О) 05 ts5
00
1
Изобретение относится к обучающим ма- 1иинам и может быть исио.аьзовано для отработки навыков работы на пишущей машинке.
Цель изобретения расширение дидактических возможностей устройства.
На фи1. I и 2 м|)иведена с.хема нред.чагае- мок) уег|)()йства; на фи1 . Н узел клавиш; на ()И1. 4 б;1ок управления
Устройсшо содержит клавиатуру пишу- пк й машинки 1 е AVxN числом к;1авиш, блок 2 задания iipoipaMvibi обучения, состоящий из звукового генератора 3 и последовател,- но с ним вк.аючеипого reiiepaio|}a 4 . п, сов. связанною через :1. 1емент И 5 с ленго- протяжн1 1м ме.хапизмом Н, 1одключенн15|м к табло 7 индикации и к и.чодам блока 8 сра- вне1П1я, перек.1К)чате.:|ь Я скорости печати, индикаго) 10 скорости печати, блок 11 уп|К1В- , 1ения, счетчик 12 отработанн|1Г знаков, счетчик 13 , узлы 14 K.iaBHiii, об ье- диненные в матрицу, состоящую из строк и N столбцов. Об|,единенные управляющие в.чоды з;1ов 14 соединены с вы.ходо.м высо кочасто 1И()1() eiiepaT(()a 15, обьединен1п 1е BTCJpbie в.чоды узлов 14 соединены с iene)a- торо.м К) сии соида. 1ьн| гч сигна,тов. (1оотвег ственно об 1)единенные трет1)И и четвертые вы- чоды уз.юв 14 соединены через демоду. 1ятор 17 с нчода.ми анало о-пифрового преобразо- ваге;1я 18, вьгчоды которого с(яминены с С1Д- ними в.чодами блока 19 сравнения (силы y.iapa), другие в.чоды KOTopoio соединены с |1ерек;1К)ча re.ieM 20 си.чы удара.
Устройство также содержит элемент ИЛИ 21, счетчик 22 ошибок силы удара, ип- дикатор 23 силы удара, деп1ифратор 24, фор- .мирователь 25 кодов, коммутатор 26, счетчик 27, 6:ioK 28 памяти, формирователь 29 импульсов, генератор 30 тактовы.х импульсов, блок 31 усилителей.
Каждый узел 14 содержит клави1иу 32 от клавиатуры пишущей машинки I, укрепленную на оси стержия 315 и подвижно размещенную в отверстии пластины 34, на которую нанесены в виде двух иря.моуголь- ных пластинок 35 и 36 обкладки конденсатора, покрытые сверху слоем изолятора 37. Одна из нластин 35 конденсатора соединена с высокочастотным генератором 15 и является управляющим входом узла 14, другая пластина 36 соединена с ключом 38, при этом входы всех ключей 38 соедипепы с выходами дешифратора 24 и образуют строк матрицы iVVxN, выходы ключей соединены с блоком 25 и образуют N столбцов матрицы MxN, Свободный конец стержня 33 раз.ме- щен в отверстии катушки 39 индуктивности, имеющей первичную обмотку 40, концы которой соединены с генератором 16 синусоидального сигнала, и вторичную об.мотку 41, концы которой соединены с демодулятором 17.
06628
2
На оси стержня 33 под клавищей 32 размещено устройство возврата клавиши в исходное состояние, выполненное, например, па пружине 42 и пластипе 43, и устройство возврата металлической пластины 44, вы- - 11о, 1ненное, например, на пружине 45 и пластине 43.
Б. кж 11 содержит четыре элемента ЗИ - HF- 46-49 и два инвертора 50 и 51.
Переключатели 9 и 20 могут быть выпол- 10 нены в виде суммирующего вычитающего счетчика с самовосстановлением, снабженного кодовыми выходами и выходо.м переноса.
Устройство также содержит блок 52 вво- г да ответных действий, регистратор 53 отве- гов и блок 54 предьявлсния учебной информации.
Устройство рабслает следующим образом.
Предварительно на переключателях 9 и 20 20 задается скорость печати и сила удара, значение которых определяется положением перемычек на кодовых входах и соответствует исходному уровню обучаемого.
