Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых опорах главных передач автомобилей.
Известен подшипниковый узел главных передач автомобилей, собираемых с предварительным натягом, содержащий конические роликовые подшипники и регулятор натяга, состоящий из регулировочных колец, размещенных между обоймами, и резьбового соединения.
В известном подшипниковом узле пред- натяг создается резьбовым соединением, а величина его зависит от размера регулировочных колец. Используемые регулировочные кольца и детали резьбовых соединений имеют повышенную жесткость При износе подшипников и исчезновении преднатяга дополнительная нагрузка на кольца не ведет к существенному изменению их осевой деформации, поэтому не способствует сближению внутренних колец подшипников и, соответственно, повышению пробега подшипникового узла до образования зазора.
Известны подшипниковые узлы с регулировочными втулками, имеющими повышенную осевую податливость. При износе подшипников и уменьшении преднатяга повышение нагрузки на втулку не прйёодит к существенной ее деформации из-за жестких упорных шайб и деталей резьбового соединения. Недостатком этого узла является низкий ресурс его появления осевого зазора в подшипниках.
Цель изобретения -увеличение ресурса работы до образования допустимого осевого зазора.
Это достигается тем, что в предлагаемом подшипниковом узле, содержащем установленные в корпусе и на валу рэдиально-упор- ные подшипники, размещенное между их внутренними кольцами упругое регулировочное средство, а также установленную на валу с торца внутреннего кольца одного из подшипников регулировочную гайку, между торцами регулировочной гайки и внутреннего кольца подшипника выполнен упругий элемент, при этом упругое регулировочное средство и упругий элемент выполнены с переменной в радиальном направлении жес(Л
С
vj
4 Ч СП
о ел
ткостъю. Упругий элемент выполнен в виде тарельчатой пружины.
В процессе эксплуатации происходит осевой износ подшипников, усилие предна- тяга подшипников уменьшается, нагрузка на упругие регулировочные средства увеличивается. Вследствие этого упругие средства сжимаются, внутреннее кольцо подшипника смещается, компенсируя осевой износ подшипника и тем самым увеличивая ресурс узла до образования осевого зазора.
На чертеже изображен подшипниковый узел, разрез.
Подшипниковый узел состоит из установленных в корпусе и на валу-шестерне 1 ради- ально-упорные подшипники 2 и 3, между внутренними обоймами которых установлены регулировочные средства 4, выполненные упругими с переменной жесткостью (например, в виде тарельчатой пружины) Подшипники 2 и 3 поджимаются упругим элементом 5, выполненным, например, в виде тарельчатой шайбы с переменной жесткостью. Жест- костные характеристики регулировочных средств 4 и элементы 5 имеют зону с пониженной жесткостью в области осевых нагрузок, соответствующей регламентному моменту затяжки гайки 6. При сборке предлагаемого подшипникового узла гайки 6 резьбового крепления закручивается определенным моментом. Усилие затяжки гайки б создает предварительный натяг подшипников 2 и 3 и обеспечивает сжатие регулировочных средств тарельчатых пружин 4. При этом
0
5
0
5
0
5
осевые упругие деформации пружин 4 и упорной шайбы 5 достаточно велики. В эксплуатации происходит износ подшипников, уменьшаются их осевые размеры. Это приводит к уменьшению предварительного на- тяга подшипников. Поскольку усилие затяжки гайки 6 остается неизменным, нагрузка на регулировочные средства 4 возрастает, что приводит к их дополнительной осевой деформации и, соответственно, к некоторому перемещению внутреннего кольца подшипника 3. Этим достигается компенсация износа подшипников.
Формула изобретения
1.Подшипниковый узел, содержащий установленные в корпусе и на валу радиаль- но-упорные подшипники, размещенное между их внутренними кольцами, упругое регулировочное средство, а также установленную на валу с торца внутреннего кольца одного из подшипников регулировочную гайку, отличающийся тем, что, с целью увеличения ресурса работы до образования допустимого осевого зазора, он снабжен расположенным между торцами регулировочной гайки и внутреннего кольца подшипника упругим элементом, при этом упругое регулировочное средство и упругий элемент выполнены с переменной в радиальном на правлении жесткостью.
2.Узел по п. 1, отличающийся те что упругий элемент выполнен в виде т$ рельчатой пружины.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1986 |
|
SU1380118A1 |
Способ создания осевого предварительного натяга в подшипниковом узле | 1990 |
|
SU1733944A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2268412C1 |
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2140700C1 |
Подшипниковый узел | 1989 |
|
SU1751510A1 |
Способ обеспечения осевого преднатяга в подшипниковом узле | 1982 |
|
SU1068756A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2024160C1 |
Центральный редуктор ведущего моста транспортного средства | 1989 |
|
SU1703506A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2086816C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1995 |
|
RU2134366C1 |
Использование: машиностроение. Сущность изобретения узел содержит установленные в корпусе и на валу радиалъно-упорные подшипники 2 и 3. Между их внутренними кольцами размещено упругое регулировочное средство 4. На валу 1 с торца внутреннего кольца одного из подшипников установлена регулировочная гайка 6 Между торцом гайки и торцом внутреннего кольца подшипника 3 расположен упругий элемент 5, который так же как и регулировочное средство 4 выполнен с переменной в радиальном направлении жесткостью, 1 з.п ф- лы, 1 ил.
Дунаев П.Ф | |||
Конструирование узлов и деталей машин М Высшая школа, 1985, с | |||
Аппарат для передачи фотографических изображений на расстояние | 1920 |
|
SU170A1 |
рис | |||
Ударно-вращательная врубовая машина | 1922 |
|
SU126A1 |
Авторы
Даты
1992-07-23—Публикация
1989-02-13—Подача