эо
Jiii
Изобретение относится к ремонтным работам, в частности к восстановлени работоспособности конструкций, в которых возникли усталостные трещины.
Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет обеспечения торможения несквозных трещин.
На чертеже приведена схема осу- ществления способа.
Конструкцию из электропроводящего материала 1, содержащую усталостную трещину 2, устанавливают на изоляторы 3. По обе стороны от трещины на расстоянии 15: 2d, где d - толщина конструкции в месте трещины, устанавливают токовводы 4 так, что направление тока от генератора 5 импульсов тока через токовводы 4 по материалу пропускают импульс электрического тока, амплитуду и длительность которого выбирают такими, что обеспечивается локальное расплавление металла на фронте трещины,
Увеличение радиуса кривизны трещины при пропускании электрического тока основано на явлении концентрации электрического тока вблизи непроводящих дефектов в металле. Максимальное увеличение плотности тока имеет место при его направлении, перпендикулярном плоскости трещины, в точках поверхности с максимальной кривизной, т.е, на фронте трещины, Так как радиус кривизны усталостных трещин мал (р 0,01-1 мкм), то плотность тока на фронте трещины возрастает на несколько порядков. Вследствие этого в небольшой области, прилегающей к фронту трещины, начинает действовать мощный тепловой источник нагревающий материал в ней до температуры плавления. При этом остальной материал остается практически холодным, Расплавленньй материал за счет испарения и действия электродинамических сил удаляется из зоны Плавления, что приводит к увеличению радиуса кривизны трещины и ее торможению. При таком способе увеличение радиуса кривизны происходит на всем фронте трещины независимо от конфигурации, что и позволяет распшрить технологические возможности способа за счет эффективного торможения как сквознь,1х
так и несквозных трещин, Г,
Эффективность способа торможения
роста усталост11Ц 1Х трещин проверяют
Q
5 0 5
0 5
0
0
5
при испытаниях на усталость для двух видов нагружения: поперечном изгибе с вращением цилиндрических образцов с рабочей частью переменного сечения и растяжеНИИ-сжатии плоских образцов с центральным поперечным круговым отверстием. При первом виде на- гружёния (изгибе с вращением) моделируется несквозная усталостная трещина в конструкциях типа валов, при втором - сквозная трещина в конструкциях из листовых материалов.
Образцы изготовлены из стали 45. Минимальный диаметр рабочей части цилиндрического образца 8 мм, толщина и диаметр отверстия плоского образца 3 мм. Все образцы после механической обработки отжигают в вакууме при 800 С в течение 2ч.
Для каждого вида нагружения испытано на одном уровне напряжения по три партии образцов. Величину напряжения выбирают так, что обеспечивается для обоих видов нагружения долговечность в пределах 10 - 10 циклов. Образцы первой партии используют для определения числа циклов до разрушения Np на выбранном уровне напряжений. Образцы второй и третьей партий подвергают наработке до появления на их рабочей части усталостной трещины длиной 1-3 мм, что соответствует числу циклов N (0,9..,0,95)Np, После этого осуществляют операцию торможения трещины: на образцах второй партии - по известному способу, путем высверливания в вершине толщины отверстия диаметром 1 мм, а на образцах третьей партии - по предлагаемому способу, путем пропускания импульса электрического тока через рабочую часть образца в направлении, перпендикулярном трещине,
Электроимпульсную обработку проводят на установке, содержащей батарею высоковольтных импульсных конденсаторов. Параметры тока (амплитуду и длительность), необходимые для локального плавления материала на фронте трещины, определяют экспериментально. Изменение амплитуды тока достигается изменением напряжения зарядки конденсаторов, а изменение длительности тока - включением в разрядную цепь соленоидов с различной индуктивностью, .Установленно, что для тре- щин заданной длины локальное оплав
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ УСТАЛОСТНЫХ НЕСКВОЗНЫХ ТРЕЩИН | 1987 |
|
SU1476909A1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ ДИСКА ТУРБОМАШИНЫ, ИМЕЮЩЕГО КОНЦЕНТРАТОРЫ НАПРЯЖЕНИЙ В ВИДЕ ОТВЕРСТИЙ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2020 |
|
RU2730115C1 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ТОЛСТОЛИСТОВОМ МАТЕРИАЛЕ | 2012 |
|
RU2517076C2 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ТОНКОЛИСТОВОМ МАТЕРИАЛЕ | 2008 |
|
RU2384396C1 |
КОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ВАКУУМНОЙ ДУГОГАСИТЕЛЬНОЙ КАМЕРЫ (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2178927C1 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН | 1992 |
|
RU2047454C1 |
Способ торможения и предотвращения образования усталостных трещин | 2016 |
|
RU2656645C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ | 1986 |
|
SU1378213A1 |
СПОСОБ РЕЗКИ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ | 1992 |
|
RU2024441C1 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН | 1986 |
|
RU1354547C |
Изобретение относится к р.емонт- ным работам, в частности к восстановлению работоспособности конструкций, в которых возможны усталостные трещины (УТ). Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет обеспечения торможения как сквозных, так и несквозных УТ. Эффект торможения связан с уменьшением коэффициента концентрации напряжений путем увеличения радиуса кривизны поверхности УТ на фронте ее распространения. Увеличение радиуса кривизны осуществляют , пропуская через поврежденную трещиной зону конструкции в направлении, перпендикулярном плоскости УТ, импульс электрического тока, создающий локальное расплавление материала в зоне фронта УТ. Расплавленный материал за счет испарения и действия электродинамических сил удаляется из зоны плавления, что и приводит к увеличению радиуса кривизны УТ и ее торможению. 1 ил., 1 табл. I (Л
Y
ВНИИПИ Заказ 2753/16 Тираж 921
Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
//
t
Подписное
Патон В.З., Морозов Е.М | |||
Механика упругопластического разрушения | |||
И.: Наука, 1985, с.161-171 | |||
Способ предотвращения роста усталостных трещин | 1978 |
|
SU725862A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1988-06-07—Публикация
1986-05-26—Подача