Изобретение относится к способу раскрытия произведения станковой темперной живописи и может быть использовано в реставрации произведений искусства.
Целью изобретения является упрощение способа и повышение его экономичности при повышении гарантии сохранности авторской живописи.
Пример 1. Раскрытие иконы «Святой архангел Михаил (XVII век, из собрания музея «Кижи),
Запись, лежащая на фоне иконы (желтковая охра с аурипигментом), не поддавалась удалению под воздействием известных растворителей, таких как монометилэтил- целлозольв, РТ-2, АМФА и т. д.
Икону раскрывают с помощью олеиновой кислоты. При этом расход олеиновой кислоты составляет 0,01 мл на 1 дм2 фрагмента, а время тиксотропного периода составляет 60 мин в условиях облучения обрабатываемого участка прямым светом и теплом настольной лампы ().
Пример 2. На иконе «Святая мученица Анастасия (псковское письмо, XVII век, из собрания музея им. А. Рублева), прежде находившейся в реставрации, остались многочисленные участки со сгрибившейся олифой, содержащей труднорастворимый лак, а также большие фрагменты под записью на нимбе Святой, полях и миниатюрах.
Тнксогропный период незаписанной олифы после нанесения тонкого слоя олеиновой кислоты с расходом 0,i мл на 1 дм2 фрагмента наступает через 1 мин при облучении прямым светом и теплом настольной лампы () к через 20-30 мин при отсутствии активации светом.
Как правило, покровный слой олифы, находящийся под записью, обладает лучшей сохранностью в сравнении с незащищенным и, следовательно, требует больших усилий для его разрушения.
Довыборка покровного слоя одинаково легко проходит как на сурике, так и на зеленой краске, охре и саже, которые при этом не претерпевают никаких видимых изменений.
Пример 3. На иконе «Арсений и Михаил Тверские (начало XIX века, из собрания музея им. А. Рублева) удаляют темперную запись с золота, покрытого авторской олифой. Олеиновую кислоту наносят на поверхность тонким слоем. Расход на 1 дм2 фра гсд
Јъ 05
ю
со
tsD
мента составляет 0,01 мл. Размягчение наступает в течение 1 мин без дополнительной активации прямым светом. Процесс требует жесткого контроля за тем, чтобы своевременно удалять избытки олеиновой кислоты посредством уайт-спирита, обеспечивая хорошую сохранность недеструктированного слоя авторской олифы.
Пример 4. После укрепления иконы «Праотец Рувим (XVII век, из собрания музея им. А. Рублева) желтком выполняют две параллельные пробы по раскрытию записи с авторской зеленой краски: одну наложением компресса с РТ-2, а другую нанесением олеиновой кислоты. Расход олеиновой кислоты 0,1 мл на 1 дм2.
Второй способ, несмотря на длительность размягчения олифы (60 мин), обеспечивает большую сохранность авторской живописи.
Приведенные примеры показывают эффективность и технологичность предлагаемого способа.
Олеиновая кислота позволяет удалять покровные слои олифы, которые не подда
0
вались ранее удалению известными реставрации реагентами.
Предлагаемый способ позволяет повысить экономичность процесса за счет его упрощения и использования более дешевого продукта.
Формула изобретения
. Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи, включающий последовательное фрагментарное нанесение на поновительскую живопись и/или авторский покровный слой размягчителя с выдержкой и удаление размягченных фрагментов, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа и повышения его экономичности при повышении гарантии сохранности авторской живописи, в качестве размягчителя используют олеиновую кислоту в количестве 0,01-0,1 мл на 1 дм2 фрагмента, которую выдерживают в течение 1-60 мин.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью ускорения процесса, выдержку осуществляют при свете.
Изобретение относится к области реставрации произведений искусств и позволяет упростить способ, повысить его экономичность при повышении гарантии сохранности авторской живописи. На отдельные фрагменты поновительской живописи и/или авторский покровный слой последовательно наносят олеиновую кислоту в количестве 0,01-0,1 мл на 1 дм фрагмента, выдерживают в течение 1-60 мин и удаляют размягченные фрагменты.
Филатов С | |||
В., Иванова А | |||
В | |||
Метод отслаивания записей с применением поли- винилбутираля | |||
- В сб.: Художественное наследие, вып | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта | 1922 |
|
SU24A1 |
Способ отслаивания записи на темперной живописи | 1981 |
|
SU962031A1 |
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Авторы
Даты
1990-02-28—Публикация
1988-05-06—Подача