Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства Советский патент 1989 года по МПК B60B35/10 B61F7/00 

Описание патента на изобретение SU1495145A1

-xJ

15

о

ел

СП

17

фие J

3U9

Изобретение относится к экипажной части подвижного состава железных дорог, обращающегося на путях различной шириной рельсовой колеи.

Цель изобретения - повьщ1ение надежности.

На фиг.1 дана конструкция предлагаемой колесной пары, когда затормаживают ходовые колеса, и проворачи- вают ось, например, тяговым двирате- лем, установленным на этой колесной паре при опорноосевой подвеске; на фиг,2 - то же, когда затормаживают ось, а проворачивают ходовое колесо, что наиболее удобно для применения на вагонах, имеющих дисковый.тормоз; на фиг.З - сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 - сечение В-Б на фиг.З; на фиг.З - расположение деталей фикси- рующего механизма в процессе перево да ходового колеса на другую колею. Устройство содержит ось 1, имеющую на подступичных частях 2 установленные по резьбе ходовые колеса 3. . На поверхности каждой из подступичных частей 2 оси 1 выполнена как минимум однозаходная резьба 4, причем резьба на левой и правой подступичных частях противоположного направления. Хо довые колеса 3 навинчены на подсту- пичные части 2 оси 1 так, ч т о они взаимодействуют контактирующими поверхностями 5 своей резьбы с контактирующими поверхностями 6 резьбы на этих подступичных частях.2.Резьба А ,в ступице 7 ходового колеса 3 и на подступичной части 2 оси 1 в попереч ном сечении по впадинам вьтолнена с закруглениями.

Фиксирующий механизм 8, в качестве которого использован клиновой механизм, удерживает ходовые колеса на оси J в заданном положении. Винт 9 своей резьбовой частью 10 ввинчен в отверстие 11 по центру оси 1 и на другом конце имеет коническую часть 12, с которой контактируют стержни 13, расположенные в радиальных отверстиях 14 подступичной час- ти 2 оси 1. На подступичной части 2 оси 1 соосно с отверстиями 14 вьтолнена кольцевая проточка 15, в которой установлено пружинное кольцо 16, в которое упираются торцы стержней 1 В ступице 7 ходового колеса 3 наряду с резьбой 4 имеются, как минимум, дв кольцевые проточки 17, в одну из которых соответственно ширине колеи

входит и упирается внешней поверхностью пружинное кольцо 16. Пружинное кольцо 16 на внешней поверхности; 18 имеет зубчатую насечку 19, а на внутренней поверхности - пазы 20 под торцы стержней I3.i

Стопорное устройство 21 вьтолнено в виде шайбы 22, на внутренней поверхности которой имеются шлицы или мелкие зубцы 23, зацепляющиеся с зубцами на головке винта 9, а на торце шайба 22 имеет отверстия 24 под винты 25, которыми она прикреплена к торцу оси 1 .

Работа колесной пары происходит следующим образом.

Передача крутящего момента от зуб- .чатого колеса на ходовое колесо 3, через ось 1, стержни 13 и пружинное кольцо 16 осуществляется за счет момента трения, образованного включением фиксирующего механизма, пружинное кольцо 16 которого стержнями 13 прижато к поверхности кольцевой проточки 17. Сила прижатия создается завинчиванием винта 9. От отворачивания винт 9 предохраняется стопорньи устройством 21 .

Действия поперечных усилий, стремящихся сместить ходовое колесо 3 вдоль оси 1 колесной пары, компенсируются как за счет трения между поверхностями пружинного кольца 16 и проточки 17, так и сопротивлением на срез пружинного кольца 16, которое частично утоплено в кольцевой проточке 15 подступичной части 2 и частично входит в кольцевую проточку 17 ступицы 7 ходового колеса 3, а также сопротивлением резьбы 4.

Выполнение резьбы 4 в поперечном сечении с круглыми впадинами способствует уменьшению концентрации напряжений в подступичной части оси.

Перевод предлагаемой раздвижной колесной пары на другую колею может производится как без нагрузки, так и с нагрузкой от подрессоренных масс в системе железнодорожного экипажа (локомотива или вагона), в котором она установлена. При этом технология обработки колесной пары остается практически одинаковой.

Для перевода на другую колею предложенной раздвижной колесной пары потребуется участок рельсовой колеи специальной конструкции или с посте51А

пенным переходом от большей ширины колеи на меньшую (и наоборот), или этот участок может быть выполнен с подвижными.в поперечном направлении прямыми отрезками рельсов.

Затормаживают ходовые колеса 3, снимают крьшжу буксы (не показаны), снимают стопорное устройство 21. Отворачивают винт 9, вследствие чего под нажимом пружинного кольца 16 стержни 13 смещаются к центру оси 1 так, что пружинное кольцо 16 выходит из кольцевой проточки I7 ступицы 7 и утапливается также под действием сме щающихся колес 3 в кольцевой проточке 15 подступичной части 2 оси 1. Теперь связь ходового колеса 3 и оси 1 осуществляется только через резьбу 4 Через зубчатое колесо прикладьшагот к оси 1 крутящий момент так, что, последняя, вращаясь, заставляет каждое из ходовых колес 3 смещаться по оси 1 в противоположном направлении на в пичину, равную расстоянию между смежными кольцевыми проточками 17 в ступице 7 и соответствующую разнице между половиной ширины колеи до и после переключения.