1о к(Jмaндe «Пуск на механизм 6 1гред- 25 варительно набитые знаков на перфоленте, вложенной в блок 2, последовательно считываются на табло 7, и одновременно с эгим производится опрос узлов 14, объе- дппснп1.1х в матрицу, на которую подаются СИ111а,1ы с Н1,1хода дешифратора 24, на входы 30 KOTopoio постугшет двоичный код со счетчика 27, тактируемого i-енератором 30.
С)бучае П)1Й нажимает клавишу 32, раз- мен1енную в узле 14, в соответствии со зна- ко.м, высвечиваемым на табло 7. При этом металлическая пластина 44, подвижно раз- 35 ме ценная на стержне 33, опускается на обкладки 35 и 36 конденсатора, покрытые изолятором 37, на одну из которы.х (обкладку 35 конденсатора) постоянно подается с высокочастотного генератора 15 синусоидаль- 4Q ный сигнал. В результате этого емкостное сопр|.тивление конденсатора уменьшается, и на обкладке 36 конденсатора появляется сигнал, поступающий на один вход ключа 38.
При наличии на другом входе ключа 38 45 и.мпул1)са с дешифратора 24, соответствующего определенному номеру столбца, на его выходе появляется импульс, который служит выходным сигналом соответствующей строки матрицы. Этот сигнал через формирователь 25 подается на коммутатор 26, который сравнивает десятичный код, соответствующий состоянию строк матрицы с двоичным кодом, приходящим на его входы со счетчика 27. Выходной сигнал с коммутатора 26 служит сигнало.м остановки счетчика 27, код кото- 55 Р«го поступает на входы блока 28, где хранятся предварительно заданные коды символов матрицы. Одновре.менно выходной сигнал с коммутатора 26 поступает на уп50
равляющий вход блока 28, который формирует код нажатой клавиши и через блок 31 подает его на входы блока 8, а также сигнал с коммутатора 26 запускает формирователь 29, на выходе которого формируется импульс «Строб, который управляет блоком 8 и счетчиком 12. В случае совпадения кодов, гюсту- паюп1их на первые и вторые входы блока 8, т.е. при правильной отработке обучаемым знака, предъявленного на табло 7, блок 8 выдает импульс на вход элемента И 5.
Одновременно при нажатии клавиши 32 в катушку 39, состоящую из первичной обмотки 40 и вторичной обмотки 41, расположенную под пластиной 34, опускается стержень 33, в результате чего магнитное поле первичной обмотки 40, создаваемое генератором 16, вызывает изменение намагниченности стержня 33 и тем самым изменяет магнитный поток, который «охватывается вторичной обмоткой 41, что в свою очередь приводит к измепепию напряжения на вторичной обмотке 41, которое снимается с объединенных первых и вторых выходов клавип, в виде сигнала, пропорционального силе удара. Этот сигнал через демодулятор 17 поступает па входы lIpe(Jбpaзoвaтeля 18, где преобразуется в цифровой код, который подается на входы блока 19. В случае, если код не превосходит заданного параметра, задаваемого в начале процесса обучения переключателем 20, то выдается сигнал правильной отработкп, который поступает па вход элемента И 5.
Когда обучаемый отпускает клавишу 32, она возврап1ается в исходное положение пружиной 42, находящейся между к. 1авишей 32 и пластиной 43, а также возвращается в исходное положение металлическая 44 за счет пружины 45, находяшейся между металлической пластиной 44 и пластиной 43.
Обучаемьп должен нажать клавишу в момент звучания сигнала, задавае.мо1ю звуковым генератором 3, и если он при этом правильно отрабатывает знак, высвеченный на таб. ю 7, то элемент И 5 выдает импульс на лентопротяжный механизм 6 для продвижения перфоленты на один шаг, и обучаемо.му предъявляется для отработки новый знак, Е:сли знак отработан неверно, не в такт со звуковым сигналом или с большей силой удара, то блок 8 илн блок 19 не выдает и.мпульс на продвижение перфолепты, и обучаемый должен повторить отработку предъявленного сигнала. В случае неправильной отработки знаков импульсы с выходов блоков 8 или 19 ноступают на входы счетчиков 13 или 22, которые ведут подсчет числа ошибочных ответов.
