Система стабилизации скорости самоходной машины Советский патент 1989 года по МПК B60K41/06 

Описание патента на изобретение SU1525039A1

1

(21)4375625/25-11

(22)08.02.88

(46) 30.1 1.89. Бюл. № 44 (71) Могилевский .машиностроительный институт

(72) В. П. Тарасик, В. И. Мрочек и С. А. Рынке ВИЧ

(53)629.113(088.8)

(56)Авторское свидетельство СССР .№ 1281453, кл. В 60 К 41/06. 1987.

(54)СИСТЕЛДА СТАБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ САЛЮХОДНОЙ .МАГиИНБ

(57)Изобретение относится к транспортной те.чнике. Це.1Ь изобретения - новы- Н1ение надежности и устойчивости системы. Л.1Н этого к системе стабилизации скорости самоходной .машины, содержащей датчик I скорости, аналого-дискретный преобразователь 14, кланан 13 включения, задающее устройство, генератор 21 импульсов, состояни1Й из дву.чпозииионного реле 22, акк My.iHTOpa 25 и реле 26 времени, и исполните.1ьный гидроци. 1индр 34, установленный в приводе управления акселератором, вход генератора 21 соединен реле 22 с торновой полосгью реле 26, а его выход

имеет возможность подключения к одной из полостей гидроцилиндра 34 при помощи преобразователя 14. При этом противоположная полость через преобразователь 14 соединяется со сливом, выходы преобразователя соединены с входом генератора 21. Кроме того, золотник 15 нре- образователя 14 одним торцс м кинематически связан с датчико.м 1, а другим взаи.модействует с упруги.м элементом 6 задаюп1его устройства. При переключении передачи или изменении уровня задаваемой водителе.м скорости .машины, осуществляемого рукояткой 10 задающего устройства, нарушается равновесие золотника преобразователя 14, в результате чего он перемешается. Генератор 21 запускается п начинает формировать порции рабочей жидкости, которые под давлением через преоб разователь 14 поступают в одну из полостей гидроцилиндра 34, при этом его противоположная полость соединяется со сливом. Шток гидроцилиндра 34 пере.мешает- ся, изменяя при этом скоростной режим двигателя и восстанавливая заданную скорость движения мангины. 1 ил.

(t

сд

tsD СП

О

со о

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к системам автома- тическосо упра,1ения скоростью движения самоходной маншны.

Цель нзобрегенияновьннение надежности н усто11чив()сги системы.

На чертеже приведена гндрандическая схема системы сгабиличаини скороеги самоход Hoii манншы.

( истема ст аби.чизании скоростн содержит ненгробежиьн датчик 1 CKOIHUTII ма- HiHiHii. включающий чан1у 2, жесгк.1 закреи- .леннун) на валу 3, наб)) |-py;u)i . в виде И1арнко1) 4, тарелку о, задающее ст- poiicTBo, С()стояи1,ее из )yi oi4) элемента (, толкате. 1я 7, рыча1 ов Н и .i, кинематически связанных меж 1 co6oii и с рук()Я 1 К(И1 И). И1ка. 11 ка5 1теля cKopnc icii движения и (jipuKHHOHHorn ycTpoiicTBi 12, иред- назначениого для удер/кання рукоятки |i) в 11)омежуточны (рабочих иоложениях, :,да- иан 12 включення сис Н мы, взанмоде1ид- вук)Н1Н11 с Илчагом 9, анал())-дискрет 1Ь 11 нреобразонате.ль 14, зо;: )1ник I ; которо1ч одним 1 приом р, uiiiMo.U iU- вуе с T;ip( iKoii .) нентробежио; 1 датчика 1 скорости, а дру|;| с :/ле и нт1)м ( {адаюнито ycip(MK i ва. Вход ана,11); ()-дискрегио Ч) преобразова- те,1Я 14 соединен 1 н;1ролинней И) че|нч K,ia- наи 13 икл1(1Ч1Ч1ИЯ с ма1 ИС1 ральк) 17 пи- гания, а В1,1Ч()ды i .s н I t afKMoi . ьдис- кретного нреобраз(Ч(а К ля 14 С к ди .н-ны см входом 21) i-enepaiopa ; 1 чмиульспв ;lai чик 1 ;, isopoc Mi 1ан1ИН,1 кинема i и . связан с Ko, машинь..

