Изобретение относится к термической обработке, преимущественно к термической обработке чугунных цилиндрических деталей, в частности цилиндров насосов, тормозных цилиндров гидросистемы автомобилей, гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - снижение брака деталей по трещинам и отбелу.
Чугунную цилиндрическую деталь, имеющую внутреннюю рабочую поверхность, подлежащую восстановлению, нагревают индукционным методом в процессе перемещения ее относительно индуктора до температуры 710-790 С, охлаждают со скоростью 150-200 град/с.
Восстановление внутренних цилиндрических чуг-унных деталей предлагаемым способом производится следующим образом.
Деталь устанавливают так, чтобы нижний торец ее находился в зоне нагрева кольцевого индуктора, затем подают напряжение на индуктор и нижний торец заготовки.нагревают до 710-970 С, затем заготовку перемещают с помощью стола вниз, вдоль индуктора с одновременной подачей воды с кольцевой спрейер, расположенный ниже индуктора, обеспечивающей охлаждение нагретой части струя ми воды.
Подъем заготовки относительно нагревателя-индуктора и кольцевого спрейера с такой скоростью, при которой обеспечивается нагрев части заготовки, находящейся в зоне действия
42
О) 00 СО ОО ГС
31468
индуктора, до температур ТЮ-УЭС С. Эта скорость зависит от размеров заготовки и мощности индуктора и колеблется в пределах 1-4 мм/с. Ско- рость охлаждения заготовки, которая колеблется в пределах 150-200 град/с и зависит от марки (структуры) чугуна, устанавливается расходом воды. Скорость охлаждения заготовки, на- ходящаяся в пределах 150-200 град/с, обеспечивается расходом воды, равным 50-80 л.мин/м охлаждаемой поверхности.
Предложенный способ позволяет восстанавливать внутренний размер изношенных или забракованных по размерной точности заготовок (изменение радиуса внутренней поверхности) на 0,4-0,9%..
Оптимальной температурой нагрева детали принята температура, при которой достигается максимальная величина восстановления, отсутствуют трещины и отбел в заготовке.
Отработка оптимальной температуры нагрева заготовки производится на опытной партии изношенных гильз цилиндров Д-50 в количестве 100 шт. Вунтренний диаметр заготовки 110 мм, толщина стенки 12 мм, высота 240 мм. Источник нагрева и охлаждения размещены снаружи заготовки. Источник охлаждения размещен под источником нагрева. Расход воды при охлаждении составил 80 л/мин, что соответствуе скорости охлаждения около 170 град./с Результаты отработки представлены в табл. 1.
При нагреве до температур, мень- ших 710°С, восстанавливаемый размер значительно уменьшается (,1 мм). При нагрере деталей свыше увеличивается вероятность образовани трещин и отбела.,
Отработка оптимальной скорости охлаждения чугунных заготовок проводилась при восстановлении партий гильз цилиндров Д-50, отлитых из чугунов марок СЧ15, СЧ20 по 10 заготовок из каждой марки чугуна. Результаты отработки оптимальной скорости охлаждения приведены в табл. 2.
Таким образом, скорость охлаждения восстанавливаемых деталей для заготовок из чугуна СЧ15, СЧ20 равна 150-200 град/с. Снижение скорости охлаждения ниже 150 град/с для чугунов марок СЧ15 и СЧ20 приводит к уменьшению восстанавливаемого размера из-за недостаточных термических напряжений, вызывающих пластическую деформацию сплава. Увеличение скорости охлаждения свыше 200 град/с повьш1ает вероятность образования микротрещин в детали (табл. 2).
В лабораторных условиях Украинской сельскохозяйственной академии восстановлено 50 гильз далиндров Д-50 из чугуна марки СЧ-20. Партия восстановлена предлагаемым способом. Технологические режимы и результаты восстановления приведены в табл. 3.
Данные табл. 3 позволяют сделать вывод, что предлагаемый способ обепечивает снижение брака восстанавливаемых деталей по отбелу и трещинам на 16%.
Формула изобретени
Способ восстановления внутренни цилиндрических поверхностей чугунны деталей, включающий непрерывно-последовательный индукционный нагрев и оХпаждение водой, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что, с целью снижения брака деталей по трещинам и отбелу, нагрев ведут до 710-790 С, а охлаждение со скоростью 150- 200 град/с.
Темпера-Расчетное Минималь-Макси-СреднееКоличест-Количество
туразначение, ное зна-мальноезначение,во загс-заготовок с
нагрева, мм чение, ммзначе- ммтовок сотбелом
Сние, ммтрещинами
7100,460,270,350,3012
790 0,540,360,45-22
о
Таблица2
Марка Скорость охлаждения заготовчугуна ки (град/с), средний восстанавливаемый размер (мм) и количество заготовок с микротрещинами (п)
150200
СЧ150,400,41
СЧ200,390,40
ТаблицаЗ
Технологические Величина восстанавливаемого размера и качество
режимы восста-деталей
новления
СреднийКоличество Количество Количество
восстанав-деталей с деталей с годных деталей
ливаемыйотбелом трещинами размер, мм
Предлагаемый способ Температура нагрева
д
детали 750 С, скорость охлаждения 170 град/с0,435 1247
Составитель Г. Стальский . Редактор И. Сегляник Техред М.Дидык КорректорМ. Васильева
Заказ 1318/26Тираж 530Подписное
БНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва:, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ восстановления внутренних поверхностей цилиндрических стальных деталей | 1985 |
|
SU1341223A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БОЛЬШОЙ КРИВИЗНЫ КОРПУСНЫХ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ | 1991 |
|
RU2026370C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЧУГУННЫХ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2000 |
|
RU2181650C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ И НАРУЖНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЧУГУННЫХ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ | 2000 |
|
RU2174901C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕРМОПЛАСТИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ГИЛЬЗ | 1991 |
|
RU2025247C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛИТЬЯ В ФОРМУ-КРИСТАЛЛИЗАТОР | 2013 |
|
RU2541267C2 |
Способ восстановления изношенной внутренней цилиндрической поверхности,преимущественно стальных и чугунных деталей | 1980 |
|
SU969495A1 |
Способ изготовления чугунных заготовок | 1986 |
|
SU1446177A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗАКАЛЕННЫХ ГИЛЬЗ ЦИЛИНДРОВ | 2000 |
|
RU2181649C2 |
Способ восстановления рабочей поверхности гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания | 2022 |
|
RU2805530C1 |
Способ восстановления внутренних цилиндрических поверхностей чугунных деталей относится к области термической обработки,преимущественно к термической обработке чугунных цилиндрических деталей,в частности цилиндров насосов,тормозных цилиндров гидросистемы автомобилей,гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Целью изобретения является снижение брака , заготовок по трещинам и отбелу. Способ восстановления внутренних цилиндрических поверхностей чугунных деталей включает нагрев заготовки индукционным методом до температуры 710- 790 С и охлаждение со скоростью 150-200 С. Способ обеспечивает снижение брака по отбелу и трещинам на 16%. 3 табл. с О)
Способ восстановления изношенной внутренней цилиндрической поверхности,преимущественно стальных и чугунных деталей | 1980 |
|
SU969495A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1989-03-30—Публикация
1987-05-20—Подача