Многоступенчатая коробка передач Советский патент 1988 года по МПК F16H3/10 B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1441113A1

Изобретение относится к машиностроению, к коробкам передач металлорежущих станков.

Цель изобретения - повышение надежности за счет переключения скоростей без разрыва потока мощности под нагрузкой.

Положительный эффект достигается тем, что за счет повышения точности передачи и возможности заранее подготавливать к включению требуемую передачу обеспечивается надежность работы многоступенчатой коробки передач.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема многоступенчатой коробки передач с блоками из двух зубчатых колес; на фиг. 2 - кинематическая схема многоступенчатой коробки передач с блоками из трех зубчатых колес.

Многоступенчатая коробка передач состоит из корпуса 1, входных коаксиальных валов 2 и 3 с жестко установленными на них блоками 4 и 5, несущими зубчатые колеса 6, 7 и 8, 9 Валы 2 и 3 соединены со сдвоенной фрикционной муфтой, состоящей из корпуса 10, в котором один в другом установлены порщни 11 и 12, образующие между собой и с корпусом рабочие полости 13 и 14, нажимные элементы 15 и 16 поршней 11 и 12 взаимодействуют с наружными дисками фрикционных муфт 17 и 18, установленных на ступицах 19 и 20 валов 2 и 3, и перемещение которых ограничено упорными кольцами 21 и 22. На промежуточном валу 23 установлен полый вал 24 с подвижно в осевом направлении установленным на нем блоком 25 зубчатых колес 26 и 27, взаимодействующих с зубчатыми колесами 8 и 9; подвижный в осевом направлении блок 28 с зубчатыми колесами 29 и 30, взаимодействующими с зубчатыми колесами 6 и 7; подвижные в осевом и окружном направлениях блоки 31 и 32 с зубчатыми колесами 33, 34 и 35, 36. На выходном валу 37 установлены подвижные в осевом направлении блоки 38 и 39 с зубчатыми колесами 40-43, взаимодействую- щие с зубчатыми колесами 33, 34 и 35, 36. Блоки 31 и 32 снабжены зубчатыми или кулачковыми двухпозиционными муфтами 44 и 45 для соединения с полым валом 24, и кулачковыми двухпозиционными муфтами 46 и 47 для соединения с валом 23. Муфты 44- 47 управляются двухпозиционными гидроцилиндрами 48-51. Блоки 25, 28, 38 н 39 перемещаются в осевом направлении с помощью трехпозиционных гидроцилиндров 52-55. Корпус 10 сдвоенной фрикционной муфты соединен с валом двигателя непосредственно или через клиноременную передачу.

На фиг. 2 показана аналогичная конструкция многоступенчатой коробки передач, в которой вместо двойных блоков 4, 5, 23, 31, 25, 32, 38 и 39 установлены тройные блоки, что позволяет увеличить число передач с 16 до 36.

5

5

0 5 0 о

5

0

5

Многоступенчатая коробка передач работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя через корпус 10 сдвоенной фрикционной муфты может передаваться на выходной вал 37 по одной из шестнадцати кинематических цепей, включающих следующие зубчатые колеса: I - 6, 29, 33, 40; II - 6, 29, 34, 41; III - 6, 29, 35, 42; IV - 6, 29, 38, 43; V - 7, 30, 33, 40; VI - 7, 30, 34, 41; VII - 7, 30, 35, 42; VIII - 7, 30, 36, 43; IX - 8, 26, 33, 40; X - 8, 26, 34, 41; XI - 8, 26, 35, 42; XII - 8, 26, 36, 43; XIII - 9, 27, 33, 40; XIV - 9, 27, 34, 41; XV - 9, 27, 35, 42; XVI - 9, 27, 36, 43.

