Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах переключения передач.
Целью изобретения является упрощение конструкции механизма, что достигается за счет исключения ряда элементов конструкции путем совмещения нескольких функций, выполняемы одним и тем же элементом.
На фиг. 1 изображен механизм переключения передач; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, рычаг, нейтральное положение; на фиг. 3 и 4 - то же, рычаг, рабочее положение; на фиг. 5 - рычаг механизма переключения; на фиг. 6 и 7 - Соответственно схема взаимодействия выступа рычага со штифтом и схема сил при этом взаимодействии; на фиг. 8 и 9 - соответственно схема взаимодействия выступа рычага с соседними штифтами и схема сил при взаимодействии наружной стороны клина выступа со штифтом.
Механизм переключения передач содержит барабан 1 с установленными по его окружности параллельно оси цилиндрическими штифтами 2 и размещенный в перпендикулярной этой оси плоскости рычаг 3 с двумя треугольными в этой же плоскости выступами 5 и 4 со встречно направленными вершинами треугольников и впадиной между ними для взаимодействия со штифтами 2 барабана 1. В рабочем положении рычага 3 (фиг. 3, 4 и 8) стороны треугольника каждого выступа 4 и 5 ка- сательны соседним штифтам 2. Угол при вершине треугольника определен из соотношения
g i F Т,
где U - угол при вершине треугольника,
л. - угол между удаленной по отношению к впадине стороной треугольника и линией центров соответствующего штифта 2 и барабана 1; р - угол трения для пары штифт 2 - выступ 4 (5), выбранный равным или меньшим угла у, Рычаг 3 установлен с возможностью поворота на оси 6 кривошипа 7. Последний закреплен на валу 8 переключения, поворачиваемом ножной педалью (не показана) . На валу 8 установлена возвратная пружина 9 двойного действия. Между усиками возвратной
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
пружины 9 размешены закрепленньш на кривошипе 7 упор 10 и закрепленный на корпусе 11 упор 12. Рычаг 3 поджимается к штифтам 2 барабана 1 пружиной 13. На барабане 1 выполнены лунки 14 для взаимодействия с фиксатором 15 и криволинейные кольцевые пазы 16-18 для взаимодействия с вилками 19-21 переключения передач. В отличие от остальных криволинейный кольцевой паз-16 не замкнут в окружном направлении и имеет глухие стенки 22.
Механизм переключения передач работает следующим образом.
В процессе переключения передачи кривошип 7 совершает угловое переме- шение с валом 8 от движения ножной педали (не показана). Рычаг 3 линейно перемещается, прижимаясь своей впадиной одновременно к двум штифтам 2 барабана 1 пружиной 13. В зависимости от перемещения кривошипа 7 вправо или влево один из выступов, например 4, захватывает штифт 2 барабана 1, заставляя последний совершить поворот, совпадаюш 1й с движением рычага 3, который соответствует расстоянию между двумя соседними штифтами 2.
Движение рычага производится до тех пор, пока соседний с захваченным штифтом 2 не коснется удаленной по отношению к впадине стороны треуг ольни- ка выступа 4 (фиг. 3 и 8). В этот момент барабан 1, повернутый на угол, соответствующий включенной передаче, остановится. Остановится и рычаг 3. Механизм заклинит. Самоторможение рычага 3 обеспечивается клиновидностью выступа 4, клин которого является зaпиpaюш м при взаимодействии с соседними штифтами 2.
В момент переключения передачи, когда рычаг 3 при своем перемещении поворачивает барабан 1 на штифт 2, от ножной педали действует движущаяся сила Р. Схема сил, действующих на выступ А, показана на фиг. 6 и 7. При воздействии внешней силы за счет разницы сил трения и сил полезного сопротивления выступ 4 втягивается вовнутрь барабана 1
Р sino т/ fN ,
где f - коэффициент трения;
d - угол наклона ближней по отношению к впадине стороны треугольника выступа 4.
Угол о принимается в пределах 25-35 , исходя из условия, что при обратном ходе кривошипа 7 нужно обеспечить беспрепятственное соскальзывание рычага 3 со штифтов 2 под действием противоположно направленного усилия Р. От действия движущей силы Р относительно оси вращения барабана 1 появляется момент. Во время заклинивания выступа 4 между соседними штифтами 2 появляется окружное усилие (фиг. 8 и 9).
Силы полезного сопротивления ( sin;)-) больше сил трения F fN, чтобы при снятии нагрузки они могли бы преодолеть силы трения и вызвать перемещение выступа вниз. Это условие обеспечивается при ) гр.
