4
Х О5 4j
Фаг / - г
Изобретение относится к транспортному машиностроению и можег бьггь использовано во фрикционных тормозах , мусртах сцепления и гидроподжимных муфтах коробок передач.
Цель изобретения - повышение долговечности фрикционного механизма за счет повышения интенсивности охлаждения его путем непрерывного омывания фрикционных поверхностей потоком охлаждаюш,ей среды в
имеет гидравлический привод с поршнем 22 и нажимным диском-23.
В случае выполнения фрикционного механизма в виде гидроподжимной муфты (фиг. 3) емкость 7 может иметь вид кольцевой полости, охватывающей корпус 1 и являющейся его частью. Канал 6 для отвода охлаждающей среды в этом случае может представлять собой сверления в радиальном направлении в корпусе 1, соединяющие
процессе фрикционного взаимодействия по- 10 периферические отсеки полости муфты с
верхностеи трения.
На фиг. 1 изображен фрикционный механизм, выполненный в виде тормоза, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - фрикционный ме- .,с ханизм, выполненный в виде гидроподжимной муфты коробки передач, общий вид.
Фрикционный механизм содержит замкнутый корпус 1, заполненный охлаждающей средой, дисковые фрикционные элементы 2, установленные на валу 3, дисковые фрик- 20 каналом ционные элементы 4, установленные в -замкнутом корпусе 1, осевой канал 5 для подвода охлаждающей среды, канал б для отвода охлаждающей среды, емкость 7, вход которой сообщен с каналом 6, а Bijixo,i, -- с
емкостью 7, и перекрывающиеся нажимным диском 23.
Канал 5 для подвода охлаждающей среды в этом случае может быть выполнен в виде отверстия 24 в корпусе 1, соединенного с радиальным сверлением 25 в поршне 22. Сверление 25 соединяется с каналом 5 для подвода охлаждающей среды, а также со сверлением 26 в валу 3 и порщне 22, соединенным с нагнетательным не показан) насоса 20. Сверление 27 в валу 3 служит для подачи охлаждающей среды под давлением на кольцевой поршень 22.
В качестве емкости 7 для запаса охлаждающей среды могут служить полости
осевым каналом 5. В дисковых фрикиион- 25 амой гидроподжимной муфты. В этом слуных элементах 2, установленных па вэ ly 3, выполнены прорези 8, напримш в форме кольцевых секторов. Вал 3 им(чл шлицы 9, а фрикционные дисковые э-лечо - ы 2 вычае каналы 5 и 6 могут, например, представлять собой сверления 28 и 29 в осевом направлении в упорном диске 30, расположенные соответственно в его ценполнены с внутренними П1лиц;1м; 10, свя- Q тральной и периферической частях и сое35
ванными со шлицами 9 вала 3. Плицы 10 на фрикционных дисковых элементах 2 выполняются с больщей (или меньйней) высотой, чем высота иктицев 9 на валу 3. с тем, чтобы между ними были образованы осевые каналы 11, сообщенные с осевым каналом 5 являющиеся его продолжением. Замкнутый корпус I имеет внутренние шлицы 12, находящиеся в зацеплении с наружными щлицами 13 фрикционных дисковых элементов 4.
Внутренние 12 корпуса 1 выпол- 40 нены с меньшей (или большей) высотой, чем высота наружных 13, с тем, чтобы между фрикционными дисковыми элементами 4 и корпусом 1 были образованы осевые каналы 14, сообщенные с
диненные между собой посредством сверления 31 в радиальном направлении.
При установке тормозов с большой работой единичного торможения на транспортное средство без масляного радиатора на канале 6 для отвода масла могут быть сделаны охлаждающие ребра 32.
Фрикционный механизм работает следующим образом.
При включении гидропривода порщнем 22 нажимной диск 23 перемещается влево, сжимая пакет дисков 2 и 4. Поверхности фрикционных элементов, 2 и 4 входят в
каналом 6 для отвода охлаждающей среды. соприкосновение одна с другой, и при прос- Диаметр 15 внутреннего края прорези 8, выполненной в виде кольцевого сектора в дисковом фрикционном элементе 2, имеет величину, меньшую, чем внутренний диаметр 16 фрикционного диска элемента 4. В результате разности этих диаметров образованы окна 17, сообщающие осевые каналы 11 с пространством прорезей 8 через зазоры 18 между фрикционными дисковыми элементами 2. Для подпитки замкну50
кальзывании на них начинается выделение тепла, вызывающее их нагрев. Масло из канала 5 поступает в корпус 1 и по осевым каналам 11 распределяется между дисками 2. Затем через окна 17 оно направляется в прорези 8, где под воздействием центробежных сил отбрасывается к наружным краям фрикционных дисковых элементов 2 и 4, после чего попадает в периферические каналы 14. При это.м
того контура установлены бак 19 и насос 20, 55 поток масла непосредственно омывает части
нагнетательный канал которого (не показан) соединен с емкостью 7. Для удаления излишков масла в корпусе 1 имеется сливное отверстие 21. Фрикционный механизм
поверхности трения диска 4, расположенные напротив прорезей 8, охлаждая их. Благодаря вращению дисков 2, рах;положенных на валу 3, относительно дисков 4 зоны
имеет гидравлический привод с поршнем 22 и нажимным диском-23.