Счетчик 12 считает обпгее число отработанных обучаемым знаком (максимальное число счета, например, равно двадцати).
Как только обучаемы отработает двадцать знаков, счетчик 12 выдает имгпльс в
блок 1 1. Если за время отработки обучаемым двадцати знаков в счетчиках 13 и 22 зафиксировано отсутствие ошибок, то на В1, элемента ЗИ НЕ 46 (. 3) и на выходе
э.1емепта ЗИ НЕ, 48 счетчиком 22 через инверторы 51 соответственно формируются импульсы. Если счетчик 13 не зафиксирова. ошибок, а в счетчике 22 зафиксировано, иа- пример, более пяти оишбок. то па выходе
Q элемен.та ЗН НЕ 49 формируется ,-1ьс. Если в счетчике 13 зафиксировано, например более пяти опп1бок, а в счетчике 22 отсутствуют О1нибки, то на э,чемепте ЗИ НЕ, 47 ()ормируется импульс, а ес,1и :и1фиксирова- по, папример, более пяти ошибок в счетчиках
5 13 и 22, то импульс формируется па элементах ЗИ НЕ 47 и 49.
Импульсы с выходов б. кжа 11 иоступают па переключатель 9, который увеличивает или уменьшает частоту генератора 4 в за0
0
виси.мости от того, с како1Ч) в| 1хода блока I 1
поступает импульс на переклк)чате,1ь 9. Е,с- ли импульс поступает с первого вьгхода, переключатель 9 увеличивает частоту генератора 4, ес,1и с втор()1Ч) уменьшает ее. Частота генератора 4 фиксируется на инди- 5 каторе 10. С третьего и чегвертого выходов б.тока II также поступают импульсы на вход переключателя 20.
Нереключатель 20 уве.тичивает или уменьшает силу удара в зависимости от того, с
какого выхода блока 1 I П() nMiiv,
на перек, 1ючатель 20. :сли импу.тьс поступает с выхода переключателя 20, то умепь- шается сила. Сила дара фиксир ется на индикаторе 23.
Hoc. ie очередного нерек.тючения пе)еклю5 чате.тн 9 и,ти 20 через э.темепт H. IH 21 счетчики 13, 12 и 22 устанавливаются в пулевое состояние и отовы к накоплению ин4)орма- ции о качестве работы на очередном этапе. H()c,:ie выполнения об чаемым npoipaM- .мы, набитой на нерфоленте, путем многократ ной отработки знаков с изменяемой CH.ioii удара при совокупности с изменяемо скоростью печати у обучаемого вырабатывается оптимальная сила удара по к,тавише, которая определяет скорость печати п|)и мипи5 мальных энергетических и (})изио.то пческнх затратах и соогветстненно повышает э(})фек- тивность работ1 1 на пишчшей машипке.
Формула изобретения
01- .Адаптивное, устройство для ijiopMUpoвапия навыков работЬ) на пишущей машипке, содержащее блок вв(.1да ответп 1х действий оператора, блок задания программы чеиия, ипформаци()нньп1 выход которого соединен с первым входом блока предьявления
учебной информации и первым информационным входом первого б,тока сравнеш1я, iiefi- вый вьгход которого п()дк,тючен к первому вх{.)ду элемента И, а BTopoii к первому информационному входу pei-истратора ответов, выходы которого соединены е соответствующими входами блока управления, первый и BTopoii выходы которог о подключены соответственно к первому и второму входам переключателя ск(;рости нечаги, нервый и второй информационный выходы которо соединены с(Л)тветственно с втор1 1м входом блока предъявления yMefiHoii информации и информационным вxoд( блока падания программы обучения, унравляюшне вход и выход которого нодключены cooi ветствеилю к выходу и второму входу элемента И, отличающееся тем, что. с целью рас1нирения дидактических возможное reii устройства, в нею введены дешифратор, счетчик, генератор тактов1,1х имну:1ьсов, блок памяти, формирователь имцульсов, блок усилителе| |, коммутатор, аналого-цифровой нреобразова- ге. п,, второй б.юк сравнения, 11ереключа1е. 1Ь силы удара и элемент ИЛИ, выход которого соединен с у н)ав.1яклцим входом регистратора ответов, а нервЫй и irropoit входы с ун равляющими В 1ходами соответственно нере- клк)чате. 1Я скоросги нечати и не1)еключате, 1я силы удара, нервый и второй входы KOTopoi o нодключены к трегьему и четвертому выходам б. юка управления соответственно, а первый и второй информационные выходы соответственно к третьему входу б.чока нредь- явления учебной информации и первому входу второго б, 1ока сравнения, второй вход которого соединен с выходом аналого-цифрового нреобразователя, а нервый и второй выходы с гретьим входом а,-1емента И и вторым информационным входом регистратора ответов, выходы nepBoii грунпы блока ввода ответных действи оператора подключепы к соответствуюnuiM входам аналого-цифрового
