ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Советский патент 1995 года по МПК B60K17/24 

Описание патента на изобретение SU1380118A1

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к автомобилестроению, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для передачи крутящего момента между двумя валами с перекрещивающимися или пересекающимися осями.

Целью изобретения является повышение надежности главной передачи в целом путем повышения технологичности и точности регулировки преднатяга подшипников.

На чертеже показана двухступенчатая главная передача, общий вид.

Предлагаемое устройство содержит коническую 1 и ведущую цилиндрическую 2 шестерни главной передачи, установленные на двух опорах в картере 3 главной передачи ведущего моста. Передняя опора выполнена в виде радиального цилиндрического роликоподшипника 4, задняя состоит из двух конических роликоподшипников 5 и 6 одинаковой размерности, размещенных в стакане 7 и зафиксированных в нем от осевого смещения с помощью следующих элементов: гайки 8, имеющие две наружные резьбовые поверхности 9 и 10 разного диаметра; замковой шайбы 11, входящей тремя внутренними усами 12 в пазы 13 гайки, а также контргайки 14. Гайка 8, контргайка 14 стопорятся загибом края замковой шайбы 11 в паз 15 стакана 7 и паз 16 контргайки 14, Стакан с подшипниками фиксируется от осевого смещения относительно шестерни с помощью опорной шайбы 17 и гайки 18.

Регулировка предварительного натяга подшипников приводится вне картера главной передачи и без установки на шестерню, в приспособлении затяжкой гайки 8 роликоподшипников 5 и 6 до установленной инструкцией величины момента проворота подшипников. Затем в пазы 13 гайки 8 устанавливают замковую шайбу 11 и наворачивают контргайку 14 на резьбовую поверхность 10 гайки 8. Удерживая шайку 8 от проворота относительно стакана 7, затягивают контрагайку 14 моментом, намного превышающим момент затяжки гайки 8 при регулировке подшипников. Одинаковое направление нагрузки на витки резьбы гайки 8 при ее затяжке и затяжке контргайки 14 не оказывает влияния на изменение преднатяга и обеспечивает неподвижное резьбовое соединение гайка 8 стакан 7 при всех видах нагружения. Гайка 8 и контргайка 14 стопорятся от самоотворачивания за счет трения в резьбе и дополнительно загибом наружного края замковой шайбы 11 в пазы 15 стакана 7 и в паз 16 контргайки и 14 в любом взаимном положении стакана 7, гайки 8, контргайки 14 и тем самым позволяют проводить бесступенчатое регулирование преднатяга подшипников.

Отрегулированный по преднатягу подшипниковый узел устанавливают на шестерню 2 и в картер 3 при сборке главной передачи. Стакан 7 крепят к картеру, а внутренние кольца подшипников стягивают через опорную шайбу 17 гайкой 18.

Применение гайки и контргайки для регулировки подшипников позволяет легко и просто с использованием простейших приспособлений проводить повторную регулировку для компенсации износа подшипников при эксплуатации главной передачи.

При эксплуатации главной передачи в зацеплениях шестерен 1 и 2 возникают радиальные и осевые нагрузки, воспринимаемые передней и задней опорами. На переднем ходу транспортного средства гайки 8 воспринимает осевую нагрузку от зацепления шестерен и осевое усилие, получаемое от разложения радиальной нагрузки на наружном роликоподшипнике 6 задней опоры.

На заднем ходу осевые усилия в зацеплениях шестерен 1 и 2 взаимно компенсируются, поэтому гайка 8 нагружается только усилием от разложения радиальной нагрузки на роликоподшипнике 6. Кроме вышеупомянутых усилий на гайку 8 (изменяющихся в зависимости от условий достижения транспортного средства) действуют постоянно осевое усилие преднатяга подшипников и осевое усилие от затяжки контргайки 14. Контргайка 14 и гайка 18 нагружены осевыми усилиями затяжки.

