Подшипник скольжения Советский патент 1987 года по МПК F16C17/24 

Описание патента на изобретение SU1286844A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения электронасосов, длительное время работающих без ревизий.

Целью изобретения является повышение надежности подшипника.

На фиг.1 и 2 изображены варианты выполнения подшипника скольжения с элементом, контактирующим с валом, снабженным одним выступом и несколькими выступами соответственно.

Подшипник скольжения содержит корпус 1 и антифрикдионный вкладыш 2, который охватывает вал 3. В кор- пусе I закреплён контактирующий с |ралом элемент 4 с одним выступом или элемент 5 с несколькими выступами. Элементы 4 и 5 соединены с термопреобразователями 6, которые вьшолнены, например, в виде термопар.

Первоначально зазор между валом 3 и одним из выступов элементов 4 и 5 может быть равен рабочему зазору между валом 3 и антифрикционным вкла .дышем 2. Это может быть достигнуто путем их совместной обработки.

При вращении вала 3 антифрикционный вкладьш 2 подвергается износу. Одновременно происходит износ выступов элементов 4 и 5 подшипника скольжения, при этом первоначальньй уровень температуры элементов 4 и 5 определяется площадью контакта выступов переменного сечения с валом 3 и температурой среды, в которой работает подшипник. По мере износа ан . тифрикционвого вкладьшга 2 площадь . контакта выступов элементов 4 и 5 с валом 3 постепенно увеличивается, что приводит к плавному возрастанию температуры вышеуказанных элементов, отслеживающей износ их выступов.

При выполнении элементов 4 и 5 из легкоизнашиваемого теплопроводного материала, например алюминия, температура элементов 4 и 5 заметно возрастает, не вызывая износа вала 3.

При достижении предельного износа вал 50 соединенный с элементом, контакти3 входит в контакт не с выступом, а с самим элементом 4 или 5 подшипника скольжения, при этом площадь контакта, следовательно, и температура скачкообразно возрастает, что явля- ется сигналом к остановке вала 3.

При выполнении нескольких выступов на поверхности элемента 5, контактирующего с валом 3 (фиг.2), скач10

5 20

30 45

25

35

40

кообразное изменение выходного сигнала может соответствовать определенным стадиям износа антифрикционного вкладыша 2, что может быть импульсом для систем автоматического управления. Подшипник скольжения может эксплуатироваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими система- ми температурного контроля. Например, для исключения влияния температуры среды, в которой находится подшипник, он может эксплуатироваться совместно с термопреобразователем, фиксирующим температуру среды.

Подшипник скольжения особенно эффективен при использовании в электронасосах, которые доллшы длительное время работать без остановок для проведения ревизий и профилактических мероприятий, например, в погруж- нык насосах.

Известно, что подъем и опускание электронасоса в скважине - трудоемкая и продолжительная операция, по стоимости сравнимая со стоимостью самого агрегата, поэтому профилактические работы в процессе эксплуатации обычно не производятся, т.-е. электронасос работает до отказа, вызванного разрушением или поломкой одного из узлов, после чего требуется его капитальный ремонт, а одним из определяющих факторов безотказной работы этих агрегатов является работоспособность подшипниковых опор. При использовании изобретения появляется возможность предотвратить отказ электродвигателя, что позволит вместо капитального ремонта произвести лишь замену износившегося вкладьш1а. Таким образом, ресурс работы электродвигателя до капитального ремонта может быть увеличен в 2-3 раза по сравнению с базовым вариантом.

Формула изобретения 1. Подшипник скольжения, содержащий антифрикционный вкладьш, охватывающий вал и термопреобразователь.

рующим с валом, отличающий- с я тем, что, с целью повьшгения надежности, элемент установлен со стороны торца вкладьш1а и выполнен с выступом переменного сечения в форме трапеции с основанием, обращенным к термопреобразователю, и вы- ,сотой, соответствующей величине допустимого износа вкладьш1а.

3-12868444

2. Подшипник по п. 1, о т л и - выполнен по меньшей мере с двумя высту- чающийся тем,- что элемент пами переменного сечения разной высоты.

