Способ термической обработки рельсов Советский патент 1990 года по МПК C21D9/04 

Описание патента на изобретение SU1537698A1

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении рельсов подкрановых путей для крановых тележек.

Цель изобретения - повышение эксплуатационной стойкости рельсов путем обеспечения оптимального сочетания структур по сечению.

На чертеже показан крановый рельс для осуществления предлагаемого способа.

Крановый рельс состоит из головки 1 , подошвы 2 и шейки 3. Головка 1 ограничена верхней рабочей 4, боковыми рабочими 5 нижней 6 гранями, поверхности которых на глубину до 15 мм имеют структуру сорбит закалки. Подошва 2 ограничена нижней 7, верхней 8 и боковой 9 гранями. Структура по сечению подошвы - перлит с участками феррита. Шейка 3 ограничена боковыми гранями 10. По обеим сторонам шейки симметрично относительно вертикальной оси симметрии выполнены ребра 11 асимметричной треугольной формы. Максимум 12 высоты ребра 11 расположен на расстоянии 0,2-0,3 высоты шейки от точки 13 сопряжения нижней 6 и боковой 5 граней головки. Короткая боковая грань 14 расположена со стороны головки 1. Лик- вационная зона 15 расположена в верхней части 16 шейки 3. При этом структура сердцевины 17 шейки 3 перлитная, ребра 11 имеют троостосорбитную структуру, а рабочие грани головки имеют структуру сорбит закалки. Такое распределение структурных составляющих позволяет уменьшить скорость роста поперечных усталостных трещин, т.е. повысить живучесть рельса в опасном сечении и тем самым

ел

со J

Cfc

со оо

повышают стойкость рельса в процессе эксплуатации.

Повышение живучести рельса позволяет несколько уменьшить металлоемкость шейки.

Оптимальное сочетание структурных составляющих по сечению рельса достигается в результате следующей термообработки.

Приме р. Крановые рельсы из стали с содержанием 0,76% углерода и 0,93% марганца нагревают в проходной роликовой печи до 850±10°С.

Рельс в положении головкой вниз попадает в систему роликовых клетей, где головка и ребра шейки подвергают поверхностной закалке с помощью спрейеров, расположенных между клетями. В спрейера, охлаждающие головку, подают 1%-ный водный раствор полнакриламида, а в спрейера, охлаждающие ребра шейки, - мелкораспыленный водный раствор полиакриламида (0,05; 0,1%). После охлаждения релн- са производят отпуск при 300 и в течение 2 ч.

350°С

Для сравнения охлаждение рельсов после аустенитизации осуществляют по известному способу. Головку рельса охлаждают с помощью спрейера водным раствором полиакриламида (0,5 и 0,1 мас.%) в течение 20 с, а затем - в циркулирующей воде, после чего осуществляют самоотпуск. Общее время активного охлаждения 40-42 с.

Рельсы испытывают в специально сконструированном устройстве. Предварительно в отобранных натурных пробах (длиной 450 мм) крановых рельсов в месте отверстия выращивают усталостные трещины длиной 5-10 мм. Рельсы, обработанные по обоим режимам циклически, нагружают вертикальной нагруз

кой в месте создания трещины. Фиксируют количество циклов до полного разрушения.

Результаты приведены в таблице.

Из таблицы следует, что рельсы, обработанные по предлагаемому способу, имеют большую живучесть, что и определяет их более высокую эксплуатационную стойкость.

Формула изобретения Способ термической обработки рельсов, преимущественно с асимметричными ребрами треугольной формы, выполненными по обеим сторонам шейки, включающий объемную ау,стенитизацию и спрейерное охлаждение поверхности головки рельса водным раствором полиакриламида, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной стойкости рельсов путем обеспечения оптимального сочетания структур по сечению, одновременно с

охлаждением поверхности головки осуществляют охлаждение ребер шейки, причем головку и ребра охлаждают до комнатной температуры, а затем проводят отпуск при 300...350 С.

б

Ч

/7

Похожие патенты SU1537698A1

название год авторы номер документа
Способ термической обработки рельсов 1987
  • Поляков Владимир Николаевич
  • Лиханский Владлен Сергеевич
  • Хусид Осип Семенович
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Малый Юрий Гергиевич
  • Рожденственский Юрий Васильевич
SU1502634A1
Способ термической обработки рельсов 1987
  • Лиханский Владлен Сергеевич
  • Поляков Владимир Николаевич
  • Хусид Осип Семенович
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Малый Юрий Георгиевич
  • Рождественский Юрий Васильевич
SU1541289A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СТЫКОВ РЕЛЬСОВ 2018
  • Гринькив Петр Иванович
  • Земан Святослав Константинович
  • Юшков Алексей Васильевич
  • Шумаев Владимир Евгеньевич
  • Кочкаров Константин Эсенович
  • Крючков Александр Николаевич
RU2704951C1
Способ индукционного термического упрочнения остряков стрелочных переводов и установка для его осуществления 2022
RU2794329C1
Износостойкий рельс 1986
  • Козо Фукуда
  • Цунеми Вада
  • Сничи Нагахаси
  • Есио Саито
  • Масахиро Уеда
  • Минору Такака
SU1831506A3
Способ термической обработки рельсов 1983
  • Бабич Алик Петрович
  • Ермолаев Вячеслав Николаевич
  • Шпак Василий Иванович
  • Чухно Валерий Владимирович
SU1174487A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 2005
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Пятайкин Евгений Михайлович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Ворожищев Владимир Иванович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Годик Леонид Александрович
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Моренко Андрей Владимирович
  • Щеглова Алла Борисовна
RU2283353C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ 1994
  • Галицын Г.А.
  • Добужская А.Б.
  • Муравьев Е.А.
  • Дерябин А.А.
  • Киричков А.А.
  • Мешков А.И.
  • Агеенко Ю.Я.
RU2081191C1
Рельс 1986
  • Деревянко Василий Иванович
  • Фунин Борис Михайлович
  • Беда Николай Иванович
  • Кацнельсон Генрих Майорович
  • Малый Юрий Георгиевич
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Поляков Владимир Николаевич
SU1437458A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ РЕЛЬСОВ 2006
  • Фещуков Алексей Николаевич
  • Осипов Александр Владимирович
  • Земан Святослав Константинович
  • Муркин Максим Николаевич
RU2309185C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 537 698 A1

Реферат патента 1990 года Способ термической обработки рельсов

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении рельсов подкрановых путей для крановых тележек. Цель изобретения - повышение эксплуатационной стойкости рельсов путем обеспечения оптимального сочетания структур по сечению. Крановые рельсы из углеродистой стали аустенитизируют при 850°С, охлаждают поверхность головки движущегося рельса 1%-ным раствором полиакриламида в воде. В результате такой термообработки структура сердцевины шейки перлитная, рабочие грани головки имеют структуру сорбит-закалки, а ребра - троостосорбитную структуру. 1 табл.

Формула изобретения SU 1 537 698 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1537698A1

Авторское свидетельство СССР №
Способ термической обработки рельсов 1983
  • Бабич Алик Петрович
  • Ермолаев Вячеслав Николаевич
  • Шпак Василий Иванович
  • Чухно Валерий Владимирович
SU1174487A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 537 698 A1

Авторы

Поляков Владимир Николаевич

Лиханский Владлен Сергеевич

Хусид Осип Семенович

Кокин Владимир Михайлович

Малый Юрий Георгиевич

Рождественский Юрий Васильевич

Даты

1990-01-23Публикация

1987-10-06Подача