Известны захватные балки для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений, снабженные захватным механизмом с двумя крюками для сцепления их с подвесками затвора.
Однако такие захватные балки обладают тем недостатком, что они не обеспечивают надежности зацепления и расцепления в двух точках; подвеса затвора и перед указанными операциями вызывают необходимость ручного воздействия на захватный механизм балки.
Описываемым изобретением устраняется этот недостаток в известных захватных балках. Достигается это тем, что для обеспечения надежности автоматического сцепления и расцепления крюков с подвесками затвора, механизм захвата выполнен зубчато-реечным, установленным на одном валу с кривошипами, управляющими крюками посредством шарнирно соединенных шатунов.
На фиг. 1 показан общий вид захватной балки; на фиг. 2 - то же, сечение по А-А фиг. 1.
Балка имеет механизм захвата с двумя подпружиненными крюками У посредством пружин 2. Крюки шарнирно сочленены со штангамишатунами 3, которые другими своими концами посал :ены на соответствующих пальцах 4 в середине балки, укрепленных на дисках, соединенных с валом 5. На последнем свободно посажена шестерня 6, сцепленная с рейкой 7.
На этом же валу посажены на шпонке 8 две скользящие зубчатые полумуфты Я распираемые пружиной 10. Другие две зубчатые полумуфты 11 соединены жестко одна с шестерней 6, другая - с корпусом 12. Рейка 7 жестко соединенная с подвижным упором 13, передвигается вверх силой веса захватной балки и возвращается в прежнее положение силой пружины 14. Для направления захватной балки (при подходе к затвору) возле ее концов кренятся конические фиксаторы 15 с опор№ 140373 - 2 иыми плоскостями 16. Для регулирования хода подвижного упора 13 поставлена шайба 17.
Работа захватной балки происходит в следующей последовательности.
Подвешенная за две точки к крану захватная балка опускается в пазы затворохранилиш,а или навепшвается над секцией затвора, находящейся на подхватах. При сближении захватной балки с секцией затвора конические фиксаторы войдут в гнезда верхнего ригеля затвора и при последующем опускании балки подвижный упор 13, опираясь на ригель затвора, сожмет весом балки свою пружину 14; при этом шестерня 6 переместится по рейке 7 вниз и при помощи зубчатой полумуфты 9 повернет вал и кривощипы 4 на 180°, освобождая этим пружины 2 и ставя крюки / в положение зацепления с подвесками затвора.
При подъеме захватной балки крюки подпимают секцию затвора, а пружина 14 упора 13 перемещает рейку 7 в прежнее положение, при этом шестерня 6 проворачивается вхолостую в обратном направлении, зубчатая полумуфта 9 остается на месте и прощелкивает по косым срезам зубчатой полу муфты щестерни 6, вследствие того, что другая зубчатая полумуфта не позволяет провернуться валу при наличии зацепления с полумуфтой, связанной жестко с корпусом 12. Прощелкивание этой второй полумуфты происходит при рабочем ходе,щестерни 6.
Секция затвора переносится в паз и опускается на место. Работа механизма повторяется с той лишь разницей, что кривошипы гтовернутся при рабочем ходе шестерни 6 на следующие 180° и выведут крюки из зацепления с подвесками затвора.
Предмет изобретения
Захватная балка для подъема и опускания затворов гидротехнических сооружений, включающая захватный механизм с двумя крюками для сцепления с подвесками затвора, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения надежности автоматического сцепления или расцепления крюков балки с подвесками затвора соответственно при подъеме или опускании его, механизм захвата выполнен зубчато-реечным, установленным на одном валу с кривошипами, управляющими крюками посредством шарршрно соединенных шатунов.
Авторы
Даты
1961-01-01—Публикация
1960-01-02—Подача