12
(Л
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов,
Цель изобретения - повьшение на- дежности и долговечности.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема коробки передач; на фиг.2 - узел I на фиг. 1.
Коробка передач содержит соосные между собой ведущий 1 и ведомый 2, промежуточный 3 и дополнительный 4 валы и параллельный им реверсивный |вал 5,
На.ведущем валу 1 расположены фрикционные муфты 6, а на промежуточном 3 и дополнительном 4 и реверсив- ном 5 валах установлены зубчатые муфты 7 и 8.
На ведущем валу 1 свободно сидя- щие шестерни 9 постоянно зацеплены с шестернями 10, жестко установленными на промежуточном валу 3.
Шестерня 11, жестко установленная на ведомом валу 2, зацеплена одновременно с шестернями 12 и 13, свободно посаженными на промежуточном валу 3 и реверсивном валу 5, л свободно сидящая на последнем шестерня 14 кинематически связана с шестерней 15, жестко установленной на ведомом валу .2 через шестерню 16, свободно вращающуюся с дополнительным валом 4.
Реверсивный вал 5 кинематически связан с промежуточным валом 3 через шестерни 17 и 18 и 19 и 20. : Конец промежуточного вала 3 имеет |резьбовую часть, на которую навинчивается гайка 21. Последняя сясимает: пакет деталей на промежуточном валу 3, состоящий из ступиц шестерен 10 и внутренних обойм подшипников 22 и 23 обеспечивая при этом повьш1ение жесткости промежуточного вала. Гайка.21 с наружной стороны имеет шлицы, пос- редством которых она соединяется с фрикционными дисками 24 тормозка 25. Коробка передач работает следующим образом.
Вращение от коленчатого вала двиг теля передается на ведущий вал 1 коробки передач.
Шестерни, свободно сидящие на ведущем валу 1, поочередно включаются на ходу трактора фрикционными муфтами б и передают крутяшдй момент на промежуточный вал 3, при этом для получения транспортного и рабочего диапазонов скоростей необходимо с помо
щью зубчатой -муфты 7 включить шестерни 16, 15 и 12, 11, а для получения скоростеш дополнительного и заднего хода необходимо с помощью зубчатой муфты 8 включить шестерни 13-11 и 14-16. В этом случае крутящий момент от промежуточного вала 3 передается к ведомому валу 2 через шестерни 20 и 19, 18 и 17, 13-11 как дополнитель- ньй диапазон скоростей заднего хода.
Гайка 21 и фрикционные диски 24 являются подвижной частью тормозка 25 и вращаются одновременно с промежуточным валом 3.
Для безударного переключения диапазонов зубчатой муфтой 7 или 8 включается тормозок 25, которьй затормаживает промежуточный вал 3. Если момент затяжки гайки 21 меньше тормозного момента, то в момент сра- батьгоания тормоэка 25 происходит до- ворачивание гайки 21. Т.е. подтяжка пакета деталей на промежуточном валу 3 происходит автоматически каждый раз, как только момент затяжки гайки 21 становится меньше тормозного момента тормозка 25.
В предлагаемой коробке передач за счет автоматической подтяжки гайки 21 обеспечивается заданная жесткость промежуточного вала 3 на протяжении всего периода эксплуатации трактора I. Это позволяет повысить долговечность подшипников и зубчатых колес, а также исключить необходимость подтяжки крепления в межремонтные сроки, которая связана с расстыковкой трактора и значительными потерями на это времени и средств.
Формула изобретения
Коробка передач, преимущественно для трактора, содержащая соосные веду-- щий и ведомьй, промежуточный и дополнительный валы и параллельньй им ре- реверсивный вал, установленные на ведущем и промежуточном валах шестерни постоянного зацепления, соединяемые с ведущим валом при помощи фрикционных муфт, установленных на ведущем валу, на ведомом валу закреплены шестерни, одна из которых зацеплена с шестернями, установленными на промежуточном и реверсивном валах и соединяемыми с этими валами с помощью зубчатых муфт , а другая шестерня зацеплена с шестерней, закрепленной на
К
дополнительном валу и соединяемой с промежуточным валом с помощью зубчатой муфты, на реверсивном валу уста- .-новлена дополнительная шестерня, соединяемая с ним зубчатой муфтой и зацепленная с шестерней дополнительного вала, а реверсивный вал связан с промежуточным валом через дополнительный блок шестерен, при этом на
169
промежуточном валу шестерни от осевого смещения закреплены rafiKoA, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, она снабжена тормозком промежуточного вала, а гайка, крепящая пакет деталей на промежуточном валу, вьшолнена за одно целое с подвижной частью указанного тормозка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач | 1988 |
|
SU1641658A2 |
Коробка передач | 1985 |
|
SU1258718A2 |
Коробка передач | 1986 |
|
SU1381010A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1973 |
|
SU398422A1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1188018A1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 1991 |
|
RU2016784C1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 1991 |
|
RU2019443C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА | 1991 |
|
RU2019442C1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU979178A1 |
Изобретение относится к трактор- HObfy машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. Коробка передач содержит соосные ведущий и ведомый валы, а также промежуточный вал 3 с шестернями, закрепляемыми от осевого смещения гайкой 21. Гайка 21, крепящая пакет деталей на промежуточном валу 3, выполнена за одно целое с подвижной частью тормозка 25 коробки передач.2 ил. /
25
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 0 |
|
SU398422A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1988-07-23—Публикация
1986-12-26—Подача