Похожие патенты SU1286844A1

название год авторы номер документа
Двигатель внутреннего сгорания 1984
  • Матерков Виктор Григорьевич
  • Ляховицкая Генриэта Львовна
  • Старостин Николай Григорьевич
  • Чубаков Григорий Иванович
SU1214938A1
Способ восстановления деталей 1986
  • Гребнев Владимир Михайлович
  • Бондаренко Борис Григорьевич
SU1360951A1
Регулируемый подшипник скольжения 1987
  • Казимиров Игорь Павлович
  • Пистунов Игорь Николаевич
  • Балев Андрей Витальевич
  • Маневич Аркадий Исаакович
SU1449721A1
Опора скольжения 1984
  • Рязанов Сергей Дмитриевич
  • Баранин Владимир Васильевич
  • Киселев Геннадий Федорович
  • Алексеев Альберт Иванович
  • Дашевский Сергей Львович
  • Паталах Иван Иванович
  • Добролюбов Виктор Васильевич
SU1224482A1
Подшипник скольжения 1981
  • Купчинов Борис Иванович
  • Немогай Николай Викторович
  • Львов Александр Александрович
  • Худан Петр Алексеевич
  • Гончаренко Павел Васильевич
  • Деркач Михаил Максимович
SU1143901A1
Подшипник скольжения 1982
  • Максимов Геннадий Александрович
  • Верхотуров Юрий Евгеньевич
  • Шумков Владимир Михайлович
  • Спрогис Валерий Казимирович
  • Половникова Лидия Ивановна
SU1124137A1
Подшипник скольжения 1986
  • Пустовойт Юрий Иванович
  • Сайко Игорь Борисович
  • Крамаренко Семен Алексеевич
  • Конинская Светлана Васильевна
SU1428854A1
Узел трения скольжения 1985
  • Довбня Александр Васильевич
  • Коняев Юрий Сергеевич
  • Яковлев Евгений Николаевич
  • Бугаков Василий Иванович
  • Ярцев Юрий Васильевич
SU1379511A1
Подшипник скольжения с устройством определения износа 1986
  • Бурда Мирослав Иосифович
  • Белоусов Виталий Янович
  • Богатчук Иван Михайлович
  • Чорный Тарас Иванович
SU1346864A1
Уплотнение вращающегося вала 1986
  • Сергиенко Владимир Максимович
SU1397663A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 286 844 A1

Реферат патента 1987 года Подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниках скольжения электронасосов, длительное время работающих без ревизий. Целью изобретения является повьшение надеж,ности. Подшипник скольжения состоит ИЗ корпуса и антифрикционного вкла- дьша, который охватывает вал. В корпусе закреплен элемент, контактирующий с валом с одним выступом. Элемент соединен с термопреобрпзо- вателем, который выполнен, например, в виде термопары. Выступ выполнен переменного сечения в форме трапеции с основанием, удаленным от рабочей поверхности вала, и высотой, соответствующей величине допустимого износа вкладыша. Элемент может быть выпол- .нен по меньшей мере с двумя выступами переменного сечения разной высоты. При этом скачкообразное изменение выходного сигнала соответствует определенным стадиям износа вкладыша, что может служить сигналом для систем автоматического управления. 1 3.п. ф-лы. 2 ил. § 00 Од сх 4ib 4аь

Формула изобретения SU 1 286 844 A1

3 ,

.

Pui./

/

%%|

-- Составитель Т.Хромова Редактор И.Рыбченко Техред Л. Сердюков а Корректор Е.Сирохман

,,,,..-™. .«.в.-.-...,-..«-.--.«.и.-«---«-1 --. ----------- ----- - - -

Заказ 7700/37 Тираж 758Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Жг35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

. 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1286844A1

Подшипник скольжения 1977
  • Королев Эдуард Геннадиевич
  • Шейнберг Соломон Айзикович
  • Борисов Юрий Тимофеевич
SU715838A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках 1918
  • Чусов С.М.
SU1977A1

SU 1 286 844 A1

Авторы

Поклонов Сергей Владимирович

Орлов Алексей Генрихович

Юдкин Максим Ильич

Даты

1987-01-30Публикация

1985-03-11Подача