Способ соединения деталей Советский патент 1991 года по МПК F16B5/02 B21J15/02 

Описание патента на изобретение SU1656195A1

Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным соединениям деталей крепежными элементами.

Цель изобретения - повышение усталостной долговечности соединения деталей.

На фиг. 1-4 представлены основные этапы выполнения способа соединения деталей.

Для выполнения способа необходимо нагрузить соединяемые детали или их участок статическими растягивающими усилиями Рст, перпендикулярными по направлению эксплуатационным нагрузкам РЭКСПЛ. (фиг.1); образовать отверстия в деталях, нагруженных статическими растягивающими усилиями Рст (фиг.2); запрессовать (втянуть) болты (втулки) в отверстия в соединяемых деталях, нагруженных статическими растягивающими усилиями Рст (фиг.З); после снятия статической растягивающей нагрузки в соединении сформировано локальное поле остаточных напряжений OOCT, максимальных по величине в точках А и В - в зонах возникновения усталостных трещин (фиг.4).

Существенными и важными (с точки зрения технической эффективности способа по повышению усталостной долговечности) являются два взаимозависимых технологических параметра: величина предварительного технологического усилия растяжения; величина натяга в месте установки крепежного элемента.

После приложения технологического усилия растяжения перпендикулярно будущей эксплуатационной нагрузки и выполнения отверстия последнее имеет круглую форму (эксплуатационная нагрузка пока не

О

ел сь

чэ ел

приложена). Если после выполнения отверстия (но без установки крепежного элемента) снять технологическую нагрузку, то отверстие примет, овальную (точнее эллиптическую форму), причем наибольшая ось овала будет ориентирована вдоль предстоящего действия эксплуатационной нагрузки. Но, поскольку этой овализации отверстия препятствует устанавливаемый крепежный элемент, то наибольший натяг следует ожидать на поперечной относительно будущей эксплуатационной нагрузки оси отверстия под крепежный элемент. Существует зависимость между величиной растягивающих усилий в пластине и формой отверстия в ней

U

.Pro ТК

(1 + 2 cos Q),

где Р - величина усилия растяжения в листе;

г0 - радиус отверстия в листе;

Е - модуль упругости материала листа,

FO - площадь поперечного сечения листа;

Q - угловая координата контура отверстия, отсчитываемая от его продольного диаметра.

Необходимо сказать, что рациональной величиной натяга при выполнении соединений следует считать величину АН 1-3%d. Зная форму отверстия после снятия техно логической нагрузки (1), натяг в соединении определяется как:

10

15

20

25

30

тк

.

. г«р

где U - координата точки на овальном отверстии;

Гкр - радиус крепежного элемента.

Таким образом величину технологического усилия растяжения необходимо выбрать из условия обеспечения требуемого уровня натяга в соединении с использованием для расчетов выражения (1).

Повышение усталостной долговечности соединения деталей крепежными элементами при применении данного способа объясняется тем, что увеличивается фактический радиальный натяг в точках стенки отверстия на оси, перпендикулярной направлению действия эксплуатационных нагрузок где возникают максимальные напряжения и появляются усталостные трещины.

Формула изобретения

Способ соединения деталей, включающий нагружение соединяемых деталей статической растягивающей нагрузкой, образование отверстий в соединяемых деталях, установку в отверстия крепежных элементов и снятие статической растягива ющей нагрузки, отличающийся тем, что, с целью повышения усталостной долговечности соединения деталей, нагружение последних статической растягивающей нагрузкой производят в направлении, перпендикулярном направлению действия эксплуатационной нагрузки.

Похожие патенты SU1656195A1

название год авторы номер документа
Способ соединения деталей 1986
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Тимченко Алексей Михайлович
  • Новожилов Александр Егорович
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Большаков Анатолий Евгеньевич
  • Василевский Евгений Тимофеевич
  • Воронов Валерий Федорович
  • Стебенев Валерий Николаевич
SU1388176A1
Заклепочное соединение 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Низковский Владимир Львович
SU1673758A1
Болтовое соединение деталей 1987
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1508020A1
Соединение деталей 1986
  • Румянцев Эдуард Николаевич
SU1409788A1
Способ получения многорядного срезного соединения листовых деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1767244A1
Соединение деталей и способ сборки деталей 1986
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Стебенев Валерий Николаевич
  • Василевский Евгений Тимофеевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
SU1444566A1
Соединение деталей 1987
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1493804A2
Многорядное соединение деталей 1990
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Андрющенко Владимир Михайлович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
SU1753077A1
Способ получения заклепочного соединения 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Новожилов Александр Егорович
SU1732022A1
Способ соединения деталей 1989
  • Румянцев Эдуард Николаевич
  • Низковский Владимир Львович
  • Бабичев Владимир Григорьевич
  • Румянцева Марина Владимировна
SU1646660A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 656 195 A1

Реферат патента 1991 года Способ соединения деталей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к высокоресурсным соединениям деталей крепежными элементами Цель изобретения - повышение усталостной долговечности. Для выполнения способа соединения деталей нагружают соединяемые детали статической растягивающей нагрузкой, перпендикулярной по направлению эксплуатационным нагрузкам. Образуют от-, верстия в соединяемых деталях и запрессовывают в них крепежные элементы После запрессовки крепежных элементов снимают статическую растягивающую нагрузку с соединяемых деталей. В результате выполнения соединения деталей по данному способу увеличивается фактический радиальный натчг в точках стенки отвеостия на оси, перпендикулярной направлению действия эксплуатационных нагрузок, где возникают максимальные напряжения и появляются усталостные трещины. Б итоге увеличения радиального натяга повышается усталостная долговечность соединения деталей 4 ил

Формула изобретения SU 1 656 195 A1

wc/r

Фиг г

ИЗ

фигЗ

фиг.Ь

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1656195A1

Способ соединения деталей 1986
  • Гребеников Александр Григорьевич
  • Тимченко Алексей Михайлович
  • Новожилов Александр Егорович
  • Шаманов Александр Григорьевич
  • Большаков Анатолий Евгеньевич
  • Василевский Евгений Тимофеевич
  • Воронов Валерий Федорович
  • Стебенев Валерий Николаевич
SU1388176A1
кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель 1917
  • Кочубей М.П.
SU1986A1

SU 1 656 195 A1

Авторы

Румянцев Эдуард Николаевич

Новожилов Александр Егорович

Шаманов Александр Григорьевич

Бабичев Владимир Григорьевич

Даты

1991-06-15Публикация

1989-06-05Подача