7/ч
,20 22
ел
С
Изобретение относится к области транспортной светотехники, а более конкретно к устройствам для контроля регулировки фар транспортных средств с методами диагностики световых приборов.
Целью изобретения является увеличение точности системы ориентации, расширение диапазона использования системы ориентации, содержащей оптическую зрительную трубу, обеспечение возможности ее непосредственной юстировки на устройстве при сохранении минимальных габаритов и массы системы ориентации.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем штатив, размещенную на нем оптическую камеру, включающую объектив и экран с разметкой, установленную с возможностью перемещения по высоте, и систему ориентации, выполненную в виде оптической зрительной трубы с визирным индексом с большим углом визирования, смонтированной на штативе с возможностью поворота в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной оптической оси объектива, а также поворота вокруг оси, перпендикулярной визирному индексу, и вокруг оси, перпендикулярной оси поворота зрительной трубы в вертикальной плоскости.
Предложенное устройство для контроля регулировки фар транспортных средств за счет монтажа зрительной трубы на кронштейне штатива с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной оптической оси объектива камеры, обеспечивает визирование передней части кузова транспортного средства под углом к фронтальной его проекции, чем существенно повышает точность ориентации в горизонтальной плоскости: за счет обеспечения возможности ее поворота вокруг оси, перпендикулярной визирному индексу, расширяет диапазон использования устройства для широких транспортных средств, так как в данном случае может быть использовано для ориентации все поле зрения трубы, а также за счет обеспечения возможности поворота зрительной трубы вокруг перпендикулярной оси ее поворота в вертикальной плоскости позволяет существенно упростить и тем самым снизить затраты на юстировку и отладку устройства.
Заявителю неизвестно использование отличительных признаков в другой совокупности существенных признаков.
На фиг.1 показан внешний вид устройства при положении оптической зрительной трубы, в котором ее оптическая ось находится в вертикальной или ей параллельной плоскости, проходящей через оптическую ось объектива, и ход лучей при ориентации устройства относительно транспортного средства, шириной до 1,6 м; на фиг.2 изображение транспортного средства в поле зрения оптической зрительной трубы при ее положении согласно фиг.1; на фиг.З - внешний вид устройства при положении оптической зрительной трубы, в котором ее
0 оптическая ось находится в вертикальной или ей параллельной плоскости, проходящей через оптическую ось объектива, и ход лучей при ориентации устройства относительно транспортного средства шириной
5 более 1,6 м; на фиг.4 - изображение транспортного средства в. поле зрения оптической зрительной трубы при ее положении согласно фиг.З; на фиг.5 показан внешний вид устройства при положении оптической
0 зрительной трубы, в котором ее оптическая ось расположена под углом к вертикальной плоскости, проходящей через оптическую ось объектива, и ход лучей при ориентации устройства относительно транспортного
5 средства шириной более 1,6 м; на фиг.6 - изображение транспортного средства в поле зрения оптической зрительной трубы при ее положении согласно фиг.5; на фиг.7 - сечение оптической зрительной трубы сис0 темы ориентации горизонтально проецирующей плоскостью; на фиг.8 - сечение оптической зрительной трубы, смонтированной на кронштейне системы ориентации вертикально-проецирующей плоскостью;
5 на фиг.9 - вид сверху на систему ориентации; на фиг. 10 - внешний вид устройства и ход лучей в положении юстировки системы ориентации; на фиг. 11 - изображение разметки экрана в поле зрения зрительной тру0 бы при юстировке устройства.
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств содержит (см. фи.1,3,5,7,8,9,10) штатив 1 с направляющей 2, размещенную на ней с возможностью пе5 ремещения в вертикальном направлении оптическую камеру 3, включающую объектив 4 и экран 5 с разметкой 6, смонтированную в верхней части направляющей 2 штатива 1 систему ориентации 7, состоя0 щую из кронштейна 8, установленного на цилиндрических шарнирах-фиксаторах 9 и 10, опор 11 и 12, установленных на полках кронштейна 8, на которых на горизонтальных шарнирах 13 и 14, перпендикулярных
5 оптической оси 15 объектива 4, размещено с возможностью поворота вокруг шарниров 13 и 14 и фиксации винтовым зажимом 16 основание 17.
На основании 17 на цилиндрическом шарнире 18 установлен промежуточный
кронштейн 19, в котором на цилиндрическом шарнире 20 смонтирован корпус 21 оптической зрительной трубы 22, поджатый к регулировочному винту 23 пружиной 24. При этом ось шарнира 18 перпендикулярна осям шарниров 13 и 14, а ось шарнира 20 перпендикулярна оптической оси 25 зрительной трубы 22. В корпусе зрительной трубы 22 размещены две асферические линзы 26 и 27, прозрачное стекло 28 с нанесенным на нем перпендикулярно оптической оси 15 объектива 4 визирным индексом 29 и фокусирующую линзу 30.
Работает предлагаемый вариант конструкции устройства для контроля регулировки фар следующим образом.
Устройство устанавливают напротив контролируемой фары транспортного сред: ства, оптическая камера 3 по направляющей 2 поднимается до высоты, при которой положение ее оптической оси 15 будет совпадать с центром фары. Затем поднимают систему ориентации 7 путем поворота кронштейна 8 в шарнирах-фиксаторах 9 и 10 и фиксируют в удобном для оператора положении. После чего поворачивают в горизонтальных шарнирах 13 и 14 основание 17 и фиксируют.его в положении зажимом 16, при котором на выходе оптической зрительной трубы 22 оператором будет визироваться сверху полное уменьшенное изображение передней части кузова транспортного средства. Наблюдая за симметричными точками кузова транспортного средства на его уменьшенном изображении в выходном отверстии зрительной трубы 22 относительно визирного индекса 29, поворачивают штатив 1 до тех пор, пока выбранные для ориентации симметричные точки кузова будут одновременно визироваться одновременно по визирному индексу 29.
