Изобретение относится к способам перегонки нефти с получением топливных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности на установках первичной переработки нефти.
Цель изобретения - увеличение выхода тяжелой бензиновой фракции,снижение энергетических затрат и упрощение процесса.
На чертеже представлена принципиальная технологическая схема, поясняющая предлагаемый способ.
Согласно схемы обессоленную нефть насосом 1 через теплообменник ,2 подают в отбензинивающую колонну 3. По- луотбензиненную не.фть с низа колонны 3 насосом 4 подают в печь 5. Часть пйрожидкостной смеси после печи 5 направляют в отбензинивающую колонну 3 в виде горячей струи, а остальную часть подают в атмосферную колонну 6, работающую без подачи водяного пара в низ колонны.
Боковым погоном атмосферной колонны 6 выводят тяжелую бензиновую фракцию с температурой кипения 120- , а с низа колонны отводят мазут .
ел
ее
сл
Одну часть паров средней бензиновой фракции с пределами выкипания 85-120 С с верха колонны 6 конденсируют в конденсаторе-холодильнике 7, собирают в рефлюксной емкости 8, откуда насосом 9 подают на смешение с газобензиновой смесью отбензини- вающей колонны 3.
Другую часть паров с верха атмосферной колонны 6 подают в отгонную часть колонны 17 вторичной разгонки бензиновых фракций. При этом в зависимости от четкости ректификации в атмосферной колонне 6 возможна подача паров либо непосредственно в низ колонны 17,, либо в промежуточное сечение отпарной части этой колоны.
Пары с верха колонны 3 частично конденсируют в конденсаторе-холодильнике 10, собирают в рефлюксной емкости 11 и насосом 12 подают на орошение отбензинивающей колонны 3. Оставшуюся часть паров дистиллята колонны 3 смешивают с бензином атмосферной колонны, .конденсируют в конденсаторе-холодильнике 13 и через емкость-абсорбер 14 насосом 15 подают в стабилизационную колонну 16
С верха стабилизационной колонны 16 отводят газ, остаток стабилиза ционной колонны 16 (широкая бензиновая фракция н.к.-120°С) направляют на ректификацию в колонну 17 вторичной разгонки. Пары стабильной легкой бензиновой фракции н,к. - , поступающие с верха колонны 17, кон- 1денсируют в конденсаторе-холодильни- ке 18, собирают в рефлюксной емкос- iти 19, откуда насосом 20 подают iна орошение колонны 17, а балансовое I количество легкой бензиновой фрак- : ции н.к. 85°С выводят с установки.
Балансовое количество средней бензиновой фракции 85-120 С, отбираемой с низа колонны 17, выводят с установки как целевой продукт, а остальную часть этой фракции насосом 21 через холодильник 22 пода- ют на орошение атмосферной колонны 6
Пример 1, Обессоленную нефть, подогретую в теплообменнике 2 до , в количестве 850 т/ч подают в отбензинивающую колонну 3. Полуотбензиненную нефть с низй колонны 3 нагревают в печи 5 до 357 С и.часть нагретой полуотбензиненной нефти (50 т/ч) используют в качестве
горячей струи отбензинивающей колонны 3, а другую часть в количестве 800 т/ч направляют в атмосферную колонну 6.
Пары с верха отбензинивающей колонны 3 конденсируют в холодильнике- конденсаторе 10 и через рефлюксную емкость 11 направляют на орошение
отбензинивающей колонны 3. Газобензиновый дистиллят с верха колонны 3 в количестве 78,16 т/ч смешивают с 38,25 т/ч дистиллята средней бензиновой фракции 85-120 С колонны 6 и через емкость - абсорбер 14 подают на стабилизацию в стабилизационную колонну 16 для выделения газовой головки. Стабилизацию в колонне 16 проводят при температуре 160°С и
давлении 0,8 МПа.
Стабильную широкую бензиновую фракцию н.к.-120°С с низа стабилиза- ртора 16 при в количестве 111,3 т/ч направляют на ректификацию
в колонну 17 вторичной разгонки бензиновых фракций, в которой поддерживают температуру верха 90 с, температуру низа и давление 0,21 Ша. Часть паров с верха атмосферной
колонны 6 в количестве 100 т/ч с температурой 145°С направляют либо в низ, либо в промежуточное сечение отпарной части коловны 17 вторичной разгонки бензинов, с верха которой отводят с установки бензиновую фракцию и. к. -85° С в количестве 37,7 т/ч.
Жидкость из отгонной части колонны 17 вторичной разгонки в количестве 100 т/ч с температурой 140°С через теплообменник 22 направляют в качестве орошения в атмосферную колонну 6, а оставшуюся часть насосом 21 в виде средней бензиновой фракции 85-120°С выводят с установки. Возможен также вариант использования в качестве орошения колонны 6 не части кубового продукта с низа колонны 17, и. части жидкости с одной из тарелок колонны 17 (с тарелки, на которую подаются пары из атмосферной колонны, или с нижележащей тарелки).
В атмосферной колонне 6 поддерживают давление 0,22 МПа, водяной пар не подают. Боковым погоном атмосфер- ной колонны 6 получают тяжелую бензиновую фракцию 120-180 С в количестве 45,5 т/ч. С низа колонны 6 выводят мазут.
