Тиратронное устройство для автоматического управления асинхронным двигателем Советский патент 1961 года по МПК B66D5/30 B66B15/00 

Описание патента на изобретение SU139412A1

ТИРАТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Заявлено 15 декабря 1960 г. за № 689303/24 в KojMHTer по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений № 13 за 1961 т.

Изобретение относится к тиратронным устройствам, предназначенным ДЛЯ автоматического управления асинхронным двигателем, преимущественно в приводе рудничной подъемной машины, при помощи включенного в роторную цепь двигателя секционированного сопротивления, управляемого системой контакторов. Подобно известным устройствам оно выполнено с жесткой отрицательной обратной связью, введенной в цепь сеток тиратронов.

Особенностью устройства, составляющего предмет изобретения, является то, что в нем применена дискретная обратная связь по числу включенных контакторов, дополнительно введенная в цепь сеток тиратронов. Эта дискретная обратная связь осуществляется при помощи сопротивления, обтекаемого током питания катущек включенных контакторов, и изменяет порог -срабатывания тиратронов, обеспечивая тем самым повышенную по сравнению с известными устройствами точность управления двигателем.

Изменение полярности напряжения питания при переводе асинхронного двигателя из двигательного режима в режим торможения и обратно осуществляется в предложенном устройстве с помощью линейного и тормозного контакторов, через блок-контакты которых источник питания подключается к цепи указанной дискретной обратной связи.

На фиг. 1 схематически изображено предложенное тиратронное устройство; на фиг. 2 и 3 представлены схемы управления роторными и статорными контакторами асинхронного привода рудничной подъемN : 139412- 2 -

ной машины при использовании высокоомных и низкоомных анодных цепей тиратронного устройства.

Индккатор отклонения действятельной скорости подъемного двигателя ПД от заданной представлен на фиг. 1 сопротивлениями Ri и i, включенными последовательно в цепь якоря тахогенератора ТГ и потенциометра заданной скорости Rz- Напряжение, снимаемое с сопротивлений Ri и i и пропорциональное разности напряжений на щетках якоря тахогенератора ТГ и зажимах потенциометра 2 заданной скорости, т. е. пропорциональное разности между действительной и заданной скоростями, подается на сетки тиратронов TI и TZ. Устойчивость движения подъемной машины, управляемой тиратронным устройством с индикатором рассогласования -скоростей, обеспечивается различными уставками срабатывания по отклонению действительной скорости от заданной на каждой ступени регулирования. Ступень регулирования определяется количеством включенных контакторов управления и режимом работы электропривода.

При неподвижном двигателе заданная скорость всегда больше действительной скорости, вследствие чего при пуске устройства ионизируется тиратрон TIПосле ионизации тиратрона Т срабатывает одно из промежуточных реле IP или 2Р (флг. 2 и 3) и как следствие очередной контактор управления с контактами 1К-8К. Контактор, размыкая контакт, разрывает анодную цепь тиратрона TI и, замыкая контакт, создает для своей катушки обособленную цепь питания через сопротивления обратной связи R,, и з- Падение напряжения на этих сопротивлениях увеличивается, что расширяет порог срабатывания по тиратрону Т и сужает по тиратрону Га. Отрицательный полюс источника питания кату-шек контакторов подключен к зажиму а. Реле IP и 2Р, срабатывая, замыкают цепи включения контакторов на зажим б; при этом одно реле замыкает цепь включения четных контакторов 2К, 4К, 6К, 8К, а другое - нечетных контакторов 1К, ЗК, 5К, 7К. Срабатывая, контакторы переключают питание своих катушек с зажима б на зажим в. При ионизации тиратрона Га возбуждаются промежуточные реле ЗР н 4Р, обесточивая цепь катушки очередного контактора. В связи с этим уменьшается падение напряжения на сопротивлениях .з и R, что расширяет порог регулнрования по тиратрону Tz и сужает по тиратрону П.

Таким образом, падение напряжения на сопротивлениях з и R строго пропорционально количеству включенных контакторов и, следовательно, предлагаемое тиратронное устройство обладает статическими характеристиками регулирован.ия.

Величина сопротивлений Ri и / -индикатора скорости значительно больше величины сопротивлений обратной связи R и Rz, вследствие чего эти последние практически не оказывают влияния на величину падения напряжения на сопротивлениях R и i.

Работает предложенный тиратрон следуюш,им образом.

Управляемый схемой сигнализации срабатывает один из контакторов выбора напряжения вращения К,ПВ или /СЯЯ и контакторрабочего тормоза, в результате чего машина оттормаживается. Одновременно контактор рабочего тормоза размыкает цепь реле времени.

Реле времени, лишившись возбуждения, по истечении выдержки времени (1-2 сек), размыкает свой нормально замкнутый контакт.

При неподвижном подъемном двигателе ЯД в начале периода движения отклонение действительной скорости от заданной по абсолютному значению превосходит нижний предел регулирования, вследствие

чего, как указывалось выше, тиратрон Tj ионизируется и по цепи одной из катушек контакторов В или Я начинает протекать ток. При этом последовательно срабатывают два контактора статорного переключателя (В или Я и Л) и статор подъемного двигателя включается в сеть. Контактор Л самозамыкается через свой нормально открытый контакт питания, через сопротивления з и Rs и через нормально закрытый контакт реле 4Р, а в своем нормально закрытом контакте разрывает анодную цепь тиратрона Т. Если подъемный двигатель не вращается, то, очевидно, тиратрон TI снова ионизируется и при этом замыкается цепь катушки контактора //С.