При снятии усилий с педали кривошип 7 под действием уже возвратной пружины 9 движе тся влево и возвращается в исходное положение (нейтральное) . Вместе с кривошипом 7 движется и рычаг 3. От самопроизвольного обратного поворота после прекращения действия движущей силы барабан 1 блокируется фиксатором 15. При возврате в исходное положение усилие пружины 9 воздействует через рычаг 3 на штифт 2, удаленной по отношению к впадине стороной треугольника выступа 4. Рычаг 3 при этом движется вниз (выступ 4 -соскальзывает со штифтов 2). Сжимается пружина 13, чтобы затем рычагу 3 стать в нейтральное положение, прижавшись впадиной к штифтам 2 (фиг. 2). Йри движении рычага 3 вниз на выступ 4 действуют тангенциальные силы Т, и Т, которые, создавая момент относительно оси 6 вращения рычага 3, стремятся сдвинуть выступ 4 вниз относительно штифтов 2 барабана 1:
Т, Ptg(p+c/) , Tt РО.Р sin(/5-T),
где /5 - угол наклона удаленной стороны треугольника; в - угол трения пары штифт-выступ.
При заторможении выступ 4 удерживается, если О или Роир sin() - Ptg(p + (y) 0.
Если Р окр Р, то условие самоторможения треугольного выступа 4
(f,-ct} i (p+f) ,
где (/j-o ) V угол при вершине треугольника.
При f j- угол при вершине треугольника не должен быть больше двойного угла трения.
Переключение передач с использованием выступа 5 аналогично описанному. При переключении на высшую передачу (пятую) или низшую (первую) движение рычага 3 ограничивается вилкой 19, которая в положении включенной передачи упирается в стенку 22 криволинейного паза 16.
Таким образом, ограничение дви--..е- ния рычага 3 и барабана 1 до любого заданного положения производится
путем заклинивания выступов 4 и 5 рычага 3, обеспечиваемого геометрией треугольника. Это позволяет избежать дополнительных ограничителей и фиксаторов, что упрощает конструкЦию.
Формула изобретения
Механизм переключения передач, содержащий барабан с установленными по его окружности параллельно оси цилиндрическими штифтами и размещенный в перпендикулярной этой оси плоскости рычаг с двумя треугольными в этой же плоскости выступами со встречно направленными вершинами треугольников и впадиной между ними для взаимодействия со штифтами барабана, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, в рабочем положении рычага стороны треугольника каждого выступа каса- тельны к соседним штифтам, а угол при вершине треугольника определен
из соотношения
Ц.р.у,
где V - угол при вершине треугольника j
I - угол между удаленной по отношению к впадине стороной треугольника и линией центров соответствующего штифта и барабанаi
Р - угол трения для пары штифт- выступ, выбранный равным или меньшим угла v
о
Фиг. I
J2
9
ю
фиг А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм переключения передач | 1972 |
|
SU510404A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЛИСТОВЫХ ДЕТАЛЕЙ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ФЛАНЦЕВ ИЗ ШИН К ВОЗДУХОВОДАМ И СЕКЦИЙ КАРМАННЫХ ФИЛЬТРОВ ОЧИСТКИ ВОЗДУХА | 2015 |
|
RU2617805C2 |
Механизм переключения передач | 1970 |
|
SU472055A1 |
Аэродинамическое судно | 2015 |
|
RU2609577C1 |
Привод транспортного средства, приводимого в действие мускульной силой человека | 1986 |
|
SU1505832A1 |
Велотренажер | 1989 |
|
SU1694163A1 |
ЗАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ | 2021 |
|
RU2829373C1 |
Механизм зигзага швейной машины | 1974 |
|
SU633493A3 |
Абразивный отрезной круг | 1983 |
|
SU1140943A1 |
РЕЖУЩАЯ ГОЛОВКА ЛЕДОБУРА | 2014 |
|
RU2561751C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель - упрощение конструкции - достигается за счет исключения ряда элементов путем совмещения нескольких функций, вьтолняемых одним и тем же элементом. Кривошип 7 установлен на валу.8, связанном с педалью переключения. На кривошипе 7 с возможностью поворота относительно оси 6 установлен рычаг 3 с треугольными выступами 4 и 5 и впадиной между ними для взаимодействия со штифтами 2 барабана 1. Последний имеет канавки для взаимодействия с вилками переключения передач. В рабочем положении рычага 3 стороны треугольника каждого выступа 4, 5 касательны к соседним штифтам 2, Угол у при вершине треугольника определен из соотношения ф j: f.y f } Уол мвХцу удаленной по отношению к впадине стороной треугольника и линией центров соответствующего штифта 2 и барабана 1, р - угол трения для пары штифт-выступ, выбранный равным р ТПри переключении передач кривошип 7 совершает угловое перемещение. Рычаг 3 выступом, например 4, захватывает штифт 2 и поворачивает барабан 1 на угол, соответствующий вклюг чению требуемой передачи. Фиксация рычага 3 и барабана 1 в этом положении обеспечивается заклиниванием выступа 4 между соседними штифтами 2 благодаря геометрии треугольника выступа 4. В результате не треЬует- ся дополнительных стопоров и ограничителей, что упрощает конструкцию. 9 ил. Л-А i СЛ 00 г СЛ 1чЭ СЛ
(
ери г, 6
фиг.7
окрфиг. 9
Патент США № 3464280, кл | |||
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада | 0 |
|
SU74A1 |
Авторы
Даты
1988-03-07—Публикация
1986-09-17—Подача