В случае, когда ширина транспортного средства превышает 1,6 м (см. фиг.З), уменьшенное изображение в выходном отверстии зрительной трубы 22 (см. фиг.4) не обеспечит визирования всей ширины транспортного средства. Тогда корпус 21 оптической зрительной трубы 22 поворачивают (см. фиг.5) вокруг шарнира 20 промежуточного кронштейна 19 в плоскости визирования до появления на уменьшенном изображении в зрительной трубе 22 обеих симметричных точек кузова, выбранных для ориентации (см. фигб). Затем поворотом штатива 1 добиваются совпадения симметричных точек кузова транспортного средства с положением визирного индекса 29 зрительной трубы 22.
Затем включают фару в режим ближний свет и по положению светотеневой
границы светового пучка фары относительно разметки 6 экрана 5 судят о правильности регулировки положения светового пучка. Обнаруженное рассогласование устраняют регулировкой собственно фары или ее элементов.
При юстировке устройства оператор встает со стороны приемного отверстия объектива 4 оптической камеры 3, поворачива0 ет оптическую зрительную трубу 22 так (см. фиг. 10), чтобы в выходном отверстии зрительной трубы 22 визировалось уменьшенное изображение экрана 5 и доворачивает ее в положение, при котором горизонталь5 ный участок разметки 6 экрана или один из его краев совпадал с визирным индексом 29. Если положение горизонтальной разметки 6 экрана 5 не совпадает с положением визирного индекса 29, зрительную трубу 22
0 поворачивают вокруг шарнира 18, ось которого перпендикулярна осям шарниров 13 и 14 с помощью регулировочного винта 23, преодолевая сопротивление пружины 24, воздействующей на корпус 21 зрительной
5 трубы 22, добиваясь тем самым устойчивого положения оптической зрительной трубы 22, в котором горизонтальная разметка 6 экрана 5 совмещена с визирным индексом 29.
0
Таким образом, выполнение системы ориентации в виде зрительной трубы с большим углом визирования и зрительным индексом, перпендикулярным оптической оси
5 объектива при установке ее на штативе с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, перпендикулярной оптической оси объектива, позволяет за счет обеспечения визирования передней части кузова
0 транспортного средства под вертикальным углом к его фронтальной проекции существенно повысить чувствительность, а следовательно, точность системы ориентации при сохранении минимальных габаритов. При этом монтаж зрительной трубы с возможно5 стью поворота вокруг оси перпендикулярной оптической оси зрительной трубы и визирному индексу обеспечивает существенное расширение функциональных возможностей за счет полного использования
0 при ориентации устройства, асимметрично расположенного относительно транспортного средства, поля зрения обеспечиваемо- го собственно оптической зрительной трубы, а обеспечение возможности поворо5 та зрительной трубы вокруг оси, перпендикулярной ее повороту в вертикальной плоскости, позволяет за счет углового перемещения и фиксации визирного индекса проводить юстировку устройства без использования дополнительного оборудования, снижая тем самым эксплуатационные издержки при использовании устройства. Формула изобретения Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств, содержащее штатив, размещенную на нем оптическую камеру, включающую объектив и экран с разметкой, установленную с возможностью перемещения по высоте, и систему ориентации, выполненную в виде оптической зрительной трубы с большим углом визирования и визирным индексом перпендикулярным оптической оси объектива, о т
пинающееся тем, что, с целью увеличения точности системы ориентации, расши: рения ее функциональных возможностей и ее непосредственной юстировки на устройстве при сохранении минимальных габаритов и массы системы юстировки, оптическая зрительная труба смонтирована на штативе с возможностью поворота в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси перпендикулярной оси объектива, а также поворота вокруг оси, перпендикулярной визирному индексу, и оси, перпендикулярной оси поворота зрительной трубы в вертикальной плоскости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1998 |
|
RU2157982C2 |
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств | 1991 |
|
SU1794244A3 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕГО СВЕТОВОГО ПРИБОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2208773C1 |
Устройство для контроля фар транспортных средств | 1983 |
|
SU1142746A1 |
Способ диагностики состояния фар транспортных средств и устройство для его осуществления | 1988 |
|
SU1512289A1 |
Устройство для диагностики фар транспортных средств | 1988 |
|
SU1541489A1 |
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств | 1983 |
|
SU1431479A1 |
Устройство для контроля регулировки фар транспортных средств | 1984 |
|
SU1509658A1 |
Устройство для контроля фар транспортных средств | 1984 |
|
SU1254337A2 |
Устройство для испытания центровки переднего света в осветительных приборах транспортных средств | 1982 |
|
SU1008637A1 |
Использование: в области транспортной светотехники, а именно в устройствах контроля регулировки и диагностики фар транспортных средств. Технический эффект достигается за счет выполнения системы ориентации 7 в виде смонтированной на кронштейне 8 и основании 11 оптической зрительной трубы 22 с большим углом визирования, содержащей визирный индекс и установленной на направляющей 2 штатива I с возможностью перемещения по высоте и поворота в вертикальной плоскости с помощью фиксирующихся цилиндрических шарниров 9 и 10 и шарниров, перпендикулярных оптической оси 15 объектива 4, а также с возможностью поворота вокруг оси 20, перпендикулярной визирному индексу, и оси, перпендикулярной осям шарниров. II ил.
Фиг. 2.
Фиг.З
Фиг4
21 29 22
i
Фиг. 6
8 11131819202 222928 21 Я К ПК 8
9
Патент ФРГ ДЕ 3319412, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1993-03-23—Публикация
1991-11-11—Подача