В случае выполнения фрикционного механизма в виде гидроподжимной муфты (фиг. 3) емкость 7 может иметь вид кольцевой полости, охватывающей корпус 1 и являющейся его частью. Канал 6 для отвода охлаждающей среды в этом случае может представлять собой сверления в радиальном направлении в корпусе 1, соединяющие
периферические отсеки полости муфты с
каналом
емкостью 7, и перекрывающиеся нажимным диском 23.
Канал 5 для подвода охлаждающей среды в этом случае может быть выполнен в виде отверстия 24 в корпусе 1, соединенного с радиальным сверлением 25 в поршне 22. Сверление 25 соединяется с каналом 5 для подвода охлаждающей среды, а также со сверлением 26 в валу 3 и порщне 22, соединенным с нагнетательным не показан) насоса 20. Сверление 27 в валу 3 служит для подачи охлаждающей среды под давлением на кольцевой поршень 22.
В качестве емкости 7 для запаса охканалом
лаждающей среды могут служить полости
амой гидроподжимной муфты. В этом случае каналы 5 и 6 могут, например, представлять собой сверления 28 и 29 в осевом направлении в упорном диске 30, расположенные соответственно в его цен тральной и периферической частях и соетральной и периферической частях и сое
диненные между собой посредством сверления 31 в радиальном направлении.
При установке тормозов с большой работой единичного торможения на транспортное средство без масляного радиатора на канале 6 для отвода масла могут быть сделаны охлаждающие ребра 32.
Фрикционный механизм работает следующим образом.
При включении гидропривода порщнем 22 нажимной диск 23 перемещается влево, сжимая пакет дисков 2 и 4. Поверхности фрикционных элементов, 2 и 4 входят в
соприкосновение одна с другой, и при прос-
соприкосновение одна с другой, и при прос-
кальзывании на них начинается выделение тепла, вызывающее их нагрев. Масло из канала 5 поступает в корпус 1 и по осевым каналам 11 распределяется между дисками 2. Затем через окна 17 оно направляется в прорези 8, где под воздействием центробежных сил отбрасывается к наружным краям фрикционных дисковых элементов 2 и 4, после чего попадает в периферические каналы 14. При это.м
поток масла непосредственно омывает части
поверхности трения диска 4, расположенные напротив прорезей 8, охлаждая их. Благодаря вращению дисков 2, рах;положенных на валу 3, относительно дисков 4 зоны
омывания -смещаются по окружности, что обеспечивает охлаждение всех поверхностей фрикционных дисковых элементов 2 и 4. Кроме того, благодаря вращению прорезей 8 во время работы тормоза происходит замена слоев охлаждающей среды, прилегающих к фрикционным поверхностям, с их перемещиванием и одновременным перемещением в окружном направлении по поверхности трения. Это значительно повышает
чае необходимости теплоемкость системы можно легко увеличить за счет увеличения емкости 7. Насос 20 служит лищь для необходимого замещения и восполнения масла в системе и его постепенного охлаждения как в период выключения, так и в период работы.
Если в гидросистеме транспортного средства масляного радиатора нет, а энергия торможения велика и не может быть рассеяна
интенсивность теплообмена между фрик- 10 за счет теплоотдачи с поверхностей кор- ционными поверхностями и охлаждающей пусных деталей, охлаждение масла в отводящем канале 6 может быть обеспечено ребрами 32.
средой в замкнутом состоянии дисков 2 и 4. Благодаря этому становится возможным создание фрикционных механизмов, в которых
В случае выполнения емкости 7 в виде
скорость теплоотвода может быть сделана кольцевой полости, охватывающей ее корравнои скорости тепловыделения.
Величина максимальных температур деталей фрикционного механизма обуславливается работой системы охлаждения, а не су.ммарной теплоемкостью деталей конструкпус 1 и являющейся ее частью, с целью уменьщения расхода энергии на центробежную циркуляцию масла, канал 6 перекрывается в выключенном состоянии муфты нажимным диском 23, который заничае необходимости теплоемкость системы можно легко увеличить за счет увеличения емкости 7. Насос 20 служит лищь для необходимого замещения и восполнения масла в системе и его постепенного охлаждения как в период выключения, так и в период работы.
Если в гидросистеме транспортного средства масляного радиатора нет, а энергия торможения велика и не может быть рассеяна
счет теплоотдачи с поверхностей кор- ных деталей, охлаждение масла в отвоем канале 6 может быть обеспечено рами 32.
