со
СХ)
4
со |
xvt
1384737
Изобретение относится к промыслонов
вой геофизике и может быть использовано для определения профиля искривленных скважин,пробуренных в породах любой магнитной интенсивности.
Целью изобретения являеюл шение точности измерений.
На чертеже приведена кинематическая схема инклинометра.
Инклинометр содержит i opnyc 1, внутри которого размещены чувствительный элемент 2, выполненный в виде маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции, центр тяжести которого совпадает с его осью 3, подвес 4 чувствительного элемента 2, связанный с валом двигателя 5, узел 6 для съема сигнала, который выполнен в виде датчика скорости поворота чувствительного элемента 2.
Для измерения угловой скорости вра щения чувствительного элемента в данном случае могут быть использованы различные методы, например индукционный, магнитоиндукционный или метод дифференцирования. При использовании индукционного метода в качестве датчика скорости поворота чувствительного элемента используют тахо- генератор.
Инклинометр работает следующим образом.
В процессе движения инклинометра по наклонной скважине на чувствительный элемент 2 во вращающемся от двигателя 5 подвесе 4 действуют моменты центробежных и кориолисовых сил инерции, под влиянием которых чувствительный элемент колеблется с частотой принудительного вращения О. относительно оси 3.
Уравнение движения чувствительного элемента записывается в виде:
J,y +() (Q+a COS0 ) lf J| (9sin ;7t-a sin6 cosj7t-a9cos9cosS2t) + 1Го + (Л,-J,)((2+a cusQ ) (GcosQt +
+ a sinO sinnt),(t)
где J,, Jj, Jj - моменты инерции чувствительного элемента относительно соответствующих осей; зенитный УГОЛ}
а - азимуту
t - время.
9 Обычно влиянием подчеркнутых членов при анализе работы инклинометра в первом приближении пренебрегают.
Для точных инклинометров следует учитывать BJШяниe угловых ускорений и наличие проекции угловой скорости изменения азимутального угла на ось вращения вала двигателя. Если чувствительньш элемент выполнен в виде симметричного маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции (), то уравнение динамики (1) может быть предста влено следующим
образом:
J,Y J, -т- (0sinnt-a sinGcosQt)
(2)
Из уравнения (2) следует, что Г 9 sinQt-a sinQcosQt. (3)
По данной скорости поворота чувствительного элемента 2 с помощью узла .6 для съема сигнала, который выполнен в виде датчика скорости поворота чувствительного элемента,определяют угловые скорости а sinS и б , а затем зенитный угол и азимут.
Выполнение чувствительного элемента в виде маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции, а узла для съема сигнала в виде датчика скорости поворота чувствительного элемента позволяет исключить погрешности измерений из-за влияния угловых ускорений и угловой скорости корпуса инклинометра вокруг оси вала двигателя.
Формула изобретения
Инклинометр, содержащий корпус, внутри которого размещены чувствительный элемент, подвес чувствительного элемента, связаннътй с валом двигателя, и узел для съема сигнала, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений, чувствительный элемент выполнен в виде маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции, а узел для съема сигнала - в виде датчика скорости поворота чувствительно го элемента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Инклинометр | 1981 |
|
SU977741A1 |
Инклинометр | 1983 |
|
SU1099061A1 |
Инклинометр | 1981 |
|
SU972070A1 |
Устройство для измерения кривизны горизонтальных и наклонных скважин | 1983 |
|
SU1141187A1 |
КОМПЛЕКС ИНКЛИНОМЕТРИЧЕСКОЙ СКВАЖИННОЙ АППАРАТУРЫ И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ СКВАЖИН | 2000 |
|
RU2193654C2 |
ИНКЛИНОМЕТР | 1995 |
|
RU2111454C1 |
ИНКЛИНОМЕТР | 1998 |
|
RU2172828C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЗЕНИТНЫХ И АЗИМУТАЛЬНЫХ УГЛОВ СКВАЖИН | 2011 |
|
RU2459951C1 |
Инклинометр | 1976 |
|
SU868056A1 |
Способ определения зенитного угла и азимута скважины и гироскопический инклинометр | 2018 |
|
RU2682087C1 |
Изобретение относится к промысловой геофизике и м.б. использовано дпя определения профиля искривленных скважин. Цель изобретения - повьпиение точности измерений. Инклинометр содержит корпус 1, внутри которого размещены чувствительный элемент 2, его подвес 4, связанньш с валом двигателя 5, и узел 6 для съема сигнала.Элемент 2 выполнен в виде маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции. Узел 6 вьшолнен в виде датчика скорости поворота элемента 2. По скорости поворота последнего с помощью узла 6 определяют угловые скорости, а затем зенитный угол и азимут. За счет такого выполнения элемента 2 и узла 6 исключаются погрешности измерений из-за влияния угловых ускорений и угловой скорости корпуса 1 вокруг оси вала двигателя 5. 1 ил. с S (Л
Браславский Д.А | |||
Приборы и датчики летательных аппаратов | |||
М.: Машиностроение, 1970, с | |||
Крутильный аппарат | 1922 |
|
SU234A1 |
Инклинометр | 1981 |
|
SU977741A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ измерения азимута наклонной скважины | 1977 |
|
SU663826A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1988-03-30—Публикация
1986-06-03—Подача