преобразователя, входы - к соответствующим р ыходам дешифратора, а выходы второй группы - к соответствующим информа- ЦИ01П1ЫМ входам коммутатора, выход кото- )ого с оединен с установочными входами счетчика и блока памяти и входом формировате- .1я импульсов, а управляющие входы - с соответствующими выходами первой груп- ГЦ.1 счетчика, информационный вход которого
Q юдключен к выходу генератора тактовых им- нульсов, а выходы второй группы - к соответствующим входам дешифратора и к соответствующим адресным входам блока памяти, выходы которого соединены с соответ- ствую цими входами блока усилителей, вто5 рой ин|)ормационный вход первого блока сравнения подключен к выходу блока уси- лителе, а управляющий вход -- к выходу формирователя имнульсов, соединенному с гретьим информационн1лм входом регист раQ тора (лветов.
2. Устройство но п. 1, отличающееся тем, что блок управления содержит первый и BTopoii инверторы, входы которых являются соответственно нервым и вторым входами блока, первьга и второй :(лементы ЗИ -НЕ,
5 выходы которых являются соответственно первым и вторым выходами блока, и третий и четвертый элемент ЗИ--ИЕ, первые входы кото|)ых и первые входы первого и второго элемептов ЛИ НЕ являются третьим вхо- дом блока, а выходы - третьим и четвертым выходами б,1ока соответственно, вторые входы второго и четвертого элементов ЗИ - НЕ соединены с входами соответственно первого и второго инверторов, вторые входы первого и третье1Ч) -элементов ЗИ - НЕ подключены к
2 выходу первого инвертора, а третьи входы - к выходу второго инвертора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1169006A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1988 |
|
SU1589303A2 |
Тренажер для выработки координарно-моторного рефлекса | 1983 |
|
SU1168199A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1982 |
|
SU1072284A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1328838A1 |
Обучающее устройство | 1986 |
|
SU1328836A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Пульт преподавателя для обучающих устройств | 1984 |
|
SU1166163A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1430979A1 |
изобретение относится к обучающим машинам и предназначено для формирования навыков работы на пишупхей мап1инке. Це;1ью изобретения является рас1пирение дидактически.х возможностей устройства. Цель достигается тем, что в устройство, содержащее блок ввода ответных действий оператора, блок задания програ.м.мы обучения, элемент И, блок сравнения, переключатель скорости печати, блок управления, регистратор ответов, блок предъявления учебной информации, введены дешифратор, коммутатор, счетчик, блок памяти, формирователь импульсов, генератор тактовых импульсов, блок усилителей, аналого-пифро- F«)ii преобразователь, блок сравнения, пере- к.1ючатель си.;1ы удара, э. ИЛИ. Изобретение 11озво. 1яег отработать у обучаемого оптимальную скорость печати при минимальных эпер етических и физиологически.х затратах. 1 з.п. ф-лы. 4 ил. о (Л
Фиг. 1
Фиг г
От генератора 15
От генератора 16
От сцетцико ошибок
От С1 етцика отрабо- moHHbij( знаков
От C4erTnjuKa ошибок силы удара
К блоку срормиоо - дателей 25 От дешисроатора 2if
Объединенные к депо - первые и imo дцлято - оыевыходы pun клавиш
1979 |
|
SU826395A1 | |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
АДАПТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ РАБОТЫ НА ПИШУЩЕЙ МАШИНКЕ | 0 |
|
SU238912A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-06-30—Публикация
1986-09-16—Подача