Пример 2 (по прототипу). Процесс первичной перегонки нефти в количестве 850 т/ч в отбензиниваю- щей колонне 3 с отводом с верха колонны 78,16 т/ч легкой бензиновой фракции н.к. 85°С, а в атмосферной колонне 6 с отводом с верха дистиллята средней бензиновой фракции 85- 120°С в количестве 38,24 т/ч и в вид бокового погона 41,02 т/ч тяжелой бензиновой фракции 120-180 0 проводя в условиях примера 1. В отличие от примера 1 среднюю бензиновую фракцию полученную после охлалодения и конденсации паров, поступающих с верха атмосферной колонны 6, частично используют в качестве острого орошения на верх колонны 6, а оставшуюся част смешивают с легкой бензиновой фракцией колонны 3, и направляют на ста- б1шизацию в колонну 16, В низ колонны 6 подают водяной пар. Разгонку остатка стабилизационной колонны 16 проводят в колонне 17 вторичной перегонки и получают легкую бензиновую фракцию н.к. 85°С с верха колонны и среднюю бензиновую фракцию 85- 120 С с низа колонны, которые отводят с установки.
Фракционный состав полученных бензинов приведен в табл.1
В табл,2 представлены данные по технологическому режиму атмосферной колонны 6 и колонны 17 вторичной перегонки бензина в предлагаемом и известном способах.
Как следует из приведенных результатов, реализация данного способа на практике позволяет увеличить выход тяжелой бензиновой фракции с температурой кипения Г20-180°С с 41,02 т/ч по известному сцособу до 45,51 т/ч при производительности установки по
сырью 850 т/ч,
i
25706
Способ по изобретению позволяет снизить энергетические затраты на его осуществление (снижается расход,топ- , лива, воды, электроэнергии), поскольку исключаются конденсаторы-холодильники паров, направляемых с верха атмосферной колонны 6 в колонну 17 вторичной перегонки,при эГом уменьшается 10 поверхность нагревательной аппаратуры для подачи тепла в низ колонны 17 за счет использования тепла паров, поступающих из колонны 6 (см.табл.3). Кроме того, за счет сокращения ко- 15 личества конденсационно-холодильной и нагревательной аппаратуры появляется возможность упрощения технологических схем действующих установок первичной переработки нефти.
Формула изобретения
Способ получения бензиновых фрак- ций путем первичной перегонки нефти .
в нескольких колоннах - отбензини- вающей колонне с отбором легкой бензиновой фракции и атмосферной колонны, работающей с орошением, с верха которой отбирают среднюю бензиновую
фракцию, а в виде бокового погона отводят тяжелую бензиновую фракцию, последующей стабилизации смеси легкой и средней бензиновых фракций и ректификации кубового остатка стабилизационной колонны в колонне вторичной перегонки нефтепродуктов, отличающийся тем, что, с целью увеличения тяжелой бензиновой фракции, снижения энергетических затрат и упрощения способа, часть средней бензиновой фракции в виде паров с верха атмосферной колонны направляют в отгонную часть колонны вторичной перегонки бензиновых фракций, а часть жидкости с низа последней колонны используют в качестве орошения атмосферной колонны.
Таблица 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗШИХ ОЛЕФИНОВ ИЗ НЕФТИ | 1996 |
|
RU2108364C1 |
УСТАНОВКА ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ И СПОСОБ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2009 |
|
RU2401296C1 |
Способ перегонки нефти | 1989 |
|
SU1685973A1 |
УСТАНОВКА АТМОСФЕРНОЙ ВАКУУМНОЙ ТРУБЧАТКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2535665C1 |
Способ переработки нефти | 1987 |
|
SU1518356A1 |
СПОСОБ ФРАКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФТИ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2100403C1 |
Способ получения нефтяных фракций | 1984 |
|
SU1253984A1 |
СПОСОБ ВЫВЕТРИВАНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ НЕСТАБИЛЬНОГО ГАЗОКОНДЕНСАТА В СМЕСИ С НЕФТЬЮ С АБСОРБЦИОННЫМ ИЗВЛЕЧЕНИЕМ МЕРКАПТАНОВ | 2014 |
|
RU2548955C1 |
Способ получения бензиновых фракций | 1982 |
|
SU1097645A1 |
Способ переработки нефти | 1988 |
|
SU1574627A1 |
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению бензиновых фракций. Цель - увеличение выхода тяжелой бензиновой фракции, снижение энергетических затрат и упрощение способа. Получение ведут путем первичной перегонки нефти в нескольких колоннах - отбензинивающей колонне с отбором легкой бензиновой фракции и атмосферной колонны (работающей с орошением), с верха которой отбирают среднюю бензиновую фракцию, а в виде бокового погона отводят тяжелую бензиновую фракцию. Затем стабилизируют смесь легкой и средней бензиновых фракций и ректифицируют кубовый остаток стабилизационной колонны в колонне вторичной перегонки нефтепродуктов. Часть средней бензиновой фракции в виде паров с верха атмосферной колонны направляют в отгонную часть колонны вторичной перегонки бензиновых фракций, а часть жидкости с низа последней колонны используют в качестве орошения атмосферной колонны. 1 ил., 3 табл.
Параметры
Конденсаторы-холодильники 7 верхнего продукта атмосферной крлонны 6
поверхность воздушного
охлаждения,
поверхность водяного охлаждения, расход электроэнергии,
кВт-ч
расход воды,
Печь (кипятильник) колонны 17 вторичной перегонки бензина
тепловая нагрузка, млн ккал Холодильник 22 острого орошен поверхность воздушного охлаждения, м расход электроэнергии,
КВТ-ЧСуммарная поверхность воздушного охлаждения,
I
Способ-прототип
I
Предлагаемый способ
11500 924 «1
175 150
0.9
3550
40
15050
rCr
A
bp--
/
a
B./1
QO
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
ВНИПИНефть, 1971, с | |||
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Авторы
Даты
1989-12-30—Публикация
1987-11-23—Подача