Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин и может быть использовано при сборке электродвигателей, преимущественно быстроходных машин и приборов.
Цель изобретения - повьппение точности определения качества сборки электродвигателя.
На чертеже показан пример реализации способа о
Электродвигатель, состоящий из корпуса 1, ротора 2, двух статоров 3 и 4, подшипников 5 и 6, собирают, .закрепляя статоры на сторонах корпус с помощью винтов, при выставке осевого натяга подшипников измеряют их осевое смещение. При соединении деталей, если они вследствие погрешности обработки не совпадают по со- прягаемьм поверхностям, возникает их взаимная деформация, причем величина деформации каждой детали обратно пропорциональна жесткости в стыке При неплоскостности поверхности корпуса, сопрягаемой со статором, деформация корпуса электродвигателя при соединении его со статором вызывает изменение осевого смещения подшипников, а также их искажение. В точных приборах, в которых чувствительным элементом является электродвигатель с массивным ротором и большим кинетическим моментом (40- i 60) 10 г.см/с,-, предъявляют требования к стабильности - положение центра масс деталей порядка десятых, а иногда сотых долей микрометра. А в случае неодинаковой реализации сторон корпуса осевые смещения подшипников , а следовательно центра масс статоров и ротора, могут значительно превьшать эти допускаемые величины.
При сборке электродвигателя осевой натяг подшипников выставляют, когда детали подшипников (наружные кольца) и статора уже закреплены на сторонах корпуса, т.е„ когда корпус находится в напр5пхенном состоянии В процессе эксплуатации в результате релаксации напряжений, постепенной или внезапной, первоначально выставленный на
o
5
0
5
0
5
0
.
0
тяг изменяется, а значит изменяется качество электродвигателя.
После сборки электродвигателя осевое смещение определяют измерением изменения расстояния между подшипниками при закреплении или раскреплении сначала одного, а затем другого статоров, а сравнение с допустимыми величинами производят по сумме измеренных абсолютных величин осевого смещения Индикатор изменения расстояния между подшипниками устанавливают на одной из сторон корпуса. В качестве индикатора может быть использован оптикатор с ценой деления О,1 мкм. Выставляют его начало отсчета, упираясь измерительным щупом 7 в противоположную сторону корпуса. Отвинчивают винты статора 3, а затем статора 4, фиксируя каждый раз изменение показаний индикатора. Сумма абсолютных значений измеренных величин пока- зьшает насколько напряжены стыки статор-корпус, характеризуя осевое смещение подшипников и качество сборки электродвигателя. Аналогичные операции проводят при закреплении статоров. На основании статистического анализа выходных параметров партии электродвигателей в зависимости от измеренных значений деформаций устанавливают допуск при сборке.
Формула изобретения
Способ сборки электродвигателя, включающий установку в корпус  ротора, двух статоров, подшипников, измерение индикатором осевого смещения подшипников и определение качества сборки сравнением полученных величин осевого смещения с допустимыми, отличающийся тем, что, с целью повыщения точности определения качества сборки, осевое смещение определяют измерением изменения расстояний между подшипниками при закреплении или раскреплении одного, а затем другого статоров, а сравнение с допустимыми величинами производят по сумме измеренных абсолютных величин осевого смещения.
| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Стенд для испытания подшипников в вакууме | 1985 | 
 | SU1278647A2 | 
| Способ выставки осевого натяга подшипников ротора малогабаритных электромашин и устройство для его осуществления | 1990 | 
 | SU1772653A1 | 
| ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ СЕКЦИОННАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА И СПОСОБ СБОРКИ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ | 2013 | 
 | RU2529979C1 | 
| УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦЕНТРИРОВАНИЯ ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ ПО ЛИНИИ ВЕСОВОГО ПРОГИБА МНОГООПОРНОГО ВАЛОПРОВОДА ТУРБИНЫ | 2001 | 
 | RU2204725C1 | 
| Способ регулирования зазора между статором и ротором в закрытой электрической машине и устройство для измерения зазора | 1982 | 
 | SU1115171A1 | 
| ЭЛЕКТРОШПИНДЕЛЬ | 2002 | 
 | RU2230652C1 | 
| СПОСОБ СЛАБОВИБРАЦИОННОГО СЛУЧАЙНОГО СМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ | 2013 | 
 | RU2541579C2 | 
| Способ изготовления бесщеточных электродвигателей | 2024 | 
 | RU2839741C1 | 
| СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫМ МОТОР-ШПИНДЕЛЕМ МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО СТАНКА | 2012 | 
 | RU2509627C1 | 
| СПОСОБ ОБКАТЫВАНИЯ ПРУЖИННЫМИ КОЛЬЦАМИ | 2009 | 
 | RU2433901C2 | 
Изобретение относится к техног .  логии изготовления электрических машин и может быть использовано при  сборке электродвигателей, преимущественно быстроходных машин и приборов„  Целью изобретения является повышение  точности определения качества сборки  электродвигателя. Электродвигатель, состоящий из корпуса 1, ротора 2,  двух статоров 3 и 4, подшипников 5  и 6, собирают, закрепляя статоры на  сторонах корпуса с помощью винтов,  и при выставке осевого натяга подшипников измеряют их осевое смещение  После сборки электродвигателя осевое  смещение определяют измерением изменения расстояния между подшипниками  при закреплении или раскреплении  сначала одного, а затем другого статора, а сравнение с допустимыми величинами производят по сумме измеренных величин осевого смещения Индикатор изменения расстояния между  подшипниками устанавливают на одной  из сторон корпусас 1 ил. i (/; с 00 (  4; со ее 00
               
            
| Делекторский Б.А Проектирование гироскопических электродвигателей.М:Машиностроение, 1968,с.49-50. | 
Авторы
Даты
1988-05-07—Публикация
1985-08-12—Подача