Од
СХ)
ч
О)
10
15
11416876
Изобрегение относится к эксплуата- о ции машин и может быть использовано и при диагностировании механических передач.
Цель изобретения - повьппение точности и снижение трудоемкости диагностирования .
На фиг, 1 представлена схема проведения диагностирования однозвенной динамической системы; на фиг.2 - график изменения частоты вращения ведущего (nj) и ведомого (п) валов при отсутствии зазора в зубчатом зацеплении; на фиг. 3 - то же, при наличии зазора (люфт 4,5 ).
Однозвенная динамическая система для осуществления способа содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, свя- занный через передаточный элемент „ (редуктор) 2 с электромашиной 3. Входной и выходной валы редуктора снабжены фотоэлектрическими датчиками 4 и 5 частоты вращения.
Способ испытания передаточных эле-25 ментов динамических систем вращательного движения осуществляется следующим образом.
Двигатель 1 с передаточной системой
гревают их до Т 333 - 353 К охлаждающей жидкости и масла. К испытуемой . кинематической паре на входной и выходной валы крепят датчики 4 и 5 частоты вращения (при испытании реальной системы ДВС-трансмиссия целесообо техническом состоянии всей систе и отдельных ее кинематических пар При увеличении зазора в кинема тической паре редуктора 2 (фиг.1) выявлена закономерность как роста абсолютной величины коэффициента (при угловом люфте if 4,5° ,00 фиг. 2 и 3), так и увеличение раз сти мгновенных значений угловой с рости входного nj и выходного п валов (фиг.З) в моменты времени, ответствующие перекладкам зубье в зацеплении при периодически пов ряющихся изменениях значений крут щего момента ДВС по.углу ее повор т.е. при перекладке nj- п. При одних и тех же условиях испыта (пср. ОБС const) максимальная раз ность в момент переклад ки увеличивается с возрастанием зора в зубчатой передаче, что дает возможность - количественно оценит изношенность кинематической пары.
Рост абсолютного значения коэфф циента а в этом случае обусловлен носом и увеличением углового зазор зацепления. В результате зубья н
- редуктором 2 - запускают и про-зо рекатьшаются один по другому, а
передают периодически изменяющийся крутящий момент от ДВС ударным обр зом. Ударный характер передачи- мом та приводит к дополнительному расх кинетической энергии ведущей шесте ни, увеличивая тем самым момент со противления на валу двигателя 1 (фиг.1). Кинетическая энергия удар ного воздействия практически не за висит от изменения инерционной мас сопряженных деталей при их износе определяется скоростью соударения которая возрастает с увеличением зазора (люфта). При этом на прокр вание динамической системы (фиг.1) с той же частотой вращения необход мо большее значение избыточной работы крутящего момента двигателя L,j{, что приводит к увеличению с/ Физически это проявляется в относи тельном уменьшении значения минима ной частоты вращения при нали чии зазора в редукторе 2 по сравне нию с беззазорным сопряжением зубчатых колес, так как в момент пер кладки (точка с на фиг. 3) ведущи вал редуктора 2 начинает увеличива частоту вращения п, (кривая cd), а ведомьй вал 4 продолжает снижать частоту п 1 (кривая ск) до полного
разно поддомкратить ведущие колеса для исключения их контакта с опорной поверхностью дороги). Затем вновь запускают ДВС и вьюодят динамическую систему на заданный скоростной режим, определяемьй средней частотой вращения какого-либо элемента системы. Производят измер ение неравномерности частоты вращения по углу поворота испытуемых элементов динамической системы за кинематический цикл (2 оборота, т.е. ц 4(). По зарегистрированным значениям максимальной (п,о,кс ) минимальной ( средней (пср) частоты вращения определяют коэффициент неравномерности
1 «HeiSlS JiL- для каждого вращающег cf
ся элемента, которые сравнивают с эта лонными значениями. По результатам мгновенных изменений частоты вращения по углу поворота входного и выходного валов и коэффициенту (f сУДят
0
5
о и
5
о техническом состоянии всей системы и отдельных ее кинематических пар. При увеличении зазора в кинематической паре редуктора 2 (фиг.1) выявлена закономерность как роста абсолютной величины коэффициента « (при угловом люфте if 4,5° ,0064, фиг. 2 и 3), так и увеличение разно- . сти мгновенных значений угловой скорости входного nj и выходного п i валов (фиг.З) в моменты времени, соответствующие перекладкам зубьев в зацеплении при периодически повторяющихся изменениях значений крутящего момента ДВС по.углу ее поворота, т.е. при перекладке nj- п. . При одних и тех же условиях испытания (пср. ОБС const) максимальная разность в момент перекладки увеличивается с возрастанием зазора в зубчатой передаче, что дает возможность - количественно оценить изношенность кинематической пары.
