Изобретение относится к черной металлургии и может использоваться при изготовлении рельсов для подкрановых путей и путей подкрановых тележек.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной стойкости рельсов .
На фиг. 1 и 2 показан крановый рельс для осуществления предлагаемого способа.
Поставленная цель достигается тем, что в рельсе, выполненном из доэвтек- тоидной углеродистой стали, боковые грани которой выполнены волнистой формы, выступы волны выполняют из феррито-сорбнтной стали с содержанием структурно свободного феррита в пределах 5...10%.
Крановый рельс (фиг. 1 и 2) состоит из головки 1, подошвы 2 и шейки 3. Головкаг 3 ограничена верхней рабочей 4, боковыми рабочими 5 и нижней
нерабочей 6 гранями. Подошва 2 ограничена нижней 7, верхней 8 и боковыми 9 гранями. Шейка 3 ограничена боковыми гранями 10. Боковые грани 5 головки 1 выполнены волнистой формы, причем шаг t и глубина h волны выполнены постоянными. Боковые грани 5 головки 1 содержат выступы 1 и впадины 12. Выступы 11 волны выполнены из феррито-сорбитной стали с содержанием структурно свободного феррита в пределах 5...10%, образуя зоны 13. Наличие 5...10% структурно свободного феррита в выступах волны приводит к повышению упрочнения поверхности боковых граней головки 14. Уменьшение структурно свободного феррита менее 5% не позволяет максимально упрочнить слой, а увеличение более 10% не позволяет получить максимальную износостойкость поверхностного слоя, что приводит к снижению долговечности рельса. В связи с тем, что крановые
Ittsafc
Oi Јь
«А
кэ
00
г
тележки и краны передвигаются с малой скоростью и в процессе передвижения наблюдаются большие горизонтальные колебания колес, на боковые грани
головок рельсов воздействуют ударные деформационные нагрузки. При обжатии вершин 1 1 волн боковыми гранями ре- f- борд крановых колес металл гребней 11 деформируется и передвигается в об- ласть впадин 12. В процессе деформации образуется поверхностный упрочненный слой 15 металла, обладающий повышенными прочностными характеристиками и сопротивлением к истиранию (фиг. 1 и 2), Этому способствует фер- рито-сорбитная структура первоначального поверхностного слоя 15.
Пример. Крановый рельс из стали К62, боковые грани головки кото рого выполнены волнистыми с шагом волны 8 мм и глубиной впадины мм, нагревают до 840+10°С. Одну партию рельсов охлаждают с помощью спрейера водным раствором полиакрнпамида (0,1% концентрации) в течение 20 с, а затем - в циркулирующей воде, после чего осуществляют самоотпуск. На второй партии рельсов после нагрева до 840±
+10 С ПОДСТуЖИВаЮТ ВЫСТУПЫ ГОЛОВКИ
сжатым воздухом до 770, 740, 730 и
700°С и далее - все операции, как и в первой партии. Обе партии рельсов испытывают на специально сконструированном стенде. Два рельса длиной до 5 м укладываются на стол, по головкам рельса прокатываются, колеса тележки (возвратно-поступательно). В качестве критерия долговечности принимают продолжительность до появления первых дефектов.
Результаты показаны в таблице.
Как видно, предлагаемый способ позволяет значительно повысить стойкость головки рельса.
Формула изобретения
Способ термической обработки рельсов, преимущественно с волнистыми боковыми гранями головки, включающий аустенизацию, охлаждение водным раствором полиакриламида И самоотпуск, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной стойкости рельсов, непосредственно после аустенизации проводят подстуживание сжатым воздухом выступов волнистой поверхности головки до образования в них 5...10% структурно свободного феррита.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ термической обработки рельсов | 1987 |
|
SU1537698A1 |
Подкрановый рельс | 1985 |
|
SU1355591A1 |
Способ термической обработки рельсов | 1987 |
|
SU1502634A1 |
Крановый рельс | 1985 |
|
SU1284616A1 |
КРАНОВЫЙ РЕЛЬС | 1992 |
|
RU2022069C1 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ | 2011 |
|
RU2484148C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ | 1991 |
|
RU2037534C1 |
УЗЕЛ УПРУГОГО СОЕДИНЕНИЯ ТРЕХГЛАВОГО РЕЛЬСА С ПОДКРАНОВОЙ БАЛКОЙ | 2003 |
|
RU2249557C2 |
ЗАМКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ РЕЛЬСА С РАСШИРИТЕЛЕМ ЕГО ПОДОШВЫ | 2008 |
|
RU2383488C1 |
Способ термической обработки башмаков гусеничного хода | 1990 |
|
SU1786124A1 |
Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано при изготовлении рельсов для подкрановых путей и путей подкрановых тележек. Целью изобретения является повышение эксплуатационной стойкости рельсов. Крановый рельс из стали К 62, боковые грани головки которого выполнены волнистыми, нагревают до 840°С подстуживают выступы головки сжатым воздухом до 740 - 700°С, затем водным раствором полиакриламида, после в циркулирующей воде, далее осуществляют самоотпуск. Долговечность рельсов возрастает на 3%. 2 ил. 1 табл.
Известный
770 700
740 740 730
30 35 28
41 45 38
фиг.1
lit
13
11
(Риг. I
Авторы
Даты
1990-02-07—Публикация
1987-11-04—Подача