Соединение деталей и способ сборки деталей Советский патент 1988 года по МПК F16B5/02 

Описание патента на изобретение SU1444566A1

СП

а

05

Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным многорядным соединениям деталей.

Цель изобретения - упроп ение конструкции и технологии сборки соединения.

На фиг.1 изображено соединение деталей до установки резьбовых крепежных элементов5 на фиг,2 - разрез А-А на фиг,1; на фиг,3 - геометрические параметры крайних рядов резьбовых крепежных устройств и отверстий под них для сборки соединения; на фиг,4 - соединяемые детали после установки крайних крепежных элементов, но до их проворота;.на фиг.5 - вид сбоку и,характер контактного взаимодействия соединяемых деталей и крайних рядов крепежных элементов после их проворота и осевой затяжки;.на фиг.6 - разрез Б-Б на фиг.4, соединяемая деталь и крайние ряды крепеж- ньж элементов после их установки, но до проворота, вид в плане; на фиг.7 разрез В-В на фиг.5, то же, после их проворота и осевой затяжки, вид в плане; на фиг.8 - вид сбоку и характер контактного взаимодействия соединяемых деталей и крайних рядов крепежных элементов после их установки, проворота, затяжки и приложения эксплуатационной нагрузки.

Соединение деталей состоит из соединяемых листов 1 и 2, соединительны

5

c

0

0

дов крепежных элементов 7 до положения, когда большая ось овала их попе-, речного сечения будет ориентирована вдоль линии действия предстоящей эксплуатационной нагрузки на соединение (фиг.7) с последующей их осевой затяжкой (фиг.5).

Для соединения первые ряды являются крайними рядами соединения. После установки и проворота крайних рядов крепежных элементов и их затяжки в соединяемых деталях вследствие эксцентричности крепежного элемента (несовпадение оси крепежного элемента с осью первого отверстия в одной из соединяемых деталей) происходит распор соединяемых деталей, возникают контактные напряжения от взаимодействия стержня болта и соединяемых деталей (фиг.5), которые по направлению противоположны контактным напряжениям в соединяемых деталях от приложения эксплуатационной нагрузки Р (фиг.8). При этом соседние, ряды болтов (возле первых) выполняют функцию своеобразной опоры, относительно которой происходит растяжение или сжатие элементов соединения. В результате уменьшения эксплуатационных напряжений смятия происходит увеличение усталостной- долговечности соединяемых деталей.

Необходимый и желательный техноло- гич.еский распор при пройороте крайних

Похожие патенты SU1444566A1

название год авторы номер документа
Способ получения соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новиков Геннадий Андреевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1756671A1
Многорядное соединение деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Андрющенко Владимир Михайлович
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1751461A1
Соединение деталей 1987
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1493804A2
Способ получения многорядного срезного соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1735625A1
Способ получения соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1735626A1
Соединение деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1733732A1
Способ получения болтового соединения деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Румянцева Марина Владимировна
SU1691589A1
Способ получения многорядного соединения деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
SU1691592A1
Способ получения соединения деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Низковский Владимир Львович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1754926A1
Соединение деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Анатолий Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Низковский Владимир Львович
SU1712685A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 444 566 A1

Реферат патента 1988 года Соединение деталей и способ сборки деталей

Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурным многорядным соединениям деталей. Цель - упрощение конструкции и технологии сборки соединения. Соединение деталей - 1-4 осуществлено рядами резьбовых крепежных элементов 5-8. Крайние ряды отверстий в со.единяемых деталях выполнены со смешением их осей. Поперечное сечение стержней крепежных элементов крайних рядов овальное, Вначале производят установку .и затяжку внутренних рядов крепежных элементов. Затем устанавливают крайние ряды крепежных элементов и поворачивают их большей осью овала поперечного сечения вдоль действия нагрузки. Затягивают эти крепежные элементы. Возникающие при повороте крепежных элементов технологические контактные напряжения уменьшают уровень эксплуатационных нагрузок по стенкам отверстий. Это способствует повышению усталостной долговечности. Технологические контактные напряжения создаются самими крепежными элементами. Это упрощает конструкцию соединенияжтех нологию его сборки. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 8 ил. (Л С

Формула изобретения SU 1 444 566 A1

40

45

накладок 3 и 4, четырех рядов крепеж- 35 рядов болтов создается при условии ных элементов, состоящих каждьй из (фиг.З) шайбы 5, гайки 6 и болтов 7 и 8.Крайние ряды болтов 7 устанавливают в отверстия соединяемых деталей, выполненные со смещением 9. Поперечное сечение внутренних рядов крепеж и 1х элементов. - круглое, а крайних рядов крепежных элементов 7 - овальное (фиг.2)о

