Способ термической обработки рельсов Советский патент 1985 года по МПК C21D9/04 

Описание патента на изобретение SU1174487A1

4

4ih 00

Изобретение относится к металлургической промьшшенности и может быть использовано для упрочняющей термической обработки железнодорожных релсов.

Цель изобретения -увеличение сопротивляемости образованию поверхностных дефектов на рельсах в эксплуатации за счет получения по сечению головки однородной структуры сорбита закалки.

Охлаждение толовки рельса в водном растворе полиакриламида до температуры поверхности АЗО-ЗОО С позволяет обеспечить в поверхностных елоях металла рельсов (0,69 -0,82% С, 0,75-1,05% Мп, 0,28-0,40% Si, остальное железо и примеси) структуру сорбита закалки с твердостью НВ 350-388. Дальнейшее охлаждение головки рельса до 200-150 С, осуществляемое водой, обеспечивает, благодаря более высокой охлаждакицей способности воды, требуемую глубину термически упрочненного слоя - до ,20-25 мм.

Предлагаемый способ может быть осуществлен, например, в рельсозакалочном агрегате роликового типа..

Рельс, нагретый в печи до температуры аустенизации, в положении головкой вниз подают в систег у роликовых клетей, где -головку рельса подвергают поверхностной закалке с помощью спрейеров, расположенных между роликами. В первые 5-10 спрейеров подают водный раствор полиакриламида с концентрацией 0,1-0,5%, а в последующие - воду.

Указанный диапазон концентрации полиакриламида обусловлен необходим мостью получения требуемой структуры и твердости по сечению головки рельса. При концентрации попиакриламида менее 0,1% в поверхностных слоях металла головки рельса появляется неблагоприятная структура игольчатого типа - троостит, мартенсит (таблица) Повьшение. концентрации полиакриламид более 0,5% не позволяет получить тре буемьй уровень твердости металла головки рельса. Кроме того, раствор с концентрацией полиакриламида более 0,5% обладает высокой вязкостью и ег использование технологически сложно и нецелесообразно.

Система подачи водного раствора полимера (полиакриламида) должна

быть замкнутой (оборотного цикла) с целью исключения излишнего расхода полиакриламида и сохранения его концентрации в предлагаемых пределах в течение длительного времени.

Опробование предлагаемого способа произведено на полнопрофильных образцах, отобранных от одного рельса с содержанием углерода в стали 0,76% и марганца 0,93%. После нагрева под закалку до 850°С головку рельса охлаждают с помощью спрейера водным раствором полиакриламида (образец перемещают возвратно-поступательно) в течении 20 с, а затем - в циркулирующей воде, после чего осуществляют самоотпуск. Общее время активного охлаждения головки составляет 40-42 с что примерно соответствует времени закалки по известному способу.

Как следует из таблицы, охлаждение 0,1-0,5%-ным водным раствором полиакриламида обеспечивает получение однородной структуры сорбита закалки в головке рельса до глубины 15 мм и твердости в заданных стандартом пределах (НВ 331-388). При меньшей концентрации полиакриламида (0,05%) охлаждающая способность водного раствора приближается к воде и в поверхностных слоях головки рельса появляется нежелательная структура троостита и мартенсита, которая при самоотпуске разупрочняется в большей степени, чем сорбит закалки. При концентрации полиакриламида более 0,5% не обеспечивается требуемая твердость в поверхностных слоях головки рельса, кроме того, ввиду повышенной вязкости водного раствора полиакриламида с концентрацией более 0,5% применение его, как показывает опробование, технологически нецелесообразно.

Охлаждение головки рельса водным раствором полиакриламида от до 450-300с в течение 10-20 с обеспечивает в интервале структурньпс превращений рельсовой стали (600450 С) скорость охлаждения, необходимую для получения в поверхностных слоях металла оптимальной для рельсов структуры сорбита закалки. Охлаждение поверхности в течение этого времени ниже приводит к появлению участков нежелательных структур промежуточного превращения 3 1 (троостита, бейнита), а выше к недостаточной твердости. Охлаждение головки рельса водой после охлаждения водным раствором полиакриламида обеспечивает повышенный по сравнению с водным раствором полиакриламида отбор тепла и повышен ную скорость охлаждения глубинньрс слоев металла, благодаря чему достигается требуемый уровень твердости и тип структуры (сорбит закалки) в средней части головки. При темпера туре поверхности 200-150°С достигает ся достаточно высокий градиент темпе ратур между поверхностью и средней частью Головки, что позволяет реализовать отбор тепла необходимой интен сивности. Охлаждение ниже недо пустимо, так как может привести к образованию трещин в рельсе. 74 Полиакриламид имеет отрицательный коэффициент растворимости в воде, т.е. с повышением температуры воды его растворимость з меньшается, и при 70-80 С он вьщеляется из раствора. При погружении нагретого рельса в водный раствор попиакриламцда на поверхности его образуется пленка полимера, замедлякяцая теплообмен между деталью и средой. Температуру водного раствора полиакриламида целесообразно поддерживать в пределах 20-35 0. Применение предлагаемого способа позволяет улучшить однородность структуры и твердости по сечению головки термоупрочненных рельсов и, как следствие, повысить их сопротивляемость образованию дефектов при эксплуатации.

