Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в конических зубчатых передачах с пони- женной виброактивноствю.
Целью изобретения является сниже- ние виброактивности конического, зуб- чатого колеса за счет обеспечения равной демпфирующей способности в раз личных торцовых сечениях по всей рине колеса путем выбора геометричес ких соотношений толщин обода и демпфирующего слоя.
На фиг.1 - 3 изображено коничес- кое зубчатое колесо в различных вариантах выполнения.
Зубчатое колесо содержит ступицу 1, зубчатый венец в виде обода 2 с зубьями 3 и соединяющий их демпфирую щий слой 4 из эластичного материала, например полиуретана.
Толщина обода 2 (фиг.1) может быть выполнена переменной по ширине коле- са и больше у торца с большим разме- ром зубьев: Ь 7 Ъ, где Ь, и bj - со-ответственно толщины .. обода венца со стороны торцов с большим и меньшим размерами зубьев. Величины Ь и bj могут быть выбраны равными высотам зубьев 3 на соответствующих торцах венца. Разной толщины по ширине коле- sca может быть выполнен демпфирующий слой 4 (фиг.2). При этом h., , где hj и h 2 соответственно толщины демпфирующего слоя со стороны торцов с большим и меньшим размерами зубьев Толщина обода 2 может быть постот янной и выбирается равной 2,25 т, где m - модуль зацепления.
Переменными могут быть одновремен но толщина обода 2 и толщина демпфи- рующего слоя 4 (фиг.З.).
Размеры колеса выбирают из соотношения
h, , b 1 R1
.2л
b-г
), .где R и
li 2 - 1
R - расстояния, измеренные по норма- ли от поверхности впадин венца до оси колеса на соответствующих торцах колеса (с большим и меньшим размерами зубьев).
Средняя толщина h демпфирующего
слоя (h -iiJ-i-i-) выбрана в пределах 0,38 VB :h 0,1 В и определена из выражения
h
20,7frBEt(R - b)(R - -2-)ё 4P(R - -|-) - 31ВЬЗЕ,6
5 O
5
0
5
где Ь - средняя толщина обода венца (без зубьев), b 2,25m;
га - модуль зацепления;
h - средняя толщина демпфирую- щего слоя;
В - ширина колеса; Е, модули упругости материала
зубчатого венца и эластичного материала демпфирующего слоя соответственно;
R - радиус основной окружности
R +R -7 конического колеса R
6 - допуск: на кинематическую погрешность колеса;
Р - максимально допустимое (рас-.. четное) усилие в направлении, перпендикулярном образующей основного конуса конического колеса.
Приведенное выражение справедливо для расчета толщины демпфирующего слоя цилиндрических зубчатых колес. Выражения для соотношения толщин обода 2 и слоя 4 выбраны из условий рав- нопрочности сечений в направлении изгиба. Диапазон выбора величины h определен из условия обеспечения достаточной демпфирующей способности при исключении вероятности самовозбуждения (йыхода на резонансные час- .тоты) колеса.
Дпя исключения отрыва венца от ступицы могут быть предусмотрены дополнительные крепежные элементы, например, в виде канавок 5 с профилем в виде ласточкина хвоста на ободе 2 и на ступице 1, заполняемых эластичным материалом демпфирующего слоя 4.
Зубчатое колесо работает следующим образом.
. : При зацеплении с парным колесом (не показано ) колебания, возникающие в результате взаимодействия зубьев, распространяются по венцу, приводят к деформации его и расположенного под ним демпфирующего слоя 4 из элас- тичного материала и гасятся в последнем.
Формула изобретения
. Зубчатое колесо, содержащее.. ступицу и зубчатьй венец в виде обода с зубьями, соединенные между собой демпфирующим слоем из эластичного материала, отличающееся тем, что, с целью снижения виброак
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатое колесо и способ его изготовления | 1985 |
|
SU1375896A1 |
Зубчатое колесо | 1976 |
|
SU696225A1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1698551A1 |
Зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1703901A1 |
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2019771C1 |
Способ изготовления биметаллических зубчатых колес | 1988 |
|
SU1579632A1 |
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1716217A1 |
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2002 |
|
RU2231705C1 |
Составное зубчатое колесо | 1985 |
|
SU1285237A1 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1132091A1 |
Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с пониженной виброактивностью. Цель изоб-- ретения - снижение виброактивности конического зубчатого колеса - достигается за счет обеспечения равной демпфирующей способности в различных торцовых сечениях по всей ширине колеса путем выбора геометрических соотношений толщин обода и демпфирующего слоя. Зубчатый венец в виде обода 2 . с зубьями 3 соединен со ступицей 1 слоем 4 из эластичного материа ла, являющегося демпфирующим слоем. Толщина .обода 2 может быть переменна по ширине колеса и больше у торца с большим размером зубьев: Ь, Ь. Величины Ь, и b могут быть выбраны равными высотам зубьев 3 на соответствующих торцах. Переменной может быть толщина слоя 4, причем слой 4 толще .у торца с меньшим размером зубьев: . При переменной толщине обода 2 толщина слоя 4 может быть постоянной и наоборот. Приведены геометрические соотношения между величина Ь, bj, h, h. Приведен диапазон выбора величины средней толщины слоя 4: 0,38 т/В h 0,1 В, а также расчетная зависимость для этой величины, где h h , + - средняя толщина слоя 4; В - ширина венца. При зацеплении с парным колесом колебания, возникающие в результате взаи- ,модействия зубьев, распространяются по венцу и гасятся в демпфирующем слое 4. 3 з.п. ф-лы, 3 ил. i (Л со 00 00 О) 4ii tc
Кожевников С.Н., Есипенко Я.И., Раскин Я.М | |||
Механизмы | |||
М.: Машино строение, 1976, с | |||
Станок для изготовления из дерева круглых палочек | 1915 |
|
SU207A1 |
Авторы
Даты
1988-04-15—Публикация
1987-02-20—Подача