1 нера гор 2 HMUN с1/лл Ь м;1 4i-v ч позиционное реле 2j, сосгоЯ1не1 ,i3 зо.;- 23 и 2-1, ак1ч ; .;Я i ()p 2л и ре, 2() времени, поршнн ког(;ры с таИ( соосно и в.1анмоде(кл иу л иис- редством обшей нрутичы 27. од 2i rcHepaioini 21 . ibi oB со1.-динеи посредством ги.1ро.1нни и 2 и. 29 н мере; днух- ио.нн. реде 22 с аккумулятором 2Г). Торцо и)Я по.юсгь реле 2Н Bi)eMeiUi соединена со входом L;() |еиерато)а 2 им- нульсов посредством ти. Ц о. шнни 29 и через ,ав хно (ициоиное )(.:е 22, а 11) жинная но, 1ост1. 1)еле 2i) Bpi ViciiH со динена нос)еДСТВО 1 TH.l.po, iHHHH .Ч 1 с ЮрДОВО НОЛОСтьк) 31 двухнозинионното ре, 1е 22. Л. 1Я уде1)жания золотника 23 двухпозиционного реле в крайнем ве)нем положении вход 20 тенератора импульсов и.меет во.можность соединения с горновой ио.юстыо Л через дроссель 52. Выход 33 1 енера I ojia имиульсов имеет возможность соединения с одной из полостей иснолнителвното гидро 1И,1индра 34, встроенно1о в нр ИВоде 1и)авления аксе.1е

раТОрОМ, nOv pC.lC I ном I 1..1рОЛИ1 И | -ir I .)()

чере. а на.юто-дискре I Hi.iii iipe i6p;i lOBaie.ib 14. Гид})о. 37 по.я одяет ссик ини Т, Ho.ioc iii HCMo. iните.) 1 идроц| |.чшдра 34 иоС(Х дс а н а. о I о-,,11 с к ре т но I с преоб- ра foBa 14. 1Я 1 1 и. дну чно ишионно i pe.it

0

5

С

5

0

0

5

0

5

22 со сливом 38. Кланам 13 включения системы выполнен с возможностью сооб- Н1ения магистрали 17 нитания при выключенной системе стабилизации скорости посредством гидролииии 39 с полостью управления исполнительным гидроцилиндром 34, riiMi :)том норшень последнего находится в крайнем нолжении, соответствующем минимальному скоростному режиму дви1 ателя, а нротивонсхюжная но.юсть посредством клапана 13 включении тидролинией 40 соединена со с,ливом 41. Генераюр 21 импульсов нри этом отключен от магистрали 17 1Н1а1Н1я кла 1аном . включения. Двух- нозицнонное pe.ie 22 .1нено с возможностью отсоединения реле времени 26 от входа 20 генератора им11у:1Ьсов и нод- к.почения ре.че времени 2В к C,IHBV 42.

( и, тема работает следующим образс М.

11гм1 включении сисге.мы стабилизации cKc.ipocTH caMoxo. iHoii ман1инь водитель не()г . е1н,ает 1 коя1 ку 10 из по. южения «Выключен в положение «Включен), iijiH :)том pi)i4ai 9, ки1:ематиче .-ки связан- НЫ11 с Heii, неремслиаетси и включает клапан 13 включе| чя еистемы, который I ма1Д1стр;ы1, 17 питания системы |.аией 16 питании аналого-дискрет- I oio и)е(л )разователя 14. По Н1кале 11 но.читель усланавливает требуемую скорость движения ianii-i;.. нри утол: рукоятка 10 фикс;1рует1;я в заданном положении е но- MiMii: ) ihpHKuH( 4ioro устройства 12. При (,1Г1шл с гний з; данной CKCjpocTH с теку- ur:i iO.ioTHiiK 15 ана,то1ч)-дискретного преоб- р.1 д,,;;| т .мя находится в состоянии равно- исня Г10Д .чействием, с о.аной стороны, чнлия, с()з.аваемо1 о грузами центробежного датчика 14, с другой стороны - no.L де11ствием усилия нружины 6 задаю- Hieio vcTpoiicTBa. При этом в.ход 20 гене- рагора импульсов отсоединен от гидролинии 1() аналого-дискретного преобразо- ва имя.

Основным возмущающим воздействием на систему является переключение передач -, или 1гзменение уровня задаваемой водителем скорости машины, осущеетвляемого рукояткой 10.

Рассмотрим функционирование системы, нанример, при переключении на высшую передачу.

