Способ контроля прочности соединений и устройство для его осуществления Советский патент 1988 года по МПК B23P19/02 G01B5/30 

Описание патента на изобретение SU1388253A1

личину микросмещения деталей С определяют по графической зависимости. Затем на С возД1ействуют тепловым импульсом, создаваемым индуктором 11, уменьшая кратковременно прочность С. При этом изменяется величина относительного микросмещения деталей 6 и 7. Изменение величины микросмещения деталей 6 и 7 при воздействии уменьшенной испытательной силы и теплового импульса обратно пропорционально прочности зоны сопряжения испытуемого С. Прочность зоны сопряжения деталей С оценивается по приведенной графической зависимости. Устройство содержит узел нагружения С, индикато нагрузки, датчик микросмещения деталей С, усилитель, индукционный нагреватель с реле времени и коммутатор. 2 с.п. ф-лы, 9 ил.

Похожие патенты SU1388253A1

название год авторы номер документа
Способ контроля прочности соединений с натягом и устройство для его осуществления 1989
  • Кузуб Юрий Николаевич
SU1632724A1
Способ испытания на прочность соединения коаксиальных цилиндрических деталей 1988
  • Кузуб Юрий Николаевич
SU1573390A1
Способ определения площади контакта в деталях соединений 1984
  • Кузуб Юрий Николаевич
SU1224612A1
Способ измерения площади контакта деталей в соединениях с натягом 1983
  • Кузуб Юрий Николаевич
  • Арпентьев Борис Михайлович
SU1095040A1
Способ допускового контроля прочности зоны сопряжения 1986
  • Кузуб Юрий Николаевич
SU1513370A1
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ НАПРЕССОВКИ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ НА ШЕЙКЕ ОСИ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Сенько Вениамин Иванович
  • Чернин Игорь Леонидович
  • Чернин Ростислав Игоревич
  • Сенько Надежда Григорьевна
RU2329478C1
Способ измерения напряжений в соединениях деталей 1984
  • Кузуб Юрий Николаевич
  • Арпентьев Борис Михайлович
SU1169944A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ ПРИ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЯХ НА ПРОЧНОСТЬ КОНСТРУКЦИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2004
  • Ильин Юрий Степанович
  • Перунина Ольга Александровна
RU2269103C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦОВ МАТЕРИАЛОВ НА КРУЧЕНИЕ В ЯДЕРНОМ РЕАКТОРЕ 1994
  • Бульканов М.Г.
  • Круглов А.С.
  • Певчих Ю.М.
RU2086949C1
Устройство для определения термостойкости огнеупорных кирпичей 1975
  • Даукнис Валерионас Игно
  • Перас Амос Яковлевич
  • Заботка Альгирдас Ионович
SU531072A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 388 253 A1

Реферат патента 1988 года Способ контроля прочности соединений и устройство для его осуществления

Изобретение относится к технике неразрушающего контроля изделий машиностроения, а именно к контролю прочности соединений с натягом или соединений, осуществленных способом накрутки, и может быть использовано на машиностроительных предприятиях и в научных исследованиях Цель изобретения - исключение повреждения деталей соединения и повышение точности контроля. Соединение (С), состоящее из деталей 6 и 7, нагружают через промежуточные нажимные элементы 8 винтом 5 уменьшенной по сравнению с расчетной испытательной силой. Ве

Формула изобретения SU 1 388 253 A1

Изобретение относится к технике неразрушающего контроля изделий машиностроения, а именно к контролю прочности соединений с натягом или соединений, осуществленных способом 5 накрутки, и может быть использовано на машиностроительных предприятиях и в научных исследованиях.

Цель изобретения - исключение при контроле повреждения деталей соеди- 0 нений и повышение точности контроля.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для осуществления предлагаемого способа; на фиг. 2 - при- 15 мер записи импульса тока амплитудой IP и длительностью сГ в индукторе уст- , ройств; на фиг. 3 - характер изменения натяга Sg в соединении при его нагреве индуктором за время Г ; 20 на фиг. 4 - конструкция соединения с натягом, состоящая из вала диаметром d и длиной Н, собранного с втулкой диаметром d, и толщиной на фиг. 5 - электрическая схема ком- 25 мутатора, собранного на тиристорах V( и V, управляемая по цепям а и в от реле-задатчика времени нагрева; на фиг. 6 - конструкция чувствительного элемента датчика для изме-30 рения микросмещений деталей испытуемых соединений, состоящая из упругой пластины с размерами h, М, С, Cj и отверстиями для крепления, а также тензочувствительного элемента К, ус- 35 тановленного (приклейкой) на упругой пластине. Регулировка исходной нагрузки на чувствительный элемент датчика микросмещений обеспечивается винтом.