Похожие патенты SU1380118A1

название год авторы номер документа
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1986
  • Барун В.Н.
  • Панфилов В.М.
  • Назарян А.С.
  • Паршин Н.Е.
  • Ширяев М.Д.
SU1365561A1
Двойная главная передача ведущего моста транспортного средства 1986
  • Кудаков Константин Дмитриевич
  • Паршин Николай Егорович
  • Мигунов Анатолий Федорович
  • Балабанов Владимир Николаевич
SU1342760A1
Двойная главная передача ведущего моста транспортного средства 1983
  • Гурский Владимир Антонович
  • Назин Анатолий Иванович
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Лемачко Виктор Владимирович
SU1123901A1
Редуктор главной передачи транспортного средства 1985
  • Земеров Михаил Юрьевич
  • Лайок Владлен Владимирович
  • Мотовилов Александр Георгиевич
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1306751A1
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1988
  • Фасхиев Х.А.
  • Пермяков А.В.
  • Гребенюк А.Н.
  • Новицкий К.И.
SU1601897A1
УЗЕЛ ВЫХОДНОГО ВАЛА ПРОХОДНОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ 2014
  • Логунов Юрий Михайлович
  • Кашапов Альберт Рашидович
  • Кулышев Алексей Николаевич
RU2550096C1
РЕДУКТОР ПРИВОДА РОТОРА МАШИНЫ ДЛЯ ДОБЫЧИ КОРНЕЙ СОЛОДКИ 1999
  • Салдаев А.М.
  • Колганов А.В.
  • Рогачев А.Ф.
  • Бородычев В.В.
  • Салдаев Г.А.
  • Лисконов А.А.
RU2159031C1
Подшипниковый узел 1989
  • Капустин Юрий Иванович
SU1749565A1
БОРТОВОЙ РЕДУКТОР СНЕГОБОЛОТОХОДА 2023
  • Терешин Алексей Валерьевич
  • Солдаткин Владислав Александрович
RU2811169C1
СПОСОБ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Богатов Николай Юрьевич
  • Власов Вадим Викторович
  • Прытков Вячеслав Борисович
  • Потапов Александр Иванович
  • Уткин Василий Германович
  • Одиноков Владимир Александрович
RU2363868C1

Реферат патента 1995 года ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к средствам для передачи крутящего момента между валами с пересекающимися и перекрещивающимися осями и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства. Цель изобретения повышение надежности главной передачи (ГП) в целом путем повышения технологичности и точности регулировки преднатяга подшипников. ГП -содержит ведущую цилиндрическую шестерню 2, у которой правая опора состоит из двух конических роликоподшипников, установленных по схеме "Х". Преднатяг конических роликоподшипников 5, 6 для обеспечения его стабильности и КПД регулируется вне картера ГП с помощью гайки 8, замковой шайбы 11 и контргайки 14. При регулировке гайки упирается в большой торец наружного кольца наружного подшипника и обеспечивет оптимальную с точки зрения КПД и ресурса подшипников величину преднатяга. На гайку 8 устанавливается замковая шайба 11, фиксирующая ее от проворота. Для обеспечения надежности резьбового соединения при воздействии эксплуатационных нагрузок на хвостовик гайки наворачивается контргайка 14, опирающаяся на торец стакана 7 подшипников. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 380 118 A1

ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая вал с ведомой конической и ведущей цилиндрической шестернями, установленный на двух опорах в каретке главной передачи, одна из которых выполнена из двух конических роликовых подшипников, установленных в стакане с направлением вершин конусов в противоположные стороны, устройство регулировки предварительного натяга подшипников, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности главной передачи в целом путем повышения технологичности и точности регулировки преднатяга подшипников, устройство регулировки представляют собой выполненную с центральным отверстием регулировочную гайку, ввернутую в стакан до контакта с торцом наружного кольца внешнего подшипника и выполненную со ступицей с винтовой нарезкой для установки замочной шайбы с отгибом лепестков в тело стакана и контргайки, навернутой на ступицу регулировочной гайки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1380118A1

Медведков В.И
и др
Приспособление для разводки рогов вил 1925
  • Витт К.Н.
SU5320A1
М.: ДОСААФ, СССР, 1981, с.176, рис.4,24.

SU 1 380 118 A1

Авторы

Спиридонов Н.П.

Паршин Н.Е.

Даты

1995-12-10Публикация

1986-07-18Подача