В результате нереключении на выешую не К дачу угловая скорость врап.1,ения вала 3 цен робежно о датчика 1 скорости уве- ; ичивается. При этом шарики 4 под действием центробежных сил расходятся к ие|)И1}1ерии и, совершая при этом движение но внутренней поверхности чаши 2 датчика 1. во.здействуют на тарелку 5. Последняя, в свою очередь, перемешает золотник 1) аналого-дискретного преобразователя вправо. При этом вход 20 генера- 10)а имнульсов через выход 18 аналого- .1искретн(;| о нреобразовате,:1Я соединяется

с гидролинией 16 питания, а выход 33 генератора импульсов - с гидролинией 35, ведущей к одной из полостей исполнительного гидроцилиндра 34, причем его противоположная полость сообщается гидроли- нией 36 с гидролинией 37, имеющей возможность соединения посредством двухпози- П.ИОННОГО реле 22 со сливом 38. Порции рабочей жидкости, которые начинает формировать генератор импульсов с момента по- дачи на его вход рабочей жидкости, под давлением начинают поступать в полость исполнительного гидроцилиндра 34 через канал 35. Противоположная полость исполнительного гидроцилиндра 34 при этом соединяется со сливом 38. В результате щток исполнительного гидроцилиндра 34 перемсща -тся, снижая скоростной режим двигателя и восстанавливая заданную скорость движения.

Генератор 21 и.мпульсов pav5oTaeT следующим образом. Сигнал в виде постоянного дап.1ения с входа 20 посредством дву.хнозииионного реле 22 подводится одновременно через гидролинию 29 к торцовой полости реле 26 времени и через гидролинии 28 и 29 к аккумулятору 25. В резу.льтате последний заряжается, сжимая пружину 27. Одновременно перемещается порпк нь pe.ie времени и в конце хода сообщает свою рабочую полость через гид- р(лин1-1Ю 30 с торцовой полостью 31 золотника 23 двухпозиционного реле, вследст- вие чек) золотник 23 перемещается вверх, сжимая п|)ужину 24, и перекрывает вход 20 генератора импульсов. При этом реле 26 времени че)ез гидролинию 29 соединится со сливом 42. а аккумулятор 25 - с выходом 33 leiiepaTOpa импульсов. Реле 26 времени начинает опорожняться. Удерживание золотника 23 в крайнем верхнем положении осуществляется силой давления ЖИЛ.КОСТИ, поступающей в полость 31 с входа 20 генератора импульсов через дрос- се. 32. Г идролиния 30 перекрывается бсжовой поверхностью 1юр1пня реле 26 времени. В конце фазы опорожнения пор- liieHb реле 26 времени сообщает полость 31 через гид|юлинию 30 с полостью пружины 27. которая соединена со сливом. Давление в по.юсти 31 падает, и золотник 23 под действием пружины 24 перемещается вниз. Начинается снова фаза за- по.тнения реле времени. Таким образом, реле 26 времен+1 осуществляет управление двухпо: .иииоиным реле 22, которое периоди- чески подключает акку.мулятор 25 к выходу 33 генератора и.мпульсов, отключая его при VTOM от ма 11страли питания (входа 20).

При перек.тючении на низнще передачи система сгабилишцни работает аналогично, При этом угловая скорость вала 3 датчика скорости I уменыпается. щарики 5 сходятся к центру, и под воздействием пружины U з(Л 1Огник 15 перемещается влево. Дальнейший процесс функпионировапия системы протекает аналогично ранее описанному. При этом nopnienb исполиительно- го гидроцилиндра 34 перемещается в обратную сторону, увеличивая скоростной режим двигателя и восстанавливая заданную скорость движения.

При настройке системы на дру|лк) скорость движения водител1 воздейств ет на рукоятку 10. При этом рыча: 8 поворачивается, изменяя затяжк пружины 6. При этом золотник 15 аналого-дискрегного преобразователя пере.ме цается. Дальнейц И11 iipoiU cc работы систе.мы ana. ioi-ичен описанному выше.

Для выключения системы стабилизации скорости рукоятку 10 необходимо иеремес- тить в положение «Выключено. Рычаг 9. кинематически связанный с рукояткой 10, перемещается влево, а за ним перемещается клапан 13 включения системы, отключая гидроцилиндр 16 питания аналого-дис- кретного преобразователя от магистрали 17 питания системы. При этом магист1 )а.1ь 17 питания соединяется с гидролинией 39, которая сообщается с полостью исполнительного гидроцилиндра 34, а его противоположная полость посредством гндро.тини) 40 соединяется со сливом 41. В результате поршень исполнительного гидроцп.тиндра 34 пере.мещается в крайнее левое по.южение, соответствующее .минимальному скоростному режиму двигателя.