установленным на упругой пластине; на фиг. 7 - электрическая схема для подключения тензочувствительного элемента датчика для измерения микросме щений деталей испытуемого соединения резисторы R1, R2, R3, R4, входящие в ее состав, необходимы для включени тензочувствительного элемента в мостовую схему, усиление сигнала разбаланса с измерительного моста осуществляется усилителем, собранньгм н а операционном усилителе Д1 и элементах R5, R6, С1; на фиг. 8 - графическая зависимость, полученная при калибровке датчика микросмещений испытуемых соединений. В процессе калибровки измерялась величина разбаланса измерительного моста при заданном (эталонном) микроперемещении 1 мкм чувствительного элемента датчика; на фиг. 9 - графическая зависимость изменения величины относительного микросмещения 1 деталей испытуемых соединений с различными натягами S после калиброванного нагрева втулки и нагружения соединений

уменьшенной испытательной силой

р исп. Мин

Способ контроля прочности соединений осуществляют с помощью устройства (фиг. 1), которое содержит узел нагружения испытуемых соединений (пресс), состоящий из опорной плиты 1, направляющих стоек 2 с пазами для шариков качения 3, удерживаемых сепаратором 4. От винта 5 усилие Р (испытательная сила Р,„ „„ воздействует на испытуемое соединение деталей - вал 6 и втулка 7 в

сборе через промежуточные нажимные элементы 8 с встроенным индикатором 9 величины испытательной силы и ша- |рик 10.

Нагрев одной из деталей соединени (втулки) осуществляют с помощью инду .ционного нагревателя 11, установленного на изоляционной подставке 12, размещенной на опорной плите 1 прес- са. Испытуемое соединение, состоящее из деталей 6 и 7 (вал, втулка), устанавливают на подст авке 13, в состав которой дополнительно входит датчик 14 для измерения относительного мик- росмещения деталей 6, 7 испытуемого соединения. Сигнал с датчика поступает на вход усилителя 15, выход которого подключен к регистрирующему прибору. Подключение индуктора 11 к сети переменного тока обеспечивается коммутатором 16, работой которого управляет реле - датчик времени нагрева 17.

Устройство для осуществления спо- соба контроля прочности соединений работает следующим образом.

Контролируемое соединение, состоящее из деталей 6, 7 (вал, втулка), устанавливают на подставке 13, кото- рая расположена на опорной плите 1 узла нагружения испытуемых соединений. Затем по оси испытуемого соединения (на вал 6) через шарик 10, которьй прижимается к торцу вала ис- пытуемого соединения промежуточными нажимными элементами 8 с помощью винта 5, оператором устройства прикладывается контрольная нагрузка Р,, . Применение шарика 10, а также на- правляющих стоек 2 с пазами для шариков качения 3, удерживаемых сепаратором 4, обеспечивает приложение контрольной нагрузки строго по оси испытуемого соединения (детали 6, 7 в сборе).

Перемещая промежуточные нажимные элементы 8 с помощью винта 5, оператор нагружает испытуемое соединение уменьшенной испытательной силой

исл МММ величина уменьшенной испытательной силы Pj,j.p „ задается заранее по условиям испытаний соединений и может достигать значения мин РС.МК.Н минимально допустимая величина испытуемого соединения. В процессе нагружения испытуемого соединения сдвигающей силой

исп. мии

на выходе усилителя 15 с

5 0

5

О Q 5

0

помощью регистрирующего прибора регистрируется величина разбаланса измерительного моста, пропорционального величине микросмещения вала 6 относительно втулки 7 с учетом объемной деформации материалов деталей соединения и подставки 13. Величина микросмещения 1 д. оценивается оператором устройства по графической зависимости, приведенной на фиг. 8 и полученной при калибровке датчика микросмещения деталей соединений. При этом общее микросмещение чувствительного элемента датчика, контактирующего с торцом вала в соединении, представлено следующим выражением:

06Ц.О « КОНСТр J

где 1 - величина взаимного относительного микросмещения деталей испытуемых соединений под воздействием уменьшенной контрольной нагрузки „.„ ,ц ; 1, - величина объемного деформирования материала втулки под воздействием уменьшенной контрольной нагрузки; Ij - величина объемного деформирования материала вала под воздействием уменьшенной контрольной нагрузки .мин ; KOHCTf величина объемного деформирования .опорного элемента (подставки 13) под воздействием уменьшенной контрольной нагрузки Риеп.мин

Затем оператор с помощью реле-за- датчика времени нагрева 17 коммутатора 16, индукционного нагревателя 11 обеспечивает калиброванное тепловое воздействие Q на испытуемое соединение .

