, т.-е. электронасос работает до отказа, вызванного разрушением или поломкой одного из узлов, после чего требуется его капитальный ремонт, а одним из определяющих факторов безотказной работы этих агрегатов является работоспособность подшипниковых опор. При использовании изобретения появляется возможность предотвратить отказ электродвигателя, что позволит вместо капитального ремонта произвести лишь замену износившегося вкладьш1а. Таким образом, ресурс работы электродвигателя до капитального ремонта может быть увеличен в 2-3 раза по сравнению с базовым вариантом.
Формула изобретения 1. Подшипник скольжения, содержащий антифрикционный вкладьш, охватывающий вал и термопреобразователь.
рующим с валом, отличающий- с я тем, что, с целью повьшгения надежности, элемент установлен со стороны торца вкладьш1а и выполнен с выступом переменного сечения в форме трапеции с основанием, обращенным к термопреобразователю, и вы- ,сотой, соответствующей величине допустимого износа вкладьш1а.
3-12868444
2. Подшипник по п. 1, о т л и - выполнен по меньшей мере с двумя высту- чающийся тем,- что элемент пами переменного сечения разной высоты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двигатель внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1214938A1 |
Способ восстановления деталей | 1986 |
|
SU1360951A1 |
Регулируемый подшипник скольжения | 1987 |
|
SU1449721A1 |
Опора скольжения | 1984 |
|
SU1224482A1 |
Подшипник скольжения | 1981 |
|
SU1143901A1 |
Подшипник скольжения | 1982 |
|
SU1124137A1 |
Подшипник скольжения | 1986 |
|
SU1428854A1 |
Узел трения скольжения | 1985 |
|
SU1379511A1 |
Подшипник скольжения с устройством определения износа | 1986 |
|
SU1346864A1 |
Уплотнение вращающегося вала | 1986 |
|
SU1397663A1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниках скольжения электронасосов, длительное время работающих без ревизий. Целью изобретения является повьшение надеж,ности. Подшипник скольжения состоит ИЗ корпуса и антифрикционного вкла- дьша, который охватывает вал. В корпусе закреплен элемент, контактирующий с валом с одним выступом. Элемент соединен с термопреобрпзо- вателем, который выполнен, например, в виде термопары. Выступ выполнен переменного сечения в форме трапеции с основанием, удаленным от рабочей поверхности вала, и высотой, соответствующей величине допустимого износа вкладыша. Элемент может быть выпол- .нен по меньшей мере с двумя выступами переменного сечения разной высоты. При этом скачкообразное изменение выходного сигнала соответствует определенным стадиям износа вкладыша, что может служить сигналом для систем автоматического управления. 1 3.п. ф-лы. 2 ил. § 00 Од сх 4ib 4аь
3 ,
.
Pui./
/
%%|
-- Составитель Т.Хромова Редактор И.Рыбченко Техред Л. Сердюков а Корректор Е.Сирохман
,,,,..-™. .«.в.-.-...,-..«-.--.«.и.-«---«-1 --. ----------- ----- - - -
Заказ 7700/37 Тираж 758Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Жг35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
. 2
Подшипник скольжения | 1977 |
|
SU715838A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Авторы
Даты
1987-01-30—Публикация
1985-03-11—Подача