Формула изобретения

(Система стабилизапи.и скорости самоходной манп1ны, содержан1ая датчик скорости, аналого-дпскретный преобразовате.1ь, задающее устройство, которое кинематически связано с педалью, гидроцилиндром исполнительного механизма и з(.). 1отником клапана вк.лючения систе.мы. и генератор и.мпульсов. состоящий из аккуму.. ре.че времени п двухпозиционного pe.ie. источник питания, отвечающаяся тем. что, с целью повышения надежности и устойчивости системы, клапан включения системы выполнен пятилинейным, аналого-дискретный преобразователь -- в виде восьмилинейного распределителя золотникового типа, а двухпозиционное реле генератора импульсов выполнено в виде девяти.-щней- ного распределителя с управляющими по. юс- тями, причем одна нз них подпружинена, при этом один из торцов зо.ютника апа- лого-дискретного преобразовалс.гя кинематически связан с датчиком скорости, а другой через пружинхс задаюпшм

устройством, причем первая .ипщя K.i;niana включепия системы соединена .4 дроссель с гидробаком, втораяс источником гпггания, третья с шестой .шнис аналого-дискретпогч) преобразова гс.1я и ис

полнительным гидроцилиндром, четвертая - с пятой и седьмой линиями аналого- дискретиого преобразователя н гидроцилиндром, пятая - с восьмой линией аналого- дискретного преобразователя, при этом первая линия аналого-дискретного преобразователя соединена с второй линией двух- позиционного реле, а вторая линия - с первой линией двухпозиционного реле, треп ья и четвертая линии соединены между собой и иестой, восьмой и девятой линиями двухпозициор{ного реле, причем третья и чет

вертая линии этого реле соединены с гидробаком, пятая - с аккумулятором, а седьмая - с реле времени, при этом в первой позиции клапана включения системы вторая линия соединена с пятой и во второй - первая линия соединена с третьей, а четвертая - с второй, а в первой позиции двухпозиционного реле пятая линия соединена с шестой, а седьмая линия - с восьмой, а во второй позиции первая линия соединена с пятой, вторая - с третьей, четвертая - с седьмой.

Похожие патенты SU1525039A1

название год авторы номер документа
Система стабилизации скорости самоходной машины 1983
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
SU1100158A1
Устройство стабилизации скорости транспортного средства 1987
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Савельев Геннадий Иванович
  • Долинин Игорь Васильевич
  • Куликов Анатолий Олегович
SU1428611A1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМИ И НАГРУЗОЧНЫМИ РЕЖИМАМИ 1991
  • Тарасик В.П.
  • Рынкевич С.А.
RU2010734C1
Система автоматического управления скоростными и нагрузочными режимами самоходной машины 1988
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
SU1625723A1
Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач 1988
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
SU1625721A1
Исполнительное устройство системы автоматического управления переключением передач 1988
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
SU1696328A1
Система автоматического управления гидромеханической трансмиссией 1990
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
SU1813663A1
Система стабилизации скорости самоходной машины 1982
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Амельченко Петр Адамович
  • Солонский Александр Степанович
SU1039748A1
Система автоматического переключения передач транспортного средства 1989
  • Рынкевич Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Евгений Владимирович
SU1643213A1
Система управления силовой установкой и коробкой передач транспортного средства 1979
  • Тарасик Владимир Петрович
  • Мрочек Владимир Иванович
  • Галюжин Сергей Данилович
SU785074A1

Реферат патента 1989 года Система стабилизации скорости самоходной машины

Изобретение относится к транспортной технике. Цель изобретения - повышение надежности и устойчивости системы. Для этого в системе стабилизации скорости самоходной машины, содержащей датчик 1 скорости, аналого-дискретный преобразователь 14, клапан 13 включения, задающее устройство, генератор 21 импульсов, состоящий из двухпозиционного реле 22, аккумулятора 25 и реле 26 времени, и исполнительный гидроцилиндр 34, установленный в приводе управления акселератором, вход генератора 21 соединен реле 22 с торцовой полостью реле 26, а его выход имеет возможность подключения к одной из полостей гидроцилиндра 34 при помощи преобразователя 14. При этом противоположная полость через преобразователь 14 соединяется со сливом, выходы преобразователя соединены с входом генератора 21. Кроме того, золотник 15 преобразователя 14 одним торцом кинематически связан с датчиком 1, а другим взаимодействует с упругим элементом 6 задающего устройства. При переключении передачи или изменении уровня задаваемой водителем скорости машины, осуществляемого рукояткой 10 задающего устройства, нарушается равновесие золотника преобразователя 14, в результате чего он перемещается. Генератор 21 запускается и начинает формировать порции рабочей жидкости, которые под давлением через преобразователь 14 поступают в одну из полостей гидроцилиндра 34, при этом его противоположная полость соединяется со сливом. Шток гидроцилиндра 34 перемещается, изменяя при этом скоростной режим двигателя и восстанавливая заданную скорость движения машины. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 525 039 A1

SU 1 525 039 A1

Авторы

Тарасик Владимир Петрович

Мрочек Владимир Иванович

Рынкевич Сергей Анатольевич

Даты

1989-11-30Публикация

1988-02-08Подача