00 00 00
-J
а
Изобретение относится к машиностроению, к высокоресуррным соединениям деталей.
Цель изобретения - повьшение усталостной долговечности.
На фиг. 1-4 изображены эскизы этапов выполнения соединения деталей по предлагаемому способу,
,Для образования соединения необ;- ходимо нагрузить детали или их участки растягивающими усилиями Р (фиг.1) образовать отверстия в деталях, нагруженных растягивающими усилиями Р, где Q - усилия сверления (фиг, 2), затем запрессовать (втянуть) болты в отверстия в деталях, нагруженных растягивающими усилиями Р, с усилием G (фиг, 3), После снятия статической нагрузки в соединении сформировано локальное поле остаточных напряжений (|5д ) в зоне концентратора (фиг, 4).
Величина и направление действия статического растягивающего усилия соответствуют эксплуатационным нагрузкам.
Экспериментальное исследование эффективности разработанного способа проведено на однооснонагружаемых образцах-моделях соединений обшивки с полками нервюр крыла самолета. Ширина образцов В 50 мм; материал - Д1бАТл, Соединение выполнено болтами ОСТ 1,11856-76.
Болты запрессовывались с радиальным натягом, равным й 0; 0,5; 1,0; 1,5%т1 (d g - диаметр стержня болта) при наличии предварительной статической нагрузки растяжения на образец, равной РСТОТ 0; 3,0; 4,5; 6,0 кН, а-также запрессовывали после снятия предварительной статической нагрузки. Образцы испытывали при циклических нагрузках с Рд, 2,5/0,5 кН, что соответствует «а. 125/25 кг/МПа.
Результаты испытаний показывают, что с увеличением усилия статического растяжения при постановке болтов с радиальным натягом эффективность начального (назначенного) геометрического радиального натяга-возраста0
5
0
5
0
5
0
5
0
ет. Усталостная долговечность образцов соединения деталей, выполненных по разработанному способу, выше долговечности соединений, выполненных по известному способу, более чем в 4 раза.
Образование отверстия и последующая постановка в него крепежного элемента с радиальным натягом или, как минимум по скользящей посадке при наличии статической растягивающей нагрузки на деталь приводит к повышению фактического радиального натяга после снятия нагрузки, особенно в направлении действия статической нагрузки растяжения.
Повышение усталостной долговечности соединения деталей крепежными элементами объясняется ем, что увеличивается фактический радиальный натяг - радиальные усилия на стенки отверстий под крепежные элементы, и уменьшаются задиры и повреждения стенок отверстий в зонах возникновения усталостного Повреждения. Повышение радиального натяга несколько увеличивает среднее напряжение цикла, но при этом существенно уменьшает амплитудную составляющую напряжений, определяющую долговечность соединения.
Формула изобретения
Способ соединения деталей, включающий образование отверстий в соединяемых деталях, нагружение соединяемых деталей статической растягивающей нагрузкой и установку в отверстия крепежных элементов, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения усталостной долговеч- ности соединения деталей, нагружение соединяемых деталей статической растягивающей нагрузкой производят до образования отверстий, при этом величина и направление статической растягивающей нагрузки соответствуют эксплуатационным нагрузкам, а снимают упомянутую нагрузку после установки с радиальным натягом крепежных элементов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ соединения деталей | 1989 |
|
SU1656195A1 |
Способ предотвращения роста усталостных трещин в тонкостенных конструкциях | 1982 |
|
SU1054006A1 |
Способ получения болтового соединения деталей | 1991 |
|
SU1751463A1 |
Способ задержки роста усталостных трещин в конструкциях | 1983 |
|
SU1165552A1 |
Соединение деталей и способ сборки деталей | 1986 |
|
SU1444566A1 |
Способ получения соединения трех конструктивных элементов | 1990 |
|
SU1739083A1 |
Многорядное соединение деталей | 1990 |
|
SU1753077A1 |
Соединение деталей | 1985 |
|
SU1303747A1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ ДИСКА ТУРБОМАШИНЫ, ИМЕЮЩЕГО КОНЦЕНТРАТОРЫ НАПРЯЖЕНИЙ В ВИДЕ ОТВЕРСТИЙ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2730115C1 |
Способ задержки роста усталостных трещин | 1984 |
|
SU1191247A1 |
Изобретение относится к технологии машиностроения, к высокоресурсным соединениям деталей. Цель - повышение усталостной долговечности соединения деталей. Соединяемые детали предварительно нагружают статическими растягивающими усилиями, соответствующими по величине и направлению действия эксплуатационным нагрузкам. В растянутом состоянии деталей образовывают в них отверстия и устанавливают крепежные элементы. Затем снимают статическую нагрузку с детали. Повьпиение усталостной долговечности соединения деталей осуществляется яа счет увеличения фактического радиального натяга с уменьшением задиров и повреждений стенок отверстий под крепежные элементы. Повьппение радиального натяга увеличивает среднее напряжение цикла, при этом уменьшается амплитудная составляющая напряжений. 4 ил. i СЛ
Фи&1
Фuг.f
Фиг.3
и.
ост
Фие.4
Усталостные характеристики летат тельных аппаратов | |||
ХАЙ, вып | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Способ клепки | 1979 |
|
SU821023A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1988-04-15—Публикация
1986-10-20—Подача