При этом нагревается только периферия втулки 7 с осесимметричным распределением температуры, представленным следующим выражением:

Т Чг f Ср

где Т - распределение температуры

по сечению втулки; Чр - распределение активной мощности вихревых токов по сечению втулки;

С - удельная теплоемкость материала втулки;

р - плотность материала втулки; с - время нагрева.

При этом величина энергии калиброванного те плового импульса Q-, аккумулируемой во втулке, определяется следующим выражением:

QКг

,d,.

R

где m - масса втулки;

R- - внешний радиус втулки соединения;R - внутренний радиус втулки

соединения.

Исз{одное (до нагрева) значение натяга Ь в контролируемом соединении определяется соотношением размеров посадочных поверхностей (d) вала и (dj) втулки, измеренных при одинаковых температурах деталей

S, d,-d..

Если температура деталей соединения будет изменяться, то произойдет изменение посадочных размеров деталей 25 соединения, вследствие чего изменится

натяг S в соединении на величину л .uS 2(Ы, R т.) ,

Г

где(, , Т/, Т - коэффициенты линейного расширения материалов деталей соединения и температуры вала и втулки до и после нагрева соответственно .

Значения R , и R определяются по формулам

d.-d d,-d

где d - диаметр вала в соединении;

d -.внутренний диаметр втулки соединения;

d, - внешний диаметр втулки соединения.

Измененный натяг J в соединении после нагрева деталей соединения в таком случае определяется выражение

Г +u8 .

Расчет прочности Р соединений с натягом независимо от способа их формирования производится для осе- симметричных деталей цилиндрической формы при осевом нагружении соединений по формуле

P.f SH РИ

где S, ir-d l.. - номинальная площадь 5

посадки, мм ;

f - коэффициент трения при выпрессовке, соответствующий начальному моменту взаимного осевого смещения (сдвига) деталей; Ig - длина посадки;

d - диаметр сопрягаемых поверхностей деталей соединения; контактное давление в месте сопряжения деталей соединения, определяется по формуле

Р..

где d - диаметр посадочной поверхности втулки соединения; d - наружный диаметр втулки; d - диаметр отверстия в вале;

о

JI) - коэффициент Пуассона; Од - натяг между деталями соединения.

С учетом величины калиброванного теплового импульса Q, воздействующего на соединение, при контроле вал соединения испытует меньшее сжимающее усилие из-за уменьшения натяга в соединении на величину й

50

-S

R-Q C-m

где ot - коэффициент линейного расширения материала втулки.

Кратковременное уменьшение натяга в соединении после нагрева втулки соединения уменьшает контактные давления в зоне сопряжения деталей соединения на величину &Р„

&РН

iS

d(§ - + §) b, b2

Таким образом, после калиброванного нагрева соединения (втулки) прочность соединения Р кратковременно уменьшится на величину йР.

S.ftP

Прочность .контролируемого соединения после калиброванного теплового воздействия . определяется по формуле

с, f-S (РН -&РЦ),

причем для обеспечения целостности

.контролируемых соединений величина калиброванного теплового воздействия выбирается из условия обеспечения при испытаниях целостности соединений с минимально допустимой прочностью РЛ uu т.е. при нагружении и нагреС1 ЛЛ ИН

ве испытуемого соединения должно выполняться условие

Р Р

ИСП. мин С.АЧИМ

-Р.

При изменении (уменьшении) прочности испытуемого соединения до значения PC за счет нагрева втулки величина относительного микросмещения деталей соединения при воздействии уменьшенной контрольной нагрузки

. мин

также изменится (.увеличится).

Изменение величины относительного микросмещения деталей испытуемого соединения после нагрева втулки соединения приводит к дополнительному разбалансу измерительного моста.

Измененную величину разбаланса измерительного моста после нагрева втулки соединения оператор повторно регистрирует с помощью регистрирующего прибора, подключенного на выход усилителя 15. Повторно используя . калибровочную графическую зависимость, полученную для датчика микроперемещений деталей соединений, оператор оценивает величину изменения

(увеличения) относительного микросме-щения деталей испытуемых соединении

под воздействием уменьшенной контрольной нагрузки „„, при калиброванном нагреве втулки соединения.

Таким образом, общее микросмещение чувствительного элемента датчика

ОБЩ.)

после нагружемикросмещения 1

нйя соединения сдвигающей силой РИСП. МММ и нагрева тепловым импульсом Q определяется выражением

где 1,

- величина относительного микросмещения деталей испытуемого соединения под воздействием контрольной нагруз

ки Р„

и калиброванного теплового воздействия Q на втулку соединения. Изменение (увеличение) величины- .относительного микросмещения деталей испытуемого соединения л 1 при воздействии уменьщенной контрольной грузки и калиброванного нагрева втулки соединения будет обратно пропорционально прочности зоны сопряжения испытуемых соединений и определяется выражением

Л1 1

ОБЦ.(

- 1

ОбЦ. О

30

После подстановок значений и упрощений получим следующее выражение:

Л1 1„-1.