Рост абсолютного значения коэффициента а в этом случае обусловлен износом и увеличением углового зазора зацепления. В результате зубья не
.
о рекатьшаются один по другому, а
0
5
с
0
передают периодически изменяющийся крутящий момент от ДВС ударным образом. Ударный характер передачи- момента приводит к дополнительному расходу кинетической энергии ведущей шестерни, увеличивая тем самым момент со- противления на валу двигателя 1 (фиг.1). Кинетическая энергия ударного воздействия практически не зависит от изменения инерционной массы сопряженных деталей при их износе, а определяется скоростью соударения, которая возрастает с увеличением зазора (люфта). При этом на прокручивание динамической системы (фиг.1) с той же частотой вращения необходимо большее значение избыточной работы крутящего момента двигателя L,j{, что приводит к увеличению с/ . Физически это проявляется в относительном уменьшении значения минимальной частоты вращения при наличии зазора в редукторе 2 по сравнению с беззазорным сопряжением зубчатых колес, так как в момент перекладки (точка с на фиг. 3) ведущий вал редуктора 2 начинает увеличивать частоту вращения п, (кривая cd), а ведомьй вал 4 продолжает снижать частоту п 1 (кривая ск) до полного
выбора зазора в сопряжении. Линия dk означает ударный контакт зубьев ведущей и ведомой шестерен. Следова- тельно, с увеличением зазор в элементах передачи амплитуда колебаний мйкс /ицм увеличивается при п const.
Таким образом, испытание переда- |Точных элементов динамической системы вращательного движения путем контроля изменения показателей неравномерности частоты вращения по углу поворота отдельных ее элементов в пределах полного кинематического цик ла позволяет повысить точность и one ративность определения ее технического состояния.
Формула изобретения20
Способ диагностирования передаточных элементов динамических систем
10
20
вращательного движения, содержащих кинематические пары, заключающийся в том, что к входному валу динамической системы прикладывают переменный крутящий момент, оценивают неравномерность частоты вращения кинематических пар по углу поворота вала и сравнивают ее с эталоном, о т л и- 10 чающийся тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости, неравномерность частоты ,воащения отдельных кинематических пар оценивают на их входных и выходных валах в пределах полного кинематического Цикла, причем переменный крутящий момент создают при помощи двигателя внутреннего сгорания, а о состоянии кинематических пар судят по разности коэффициентов неравномерности частоты вращения входного и выходного валов системы и ее кинематических пар.
15
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2571693C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2458330C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 2017 |
|
RU2643903C1 |
АВИАЦИОННЫЙ ПОДВИЖНЫЙ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ | 2024 |
|
RU2826191C1 |
СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2606652C1 |
Способ диагностирования зубчатых пар в механизме | 1988 |
|
SU1688140A1 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 2014 |
|
RU2578760C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2434215C2 |
ГИБРИДНАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2435086C1 |
ГИБРИДНАЯ ТРАНСМИССИЯ С ПРОСТЫМ ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2016 |
|
RU2653106C1 |
Изобретение м.б. использовано при диагностировании механических передач. Цель изобретения - повЕлле- ние точности диагностирования и снижение его трудоемкости. К входному валу динамической системы прикладывают переменный крутящий момент и на входных и выходных валах отдельных кинематических пар (КП) в пределах ПОЛНОГО кинематического цикла оценивают неравномерность частоты их вращения . Момент создают при помощи двигателя внутреннего сгорания, а о состоянии КП судят по разности коэф. неравномерности частоты вращения входного и выходного валов системы и ее КП. 3 ил. с с
П
1 I- - -I I-fj-1- //////////
/7, с
rso.o
,6 fl,C
/50.0
md.s
a.oo56
8ц-0,0061
if.pad
Способ безразборного контроля технического состояния устройств | 1977 |
|
SU641300A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-08-15—Публикация
1985-12-02—Подача