После ТОГО , как каждое из ходовых колес 3 установится своей новой кольцевой проточкой 17 против кольцевой проточки 15 в подступичной части 2 оси 1, под влиянием силы упругости пружинное кольцо 16 войдет в полость этой кольцевой проточки 17. Ходовые колеса 3 становятся в требуемую ширину колеи. Винт 9 заворачивают на требуемую силу затяжки так, что его конусная часть 12 раздвигает стержни 13, торцы которых разжимают пружинное кольцо 16 и его наружная поверхность прижимается с требуемым

456

удельным давлением к поверхности колцевой проточки 17. Устанавливают стопорное устройство 21, крьшшу буксы и колесная пара готова для работы на пути другой колеи.

В случае затормаживания оси 1,крутящий момент прикладывают со стороны ходовых колес 3, например, прокатыванием всего транспортного средства, В остальном процесс переключения колесной пары происходит аналогично описанному.

Формула изобретения

1i Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства, колеса которой навинчены на соответствующие подступичные участки оси и блокированы устройствами фиксации колес относительно оси, отлич аю- щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, каждое устройство фиксации включает в себя пружинное кольцо, размещенное в вьшолненной на подступичной части оси кольцевой канавке с возможностью захода в кольцевые канавки, которые вьтолнены на посадочной поверхности колеса, взаимодействующие с внутренней поверхностью пруткинного кольца одними концами стержня, установленные в радиальных отверстиях, которые выполнены в оси,и установленный В вьшол- ненное в оси осевое отверстие винт с конической головкой для взаимодействия с другими концами стержней.

2. Колесная пара по п.1, о т л и - чающаяся тем, что ра внешней поверхности пружинного кольца выполнена насечка, а на его внутренней поверхности - пазы, охватьгоающие одни концы стержней.

Похожие патенты SU1495145A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОДА РАЗДВИЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР С ОДНОЙ КОЛЕИ НА ДРУГУЮ 2006
RU2309071C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОДА РАЗДВИЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР С ОДНОЙ КОЛЕИ НА ДРУГУЮ 2008
RU2369503C1
РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1967
SU202197A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОДА КОЛЕСНЫХ ПАР С КОЛЕИ 1520 НА 1435 ММ 2001
RU2221720C2
Колесная пара 1981
  • Савчук О.М.
  • Пастернак Н.А.
  • Соборницкая В.В.
  • Школьник Л.М.
  • Френкель В.Я.
  • Коваленко Ю.Е.
  • Чурсин В.Г.
  • Новиков В.В.
  • Ткачук З.Г.
  • Аврутин Н.И.
SU1112691A1
РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1963
SU215250A1
Прибор для измерения диаметра бандажа колеса 1978
  • Бойко Николай Елисеевич
SU1025993A1
Колесная пара 1991
  • Касылкасов Женыс Мадыкенович
SU1789353A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНТРОВЫХ ОТВЕРСТИЙ ОСЕЙ 2014
  • Ахмеджанов Равиль Абдрахманович
  • Кириллов Сергей Николаевич
  • Парфенов Александр Павлович
  • Синяков Александр Петрович
RU2551752C1
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ КОЛЕСО ДЛЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 1991
  • Богданович Г.И.
  • Гайдаров Никола Мартинов[Bg]
  • Пахомов Г.Е.
  • Буряк А.В.
  • Староселецкий М.И.
  • Крашевич В.Н.
  • Валетов М.С.
  • Кузьмичев М.В.
  • Корж Д.В.
  • Белущенко А.В.
RU2013212C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 495 145 A1

Реферат патента 1989 года Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Цель изобретения - повышение надежности устройства. Для перевода колес 3 в другое положение отворачивают винт 9, вследствие чего под нажимом пружинного кольца 16 стержни 13 смещаются к центру оси 1, пружинное кольцо 16 выходит из проточки 17 ступицы 7 и утапливается в проточке 15 оси 1. К оси 1 прикладывают крутящий момент, колеса 3 смещаются по оси 1. После того, как каждое из колес 3 установится другой проточкой 17 против проточки 15, винт 9 заворачивают, его конусная часть 12 раздвигает стержни 13, которые разжимают кольцо 16, которое входит в проточку 17. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения SU 1 495 145 A1

г«п

I

фие.1

ГЗ

Фиг. г

Б-Б

Фи2.

Гб

/J

/7

01/S. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1495145A1

Приспособление для нанесения узоров на ткань 1932
  • Мальцев А.С.
SU33098A1
Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1
(ЗА) РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

SU 1 495 145 A1

Авторы

Биндер Наум Яковлевич

Даты

1989-07-23Публикация

1987-11-03Подача