Анализ полученного выражения показывает, что на результаты таких измерений не оказывает влияния объемное деформирование материалов деталей соединения и подставки, что существенно повышает точность контроля.

Оператор устройства, используя эталонную графическую зависимость, полученную для однотипных соединений (фиг. 9), по значению дополнительного микросмещения д оценивает прочность зоны сопряжения деталей соединений с натягом, т.е. прочность испытуемого соединения.

Пример. Способ и устройство для контроля прочности соединений были опробованы при контроле прочности соединений типа вал-втулка (фиг. 4) с размерами мм, мм, мм, мм, материал деталей соединения - сталь 45.

Калиброванное тепловое воздействие с длительностью Т 10 с импульса тока в индукторе 11 задавалось оператором устройства с помощью релезадатчика времени нагрева 17 (в качестве реле-задатчика времени нагрег ва использовали реле времени типа ВЛ-47УХЛ4, управляющее по цепям а, в коммутатором, который выполнен с применением тиристоров типа Т160, цепи d, с коммутатора подключались на вход индукционного нагревателя) .

В качестве чувствительного элемента датчика микросмещений деталей испытуемых соединений при измерениях использовали полупроводниковьш тензо резистор типа КТД-2А, которьй уста- навливали (приклейкой) на упругой пластине с размерами мм, М 100мм С, 10 мм, С 5 мм (фиг. 6). В качестве регистрирующего прибора, подключаемого при измерениях к выходу уси- лителя 15, использовали осциллограф типа НОЗОА.

При контроле прочности соединений в испытуемой партии соединений выявились соединения с недостаточной прочностью (соединения с недостаточным натягом или дефектами в зоне сопряжения деталей, которые уменьшают прочность зоны сопряжения деталей соединения ниже минимально допусти- мого значения Р )

При расчете минимально допустимой прочности соединения Р был принят натяг о 0,2 мм.

Расчетная прочность РС./И«Н для таких соединений составляла Р. 52666 кГ.

Значение уменьшенной испытательной силы РИСП.ДДЧН было принято 1500 кГ,

Затем с учетом значения расчетной прочности соединения (Р д. 52666 кГ) и значения Р ц определяли необходимое кратковременное уменьшение прочности соединения при нагреве втулки соединения с учетом ранее приведенного выражения

Р Р исп. мин с. ми-н

-Р,

Нагрев соединений (втулки) осуще- ствляли индукционным нагревателем, при длительности нагрева 12 с и активной мощности нагревателя 65 кВт.

Анализ поверхностей деталей сое- . динеНИИ с натягом после проведения

измерений по предлагаемому техническому решению показал, что на поверхностях деталей соединений в месте приложения уменьшенных контрольных нагрузок Р отсутствуют повреждения.

Кроме этого,снижение не менее чем в 20-30 раз величины механических нагрузок, действующих на детали соединения при испытаниях, исключило изгиб и трещины деталей соединений йри приложении контрольных нагрузок.

Форму, ла изобретения

1.Способ контроля прочности соединений, включающий нагружение соединений расчетной силой и измерение взаимного относительного микросмещения деталей соединения, отличающийся тем, что, с целью исключения повреждения деталей соединений и повышения точности контроля, первоначально соединение нагружают уменьшенной по отношению к расчетной испытательной силой, измеряют при этом начальное взаимное относительное микросмещение деталей соединения,, затем на соединение воздействуют энергией теплового импульса, повторно измеряют взаимное относительное микросмещение деталей соединения, а прочность соединения определяют по разности между повторным и исходным относительным микросмещением деталей контролируемого соединения.2.Устройство для контроля прочности соединений, содержащее узел нагружения соединения, индикатор нагрузки, датчик взаимного относительного микросмещения деталей соединения, отличающееся тем,

что оно снабжено усилителем, выход которого подключен к регистрирукяцему прибору, а вход соединен с датчиком взаимного относительного микросмещег ния деталей соединения, а также индукционным нагревателем, реле-задат- чиком времени нагрева и коммутатором, причем индукционный нагреватель соединен с выходом коммутатора, вход которого подключен к сети переменного тока, а цепи управления коммутатора соединены с реле-задатчиком времени нагрева.

Фиг.З

Фи&

Фа

5 15 20 25 30 35 1.тн Фиг.в

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1388253A1

Балацкий Л.Т
Прочность прессовых соединений
Киев, Техника, 1982, с
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1

SU 1 388 253 A1

Авторы

Кузуб Юрий Николаевич

Арпентьев Борис Михайлович

Даты

1988-04-15Публикация

1986-09-22Подача