В случае выполнения емкости 7 в виде
пус 1 и являющейся ее частью, с целью уменьщения расхода энергии на центробежную циркуляцию масла, канал 6 перекрывается в выключенном состоянии муфты нажимным диском 23, который зани
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка переключения передач | 2016 |
|
RU2643330C1 |
Дисковый тормоз с принудительнойциРКуляциЕй СМАзКи | 1978 |
|
SU817362A1 |
Устройство,передающее крутящий момент,преимущественно трактора К-700 роторного траншейного экскаватора | 1984 |
|
SU1163065A1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
КРИВОШИПНЫЙ ОДНОСТОЕЧНЫЙ ПРЕСС | 1992 |
|
RU2009890C1 |
Дисковый тормоз с принудительной циркуляцией смазки | 1980 |
|
SU937812A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВОДА И ОТКЛЮЧЕНИЯ АГРЕГАТОВ | 1971 |
|
SU312058A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2003 |
|
RU2251632C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1971 |
|
SU289695A1 |
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2294465C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано во фрикционных тормозах, .муфтах сцепления и. гидроподжимных муфтах коробок передач. Цель - повышение долговечности фрикционного .механизма за счет повышения интенсивности его охлаждения. В корпусе 1, заполненном охлаждающей жидкостью, и на валу 3 установлены дисковые фрикционные эле.менты (ФЭ) 2 и 4 с прорезями 8. Подвод охлаждающей среды к ФЭ 2 и 4 осуществляется с помощью осевого канала (ОК) 5, а отвод с помощью канала (К) 6. Выход К 6 сообщен с входом ОК 5. С помощью К 11 через зазоры 18, окна 7, прорези 8 и К 4 выход ОК 5 сообщен с входом К 6. В контуре циркуляции между ОК 5 и К 6 установлена е.мкость 7. На К 6 выполнены охлаждающие ребра 32. При включении гидропривода поршнем 22 нажимной диск 23 сжи.мает пакет дисков. Благодаря вращению ФЭ 2 с прорезями 8 относительно ФЭ 4 происходит замена слоев охлаждающей среды, прилегающих к фрик- ционны.м поверхностя.м, с их перемешиванием и одновременным перемещением в окружном направлении по поверхности трения. Из К 14 под действием центробежных сил охлаждающая среда поступает в К 6 и емкость 7, а из нее снова в К 5, замыкая тем са.мым круг циркуляции. 1 з. п. ф-лы, 3 ил. о Ф
25
фрикционном механизме циркуляция масла отсутствует.
Формула изобретения
. Фрикционный механиз.м, содержащий замкнутый корпус, заполненный охлаждающей средой, дисковые фрикционные элементы, установленные на валу и в корции, аккумулирующих при включении всю 20 мает крайнее правое положение, выделяе мую при работе энергию, а затемВ результате этого при неработающем
отдающих ее охлаждающей среде после завершения работы.
Из периферических каналов 14 масло под действием центробежных сил поступает в канал 6, далее в емкость 7 и из нее снова в канал 5, замыкая тем самым круг циркуляции. Непрерывное движение масла в замкнутом контуре обеспечивается действием центробежных сил, возникающих при прохождении масла по проре- о пусе, осевой кана,г1 для подвода охлаж- зям 8.дающей среды, канал для отвода охлаждающей среды, причем дисковые фрикционные элементы, установленные на валу, выполнены с прорезями, сообщающимися с каналами подвода и отвода охлаждаю- происходит вследствие того, что перегре- ,г щей среды, отличающийся тем, что, с целью тое при работе масло за счет действияповышения долговечности путем повышения
питающего насоса 20 через сливное отверстие 21 удаляется в картер и заменяется охлажденным. Интенсивная циркуляция масла при помощи центробежных сил внутри полостей фрикционного механизма и допол- 40 нительной емкости 7 обеспечивает интенсивное охлаждение фрикционных элементов 2 и 4 во время работы и аккумуляАккумулированное маслом тепло отдается затем в общую гидросистему транспортного средства и рассеивается радиатором. Это
цию,тепла в масле, а не в деталях. В слуинтенсивности охлаждения, выход канала для отвода о.хлаждающей среды сообщен с входом осевого канала для подвода охлаждающей среды.
фрикционном механизме циркуляция масла отсутствует.
Формула изобретения
. Фрикционный механиз.м, содержащий замкнутый корпус, заполненный охлаждающей средой, дисковые фрикционные элементы, установленные на валу и в кормает крайнее правое положение, В результате этого при неработающем
пусе, осевой кана,г1 для подвода охлаж- ающей среды, канал для отвода охлажинтенсивности охлаждения, выход канала для отвода о.хлаждающей среды сообщен с входом осевого канала для подвода охлаждающей среды.
12
П -25
Гельман Б | |||
М | |||
и др | |||
Сельскохозяйственные тракторы | |||
- М.: Высшая школа, 978, с | |||
Двухколейная подвесная дорога | 1919 |
|
SU151A1 |
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU817357A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-08-07—Публикация
1985-12-06—Подача