Изобретение относится к реставрации старой масляной, темперной живописи, в частности к составам для размягчения и придания пластичности при укреплении красочного слоя„
Цель изобретения - улучшение качества состава для снижения времени размягчения красочного слоя при устранении его деформации.
Пример 1, Проводят размягчение красочного слоя на реставрируемой иконе 18 века. Для этого на небольшой участок иконы размером имеющий жесткий кракелюр с приподня-
4 см
аоазри
нистчененя-
4 см ,
тыми краями, наносят мягкой кистью 1%-ный раствор яичного L ,oi-лецитина в этаноле ректификате (96%), дают впитаться. Через несколько минут повторяют операцию, накрывают этот участок фланелью и лленкой. Через 10- 15 мин компресс снимают и проверяют нажатием шпателя степень размягчения краски. Эффект размягчения достаточен. После этого проводят укрепление живописи обычным методом.
Пример 2. Проводят размягчение жесткого красочного слоя на иконе конца 18 - начала 19 веков. На
сд 1
4 СО
кусочек фланели наносят пипеткой 5%-ный раствор яичного L ,о6-лецитина в этиловом спирте с концентрацией 83%. Приготовленный таким образом кусочек фланели укладывают на заранее намеченный для размягчения участок живописи и покрывают пленкой. Через 15-20 мин компресс снимают и проверяют степень размягчения. Она достаточна для проведения последующей укладки частичек живописи.
ПримерЗ. Объект исследования такой же как в примере 2. На кусочек фланели наносят 5%-ный раствор яичного L,i d-лецитина в этаноле ректификате. Фланель накладывают на участок 5 смг с жестким красочным слоем, а сверху покрывают пленкой„ Через 8-10 мин компресс снимают. Сте- пень размягчения достаточна для проведения последующей укладки частичек живописи.
Пример4. Проводят пластификацию красочного слоя масляной живо- писи на образце учебной картины (холст, масло). В результате естественного старения и усадки в красочном слое картины возникают типичные деформации и трещины. Пластификацию красочного слоя проводят нанесением 10%-ного раствора яичного L -лецитина в этиловом спирте с концентрацией 85 мас.%о Раствор наносят на поверхность красочного слоя кистью и дают впитаться. Через некоторое время проводят измерение твердости красочного слоя по методу Супер Роквелла исходного образца в условных единицах - HP 1ST 80,7, а пластифициро- ванного - 76,8.
Пример 5. Проводят размягчение живописи (смешанная техника: масло, темпера) на иконе 18 века, живопись с жестким кракелюрой. На кусо- чек фланели пипеткой наносят 10%-ный раствор яичного Ъ.о глецитина в эта- ноле ректификате и делают компресс на поврежденный участок живописи, покрыв фланель полиэтиленовой плен- кой. Размягчение живописи достигаетс в течение 1-2 мин. После этого компресс снимают, остатки лецитина удаляют ватным тампоном и проводят укладку красочного слоя обычным методом.
Пример 6С Проводят размягчение красочного слоя при реставрации иконы 18 века. Для этого наносят
Q
5 0
5 Q Q
5 Q
5
5
на участок иконы, имеющий жесткий кракелюр7 кистью 5%-ным раствором яичного L d-лецитина в хлороформе, дают впитаться. Через несколько минут операцию повторяют и оставляют фрагмент живописи, накрыв его полиэтиленовой пленкой на 10-15 мин. Легким нажатием шпателя определяют степень размягчения чешуек краски. Эффект размягчения достаточен. После этого проводят укрепление живописи обычным методомо
Пример 7. Объект исследования тот же, что в примере 5. На кусочек фланели наносят 5%-ный раствор яичного Ь,о6-лецитина в 40%-ном растворе этанола. Фланель накладывают на участок с жестким красочным слоем и сверху накрывают пленкой„ Необходимая для дальнейшей работы степень размягчения достигается через 25- 30 мин.
В таблице приведены сравнительные данные по эффективности размягчения составов, где время размягчения - это время, необходимое для размягчения жесткого красочного слоя живописи до такой степени, чтобы при приложении постоянной нагрузки чешуйки красочного слоя распрямились необратимо, что, в свою очередь, позволяет провести следующие процессы их укладки и укрепления.
Как видно из таблицы, предлагаемый состав по сравнению с прототипом позволяет проводить стадию размягчения красочного слоя старой живописи, эффективно и быстро выпрямить деформированные чешуйки красочного слоя без разрушений за 1-30 минл Так как размягчение красочного слоя осуществляется фрагментарно, небольшими участками, то выигрыш во времени при реставрации всей иконы или картины намного увеличивается. При этом не происходит разрушения красочного слоя. Формула изобретения
Состав для размягчения красочного слоя при реставрации старой живописи, содержащий активньй компонент и растворитель, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества состава для снижения времени размягчения красочного слоя при устранении его деформации, он содержит в качестве активного компонента яичный L,cЈ- лецитин, а в качестве растворителя хлороформ или 40-96%-ный водный раст515744916
вор этанола при следующем соотноше-Яичный Ь,хЈ-лецитин
нии компонентов, мас.%:
Растворитель
Яичный Ь,хЈ-лецитин
Растворитель
1-10 Остальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ отслаивания записи на темперной живописи | 1981 |
|
SU962031A1 |
Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи | 1988 |
|
SU1546292A1 |
Способ реставрации живописи на холсте | 1986 |
|
SU1366430A1 |
Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи | 1988 |
|
SU1671477A1 |
Способ изготовления декоративных изделий с покрытием,имитирующим старину | 1985 |
|
SU1369924A1 |
Композиция для укрепления настенной масляной живописи | 1987 |
|
SU1475906A1 |
Способ приготовления композиции для укрепления красочного слоя темперной и клеевой монументальной и станковой живописи | 1988 |
|
SU1636254A1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ЖИВОПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ | 2012 |
|
RU2533319C2 |
Способ реставрации красочного слоя произведений монументальной живописи на штукатурке | 1990 |
|
SU1750979A1 |
Клеевая композиция для реставрации произведений темперной и масляной живописи | 1982 |
|
SU1134589A1 |
Изобретение относится к реставрации и позволяет улучшить качество состава для снижения времени размягчения красочного слоя при устранении его деформации. Смешивают 1 - 10 мас.% L, Α - лецитина с растворителем до 100%, в качестве которого используют хлороформ или 40 - 96%-ный водный раствор этанола. 1 табл.
Наименование показателей
Примеры
ITI3ILT.LIZT1TE
Время размягчения,
мин 10-15 15-20
8-10 1520 1-2 10-15 25-30
Примеры
Прототип
Аналог
От нес- От несколь- кольких ких часов часов до до суток суток
Яшкина Л.И,Укрепление и укладка красочного слоя произведений масляной живописи, имеющего жесткий кракелюр, М.: ВЦНИЛКР Сообщения, 1968, № 20, с | |||
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Реставрация станковой темперной живописи | |||
М.: Изобразительное искусство, 1986, сс 82-84 | |||
Петухов Н.Я.Укрепление обожженного красочного слоя с помощью желтково- скипидарной эмульсии | |||
ВЦНИЛКР Художественное наследие, 1976, № 1 |
Авторы
Даты
1990-06-30—Публикация
1988-04-13—Подача