Порядок сборки соединения следующий; сначала производят установку внутренних элементов в пакет из соединяемых пластин 1 и 2, соединительных накладок 3 и 4 с последующей их осевой затяжкой гайками 6 с использо- 50 ванием шайб 5, затем устанавливают крайние ряды крепежных элементов 7 с использованием технологической шайбы 10 (фиг,4) ориентированными большей осью овала их поперечного сечения перпендикулярно нии -действия предстоящей эксплуатационной

dg-dp 7/ti-ti /)t. Выбор геометрических параметров крайних рядов крепежных элементов и отверстий под них необходимо проводить в зависимости от конструкции соединения, механических свойств ма териала соединяемых деталей и крепе ных устройств. Целесообразно по кри терию усталостной долговечности выполнять несоосность отверстий такую чтобы ,, тогда 6;(0. Это усл вие можно реализовать при условии:

ut К -РЭ-СБ, где Кg- доля эксплуатационной наг

грузки, воспринимаемой кра ними крепежными элементами Cg - податливость крайнего ряда крепежных элементов.

55

Для беззадирной постановки болт в несорсные отверстия необходимо в полнить условие

нагрузки на соединение (фиг,6), за- тел производят проворот, крайних ря

рядов болтов создается при условии (фиг.З)

dg-dp 7/ti-ti /)t. Выбор геометрических параметров крайних рядов крепежных элементов и отверстий под них необходимо проводить в зависимости от конструкции соединения, механических свойств материала соединяемых деталей и крепежных устройств. Целесообразно по критерию усталостной долговечности выполнять несоосность отверстий такую, чтобы ,, тогда 6;(0. Это условие можно реализовать при условии:

ut К -РЭ-СБ, где Кg- доля эксплуатационной наггрузки, воспринимаемой крайними крепежными элементами; Cg - податливость крайнего ряда крепежных элементов.

Для беззадирной постановки болтов в несорсные отверстия необходимо выполнить условие

do-d р 7 ut,

При этом соотношение между диаметром отверстия do и величиной большой оси овала поперечного сечения крепежного элемента можно выдерживать практически во всем диапазоне системы допусков и посадок (посадки с зазором и с натягом).

Соединение деталей характеризуется тем, что центрирование при постановке крайнего ряда крепежных элементов запрессовкой (затягиванием) практически не отличается от постановки обычных (цилиндрических) крепежных элементов. Кроме того, меньше усилия запрессовки крайнего ряда болтов5 исключены возможные задиры на боковой поверхности отверстий под крайний ряд крепежных элементов и лучше ремонтопригодность соединения при за- мене крепежных элементов.

Для уменьшения усилий проворота крайнего ряда крепежных элементов после их установки рекомендуется выполнять их поперечное сечение в ви- де эллипса или по криволинейньм кривым (циклоидам), характерным при профилировании зубчатых зацеплений.

Формула изобретения

1. Соединение деталей, содержащее установленные в отверстиях соединяемых деталей ряды крепежных элементов и средство для создания предварительА-А

Фиг. 2

5

5

0

ноге напряжения в соединяемых деталях, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, в качестве средства для создания предварительного напряжения используются крепежные элементы крайних рядов, стержни которых выполнены с овальным поперечным сечением, при этом отверстия под них в соединяемых деталях несоосны.

2.Соединение деталей по п.1, отличающееся тем, что размер большей оси овала поперечного сечения стержней крепежных Э лементов крайних рядов равен диаметру отверстий под них в соединяемых деталях,

а разность между размерами большой и малой осей указанного овала не менее величины несоосности отверстий в соединяемых деталях под крепежные элементы крайних рядов.

3.Способ сборки деталей, включающий установку и затяжку рядов крепежных элементов, отличающий- с я тем, что вначале устанавливают и затягивают крепежные элементы внутренних рядов, затем ycтaнaвливaюt крепежные элементы крайних рядов с ориентированием большей осью|Овала поперечного сечения их стержней перпендикулярно линии действия нагрузки на соединение, производят поворот этих крепеуных элементов на 90° и затягивают их.

Фиг.з

Фиг.6

фиг. 7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1444566A1

Способ образования двухсрезного двухрядного соединения металлических пластин 1980
  • Карачурин Рамиль Салихович
  • Дунаев Валентин Васильевич
  • Рахманин Вячеслав Михайлович
SU881394A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Соединение деталей и способ сборки деталей 1984
  • Гребенников Александр Григорьевич
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Стебенев Валерий Николаевич
  • Тимченко Алексей Михайлович
  • Василевский Евгений Тимофеевич
  • Литвиненко Аркадий Евменович
SU1208335A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 444 566 A1

Авторы

Гребеников Александр Григорьевич

Румянцев Эдуард Николаевич

Стебенев Валерий Николаевич

Василевский Евгений Тимофеевич

Шаманов Александр Григорьевич

Даты

1988-12-15Публикация

1986-10-15Подача