Сдвоенная фрикционная муфта включает цепи с I по VIII либо с IX по XVI. Гидроцилиндр 53, управляя блоком 28, включает цепи с I по IV либо с V по VIII. Гидроцилиндр 52, управляя блоком 26, включает цепи с IX по XII либо с XIII по XVI. Гидроцилиндр 54, управляя блоком 38, включает цепи I, V, IX и XIII либо II, VI, X и XIV. Гидроцилиндр 55, управляя блоком 39, включает цепи III, VII, XI, XV, либо IV, VIII, XII. Блоки 31 и 32 управляются кулачковыми муфтами 44, 46 и 45, 47, которые обеспечивают прохождение кинематических цепей I, V, IX и XIII, либо II, VI, X и XIV через блок 31 и III, VII, XI, XV, либо IV, VIII, XII, XVI через блок 32. Одновременно могут быть включены кулачковые муфты только двух смежных ступеней, но одновременно не могут быть включены две муфты, передающие вращение от одного вала (промежуточного или полого) на два блока (31 и 32), т. е. одновременно не могут быть включены муфты 44 и 45, а также 46 и 47, что предусматривается гидросхемой управления переключением или достигается объединением каждой пары двухпозиционных гидроцилиндров этих муфт в один трехпозиционный гидроцилиндр, последнее дополнительно упрощает конструкцию и схему управления. Такое включение кулачковых муфт исключает возможность передачи крутящего момента с какого-либо из входных валов 2 или 3 сразу на два блока 38 и 39, установленных на выходном валу 37, а также исключает возможность непрохождения крутящего момента с входных валов 2 или 3 дальще промежуточных валов 23 и 24. Переключение скоростей с одной кинематической цепи на другую без разрыва потока мощности под нагрузкой осуществляется сдвоенной фрикционной муфтой, которая подключает к двигателю вал 2 или 3 через фрикционные муфты 17 и 18, управляемые поршнями 11 и 12. Переключение производится после того, как подготовлена к включению следующая передача. Например, если включены кулачковые муфты 45, 46 и фрикционная муфта 17 (включен вал 2), возможно прохождение крутящего момента по следующим кинематическим цепям I, II,

VI, V в зависимости от того, как включены блоки 28 и 38, при этом может быть подготовлена к включению одна из кинематических цепей XI, XII, XV, XVI, проходящих через блоки 5, 25, 32 и 39. После того, как подготовлена к включению одна из этих кинематических цепей, с помощью изменения давления жидкости (или газа) в полостях 13 и 14, вызывая перемещение поршней 11 и 12,

плавно включается фрикционная муфта 18 и выключается муфта 17, т. е. к двигателю присоединяется вал 3 и отсоединяется вал 2, обеспечивая включение подготовленной передачи. Если включены кулачковые муфты 44-47, то аналогичным образом можно переходить с передач по кинематическим цепям III, IV, VII, VIII на передачи по кинематическим цепям IX, X, XIII, XIV и обратно.

Похожие патенты SU1441113A1

название год авторы номер документа
КОЛОВРАТНЫЙ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЙ ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Кадышев Анатолий Иванович
  • Курячий Алексей Викторович
  • Дринь Владимир Васильевич
RU2068105C1
Приспособление для ориентации машиниста в пути и подачи свистков 1922
  • Ярославов Н.П.
SU1236A1
Автомат для изготовления тарелок ножек для электрических источников света 1986
  • Самонов Валентин Терентьевич
  • Мартынов Валентин Иванович
SU1453478A1
Коробка передач 1989
  • Некрасов Владимир Иванович
SU1717418A1
СТАНОК С АВТОМАТИЧЕСКОЙ СМЕНОЙ ИНСТРУМЕНТА 1989
  • Маринин Н.А.
  • Болотин Г.С.
  • Гарин Б.Н.
SU1630172A1
Способ определения энергии индивидуальных магнитных частиц, приобретаемой ими в низкочастотном переменном магнитном поле 2019
  • Никитин Алексей Андреевич
  • Абакумов Максим Артемович
RU2746359C1
Погрузочная машина для торфа 1934
  • Киселев М.М.
SU42535A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ МАШИН КОКСОВАЛЬНЫХ ПЕЧЕЙ 1936
  • Плешивцев Ф.Н.
SU51668A1
Гербицидное средство 1975
  • Адольф Фишер
SU639410A3
УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ 2015
  • Ветцер Филипп
RU2679475C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 441 113 A1

Реферат патента 1988 года Многоступенчатая коробка передач

Формула изобретения SU 1 441 113 A1

и

1112Ю2215

/

21 6

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1441113A1

ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 0
SU237599A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ГАЗОВОГО ТОПЛИВА 1989
  • Зегер Карл Ефимович
  • Жабо Владимир Владимирович
  • Котлер Владлен Романович
RU2054141C1
Машина для разделения сыпучих материалов и размещения их в приемники 0
  • Печеркин Е.Ф.
SU82A1
Кучер И
М
Металлорежущие станки
Л.; Машиностроение, 1970, с
Способ пропитывания дерева 1921
  • Коенман К.Я.
SU446A1
III
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

SU 1 441 113 A1

Авторы

Лифшиц Георгий Исаакович

Лифшиц Исаак Иосифович

Даты

1988-11-30Публикация

1982-10-01Подача