Похожие патенты SU1174487A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ 1994
  • Галицын Г.А.
  • Добужская А.Б.
  • Муравьев Е.А.
  • Дерябин А.А.
  • Киричков А.А.
  • Мешков А.И.
  • Агеенко Ю.Я.
RU2081191C1
Способ термообработки рельсов 1986
  • Мильман Ефим Абрамович
  • Гончаренко Сергей Григорьевич
  • Изюмский Владимир Аврамович
  • Дроворуб Валерий Анатольевич
  • Мирошкин Валерий Александрович
SU1399359A1
Способ термической обработки рельсов 1986
  • Нестеров Д.К.
  • Сапожков В.Е.
  • Левченко Н.Ф.
  • Точиленко В.С.
  • Булянда А.А.
  • Барбаров В.Л.
  • Заннес А.Н.
  • Ноженко Л.К.
  • Шнаперман Л.Я.
  • Шевченко А.И.
SU1422674A1
Способ термической обработки рельсов 1977
  • Казарновский Д.С.
  • Бабич А.П.
  • Сапожков В.Е.
  • Верещага Е.А.
  • Заннес А.Н.
  • Шнаперман Л.Я.
SU837070A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 2005
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Пятайкин Евгений Михайлович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Ворожищев Владимир Иванович
  • Козырев Николай Анатольевич
  • Годик Леонид Александрович
  • Дементьев Валерий Петрович
  • Моренко Андрей Владимирович
  • Щеглова Алла Борисовна
RU2283353C1
Способ термической обработки рельсов 1987
  • Лиханский Владлен Сергеевич
  • Поляков Владимир Николаевич
  • Хусид Осип Семенович
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Малый Юрий Георгиевич
  • Рождественский Юрий Васильевич
SU1541289A1
Способ термической обработкиРЕльСОВ 1979
  • Казарновский Давид Самуилович
  • Бабич Алик Петрович
  • Сапожков Валерий Евгеньевич
  • Хургин Лев Семенович
  • Заннес Александр Николаевич
  • Верещага Евгения Андреевна
SU804702A2
Способ термической обработки рельсов 1987
  • Поляков Владимир Николаевич
  • Лиханский Владлен Сергеевич
  • Хусид Осип Семенович
  • Кокин Владимир Михайлович
  • Малый Юрий Гергиевич
  • Рожденственский Юрий Васильевич
SU1502634A1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ ПРОФИЛИРОВАННОГО ПРОКАТА, В ЧАСТНОСТИ РЕЛЬСА, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Кузьмиченко Владимир Михайлович
  • Хлыст Сергей Васильевич
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Шестаков Андрей Николаевич
  • Иванов Алексей Геннадьевич
  • Кириченко Михаил Николаевич
  • Пшеничников Павел Александрович
RU2369646C1
Способ термической обработки рельсов 1989
  • Нестеров Дмитрий Кузьмич
  • Левченко Николай Филиппович
  • Сапожников Валерий Евгеньевич
  • Кисиль Борис Семенович
  • Бардусов Виктор Николаевич
  • Ноженко Леонид Константинович
  • Шевченко Александр Иванович
  • Великанов Александр Васильевич
  • Шур Евгений Авелевич
  • Фесенко Олег Анатольевич
  • Галушкин Александр Васильевич
SU1659498A1

Реферат патента 1985 года Способ термической обработки рельсов

1, СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ, включающий объемную аустенизацию, прерывистое охлаждение поверхности головки движущегося рельса и самоотпуск, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью увеличения сопротивляемости образованию поверхностных дефектов на рельсах в эксплуатации за счет получения по сечению головки однородной структуры сорбита закалки, поверхность головки рельса охлаждают водным раствором полимера до 450 - З00с, а затем - водой до 200-150°С. i 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве полиСЛ мера применяют полиакриламид с концентрацией 0,1-0,5 мас.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1174487A1

Способ закалки рельсов 1973
  • Щербина Петр Арсентьевич
  • Памиров Николай Игнатьевич
  • Ворона Виктор Петрович
SU485160A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Среда для закалки металлов 1971
  • Русов Константин Дмитриевич
  • Долецкий Виталий Алексеевич
  • Космодемьянский Леонид Викторович
SU469758A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Лемпицкий В.В., Казарновский Д.С
Производство и термическая обработка железнодорожных рельсов
- М.: Металлургия, 1972, с
Приспособление для воспроизведения изображения на светочувствительной фильме при посредстве промежуточного клише в способе фотоэлектрической передачи изображений на расстояние 1920
  • Адамиан И.А.
SU172A1

SU 1 174 487 A1

Авторы

Бабич Алик Петрович

Ермолаев Вячеслав Николаевич

Шпак Василий Иванович

Чухно Валерий Владимирович

Даты

1985-08-23Публикация

1983-02-01Подача