Контактор, //( срабатывает и выводит первую секцию роторного сопротивления. Если при этом подъемный двигатель начинает вращаться, а стабилизирующий потенциал, снимаемый с сопротивления зпревышает приращение отпирающего потенциала, снимаемого с сопротивления Ri, над порогом срабатывания, то дальнейщее выведение секций роторного сопротивления на некоторое время прекращается. По мере роста заданной скорости положительный нотепциал, снимаемый с сопротивления сравнения, увеличивается и по достижении им нового порога срабатывания снова ионизируется тиратрон Т -и контактор 2К. выводит вторую секцию роторного сопротивления. Одновременно контактор 2К самозамыкается через сопротивления R и з- Порог регулирования по скорости снова поднимается на величину, пропорциональную падению напряжения на сопротивлении Rg, когда последнее обтекается током удерживания одного контактора. Дальнейщее выведение секций роторного сопротивления происходит в порядке, аналогичном описанному выше. При разгоне ионизация тиратрона Га невозможна в связи с тем, что анодная цепь его оказывается разорванной контактом реле РПУ. Реле РПУ обесточивается « восстанавливает анодную цепь тиратрона Гз только после окончания периода пуска с помощью путевой кнопки командоаппарата. В случае применения высокоомных реле IP и 2Р (фиг. 3) контакторы срабатывают только после замыкания нормально открытых контактов реле IP и 2Р. При низкоомных токовых реле УЯ и 2Р контакторы срабатывают непосредствен-но после ионизации тиратрона. Налич1ие двух реле в каждой из управляющих цепей (включения и выключения) исключает возможность одновременного срабатывания двух контакторов. После срабатывания контактора SK оказываются обесточенными все роторные контакторы - от 1К до 7К. В период замедления устройство работает следующим образом.

Кулак на диске индикатора глубины, йеремещая движок потенциометра 2 заданной скорости, уменьшает величину напряжения, пропорционального заданной скорости. Когда отклонение действительной скорости от заданной достигает верхнего предела регулирования, ионизируется тиратрон Гз и реле 4Р, сработав, отключает контакторы 8К, В или Н II Л. Е цепь ротора вводятся все секции роторного сопротивления, а статор двигателя отключается от сети. Порог срабатывания по тиратрону 72 оказывается расщиренным на величину напряжения, равного падению напряжения на сопротивлении Rs при обтекании последнего суммарным током удерживания контакторов В или Н, Л, 1К, 2К, ЗК, 4К, 5К, 6К, 7/С и 8К, а порог срабатывания ло тиратрону Т суженным на велич-ину напряжения, равного падению напряжения на сопротивлении Rs при обтекании его суммарным током удерживания указанных выше контакторов. При этом происходит махрвичное замедление подъемной машины. Если в процессе замедленного движения отклонение действительной скорости от заданной достигнет нижнего предела регулирования, то ионизируется тиратрон Г и срабатывают

№ 139412

№ 139412- 4 -

контакторы В или Н и Л. Статор двигателя подключается к сети переменного тока, ионизируется тиратрон Гг, и реле ЗР включает контактор КДТ генератора динамического торможения.

В том и другом случаях расширение порога срабатывания надежно стабилизирует процесс регулирования. Такими включениями и выключениями контакторов подъемный сосуд дотягивается до уровня приемной площадки.

Предмет изобретения

1.Тиратронное устройство для автоматического управления асинхронным двигателем, преимущественно в приводе рудничной подъемной машины, выполняемое с жесткой отрицательной обратной связью, введенной в цепь сеток тиратронов, и управляющее при, помощи реле системой контакторов, осуществляющих включение и выключение ступеней секционированного сопротивления в роторной цепи двигателя, отличающееся тем, что, с целью повышения точности управления, в цепь сеток тиратронов дополнительно введена дискретная обратная связь по числу включенных контакторов, осуществляемая при помощи сопротивления, обтекаемого током питания катушек включенных контакторов, и изменяющая порог срабатывания тиратронов.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что источник питания подключен к цепи дискретной обратной связи через блок-контакты линейного и тормозного контакторов для изменения полярности напряжения питания при переводе асинхронного двигателя из двигательного режима в режим торможения и обратно.

Похожие патенты SU139412A1

название год авторы номер документа
Тиратронное устройство для автоматического управления асинхронным двигателем подъемной установки 1947
  • Иванченко Г.В.
SU74244A1
ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1948
  • Булгаков А.А.
SU93584A1
Устройство для управления механизмом горизонтального перемещения подъемного транспортного средства 1985
  • Вассерман Ремир Моисеевич
  • Голев Сергей Петрович
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Пескин Леонид Борисович
SU1344712A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМОЩНЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПО ЗАДАННОМУ ЦИКЛУ 1956
  • Рахлевский И.А.
  • Кноц Л.Л.
SU113201A1
Устройство для определения загрузки подъемного сосуда 1961
  • Белоцерковский А.А.
  • Шапочка И.В.
SU145321A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2015
  • Малиновский Анатолий Кузьмич
RU2586630C1
Устройство для автоматического управления пуском электромашинного агрегата 1960
  • Шильдинер Л.М.
SU147630A1
Устройство для автоматического управления асинхронным двигателем 1947
  • Туманьян Г.Т.
SU76714A1
Полуавтоматическое устройство для проверки якорей машин постоянного тока 1961
  • Кац Б.А.
  • Никитин В.С.
  • Смирнов М.В.
SU143132A1
АНАЛОГО-ДИСКРЕТНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ 1966
  • Гальперин И.Я.
SU216082A1

Иллюстрации к изобретению SU 139 412 A1

Реферат патента 1961 года Тиратронное устройство для автоматического управления асинхронным двигателем

Формула изобретения SU 139 412 A1

SU 139 412 A1

Авторы

Иванченко Г.Е.

Даты

1961-01-01Публикация

1960-12-15Подача