Ротор электрической машины Советский патент 1989 года по МПК H02K1/26 

Описание патента на изобретение SU1511806A1

Фиг.г

СП

00

о о:

iljL jpc теине относится к электромашиностроению, в частности к роторам электрических машин, зубцовая зона и ярмо которых вьшолнены по малоотходной технологии.

Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности и энергетических характеристик путем уменьшения магнитного сопротивления между зубцами.

На фиг.1 представлена половина зуб цовой зоны ротора (магнитопровод ротора без ярма) с зубцами прямоугольной формы; на фиг,2 - участок зубцовой зоны ротора с зубцами трапецеидальной формы; на фиг.З - участок витка зубцовой зоны ротора; на фиг.А - способы раскроя ленты на зубцовые зоны, обеспечивающие прилегание зубцов пос- ле навивки ее на ребро.

Ротор электрической машины содержит зубцовую зону (фиг.1), состоящую из зубцов 1, скрепленных зубцовыми перемычками 2. После навивки на ребро зубцовой зоны зубцы 1 со стороны ярма (поЗоЗ показано место под ярмо) прилегают друг к другу и соединяются при помощи сварки 4. После выполнения сварки 4 зубцовые перемычки 2 на последующих операциях обработки ротора молшо утонить или убрать по линии I-I (фиго и 2). Зуб1Ц 1 1 в зоне их общего контакта (на размере Ь) выполняют частично функцию ярма рото- ра, поэтому целесообразно, чтобы они хорошо прилегали друг к другу. Кроме того, для уменьшения магнитного сопротивления мелоду зубцами и ярмом необходимо ш-ieTb качественную поверх- кость зубцовой зоны. Это достигается выполнением сопрягающихся боковых поверхностей 5 смежных зубцов наклоненными к радиусу ротора (фиг.4) со стороны ярма, что обеспечивает хорошее прилегание смежных зубцов друг к другу и создает место под сварку.

При применении контактной сварки наклон поверхностей зубцов не приме- няется, а выполняются на боковой по- верхности рельефы - выступы (не показаны). В ряде случаев, например, для ротора с беличьей клеткой сваривать все зубцы нецелесообразно: можно один шов вьшолнять целиком, а ря- дом лежащий вьшолнить укороченным (1 -f-l, IP ), меньше аксиальной длины зубцов, (фиг.1). Можно, например,сваривать только крайние части всех

зубцов, а середину зубцов не варить и т.п.

с целью улучшения параметров машины (пусковые свойства, cosV) в ряде машин целесообразно сварку зубцов выполнять прерывистым швом, при этом длина прерывистого шва не должна пре вьппать толщины ленты. Эту операцию лучше всего выполнять в процессе изгиба (фиг.З) зубцовой зоны на ребро, при этом виток с витком в аксиальном направлении не имеют ж.есткой связи, что напоминает классический магнитопровод ротора с незначительной высотой ярма (на фиг.З показана.лишь часть витка одного элемента зубцов). Смежные витки элементов зубцовой зоны могут иметь изоляционный промежуток. Для уменьшения габаритов зубцовой зоны (в частности для уменьшения высоты зубцов) зубцы со стороны ярма имеет большую ширину по сравнению с шириной этих же зубцов в другой ее части (Ь Ь). Конфигурация зубцов для этого случая выполняется во время продольного разделения ленты по контуру зубцов на зубцовые зоны (фиг.4).

Отличительная особенность разделения ленты по контуру зубцов (фиго 4 состоит в том, что размер должен обеспечить контакт смежных зубцов между собой после операции навивки ее на ребро.

Изготовление зубцовой зоны производится в следующей последовательности: резка полосы на ленты мерной ширины; разделение ленты по контуру зубцов на две зубцовые зоны с выполнением зубцов различной ширины; навивка зубцовой зоны на ребро внахлест (при необходимости одновременно с -навивкой на ребро выполняется операция сварки элементов зубцов со стороны ярма между собой); осевое сжатие пакета зубцовой зоны; сварка зубцов со стороны ярма между собой; обработка внутренней части зубцовой зоны под напрессовку на ярмо.

Дальнейшие операции по изготовлению ротора выполняются по общеизвестной технологии.

Изобретение позволяет упростить конструкцию зубцовой зоны.

Формула изобретения

I. Ротор электрической машины, содержащий ярмо и зубцовую зону, нави515

тую на ребро из ленты с предварительно вырубленными пазами и с зубцами, соединенными посредством сварки, о т- личающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, смежные зубцы сопряжены друг с другом со стороны ярма своими боковыми поверхностями и соединены между собой по поверхности сопряжения.

2. Ротор по п.1, отличающий с я тем, что, с целью повьше- ния надежности и энергетических характеристик путем уменьшения магнитного сопротивления между.зубцами.

11806

сопрягающиеся боковые поверхности смежных зубцрв наклонены к радиусу ротора.

3, Ротор по ппо1 и 2, о т л и - чающийся тем, что длина сварного шва, соединяющего смежные зубцы, меньше аксиальной длины зубцов.

0 Ротор попп. 1и2, ОТЛИ-. чающийся тем, что, с целью повышения энергетических характеристик, сварной шов вьшолнен прерьшис- тым,а длина участка шва не превышает

толщины ленты.

Похожие патенты SU1511806A1

название год авторы номер документа
Магнитопровод ротора электрической машины 1984
  • Морщаков Николай Александрович
SU1334276A1
Способ изготовления магнитопровода электрической машины 1985
  • Морщаков Николай Александрович
SU1354346A1
Магнитопровод электрической машины и способ его изготовления 1984
  • Хаит Яков Моисеевич
  • Гомануха Евгений Степанович
  • Горягин Владимир Федорович
SU1239786A1
Магнитопровод электрической машины 1984
  • Морщаков Николай Александрович
SU1262628A1
МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1991
  • Кирякин А.А.
RU2015604C1
Ротор электрической машины 1985
  • Морщаков Николай Александрович
SU1350758A1
Магнитопровод ротора электрической машины 1988
  • Степанян Эрнст Аракелович
  • Степанянц Эмилен Аракелович
  • Саркисян Эмиль Карапетович
SU1598054A1
Магнитопровод электрической машины 1985
  • Морщаков Николай Александрович
SU1343500A1
Магнитопровод ротора электрической машины 1986
  • Морщаков Николай Александрович
SU1427488A1
Магнитопровод ротора электрической машины 1988
  • Морщаков Николай Александрович
  • Суворов Николай Иванович
SU1594649A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 511 806 A1

Реферат патента 1989 года Ротор электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - упрощение конструкции. Ротор содержит ярмо и зубцовую зону, навитую на ребро из ленты с вырубленными зубцами 1. Смежные зубцы сопряжены друг с другом со стороны ярма своими боковыми поверхностями и соединены между собой сварным швом 4. Сопрягающиеся боковые поверхности смежных зубцов могут быть наклонены к радиусу ротора. Длина сварного шва 4 может быть меньше аксиальной длины зубцов 1. Сварной шов 4 может быть выполнен прерывистым с длиной участка шва, не превышающей толщины ленты. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 511 806 A1

Фиг. J

Jz.hj. fe /5 « H«H / /

Составитель В.Петри Редактор A.Лежнина Техред Л.Сердокова Корректор С.Черни

Заказ 5908/54

Тираж 648

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1511806A1

,Конструкция и охлаждение специальных электрических машин безотходной технологии
Сборник трудов ХАЙ.
Харьков, 1980, Со18„ Авторское свидетельство СССР № 1427488, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 511 806 A1

Авторы

Морщаков Николай Александрович

Даты

1989-09-30Публикация

1987-12-18Подача