Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения .
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности опоры скольжения путем снижения износа при нестационарных режимах работы.
На фиг. 1 изображена опора, осевое сечение; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1 (торцовое сечение по стопорному штифту); на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1 (торцовое сечение по пружине возврата).
Опора состоит из корпуса 1, внутри которого установлен поворотный вкладыш 2 из износостойкого материала. Внизу со стороны внутренней цилиндрической поверхности вкладыша размещен вкпадыш 3 из антифрикционного материала, охватывающий уголоЈ,.
Между корпусом и вкладышем с двух сторон опоры по всей длине окружности установлены ролики 4, а в пазах корпуса - спиральные возвратные пружины 5, один конец которых соединен с корпусом, а другой - с вкладышем. Направление навивки пружины выбрано таким, что при вращении вкладыша в направлении вращения вала пружины закручиваются. В корпусе установлен стопорный штифт 6, конец которого выходит в кольцевую канавку на наружной поверхности вкладыша, охватывающую часть окружности на углее 2.
Опора скольжения функционирует следующим образом.
В момент начала вращения вала, установленного во вкладыше опоры, когда между валом и вкладышем отсутствует достаточное количество смазки,
СЛ СП vj
СО
со
силы сцепления удерживают эти поверхности во взаимном контакте. Под действием крутящего момента от вала вкладыш начинает поворачиваться на роликах вплоть до упора стопорного штифта в конец кольцевой канавки, при этом пружина закручивается. В этом положении антифрикционный слой вкладыша размещается в нижней части опоры скольжения под оалом, при этом обеспечивается уменьшение сцепления между валом и вкладышем, что способствует быстрому набору скорости вращения вала. При выходе установки на стационарный режим за счет улучшения смазки в подшипнике силы трения межд валом и вкладышем уменьшаются. При достижении этими силами значений, меньших величины силы упругости закрученной возвратной пружины, последняя начинает поворачивать вкладыш в первоначальное положение, обеспечива выход из контакта антифрикционного участка вкладыша и включение в работу износостойкого участка. Выход антифрикционного участка из зоны трения обеспечивается расчетом жесткости пружины по формуле
5 RP. Jl
7 J
-угловая жесткость пружины;
угол поворота вкладыша; R - радиус вала подшипника;
Р - вес агрегатов, установленных на валу;
f - коэффициент трения вала об антифрикционный материал в
5
0
5
0
5
режиме граничного трения; f. - коэффициент трения вала об износостойкую часть вкладыша в режиме гидродинамического трения.
Изобретение позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью и обратно.
Формула изобретения
1.Опора скольжения, содержащая корпус с расположенными в нем износостойким и антифрикционным установленным с возможностью поворота вкладышами, средства для поворота, возврата и ограничения поворота антифрикционного вкладыша вокруг оси, отличающая с.я тем, что,
с целью повышения надежности и долговечности путем снижения износа при нестационарных режимах работы, износостойкий вкладыш выполнен с полостью на внутренней поверхности, а антифрикционный вкладыш - в виде cei- мента, установленного в упомянутой полости, средство возврата выполнено в виде спиральной пружины, концы которой скреплены соответственно с вкладышем и корпусом, а средство поворота - в виде роликов, размещенных между корпусом и вкладышем.
2.Опора по п.1, отличающая с я тем, что угол поворота вкладыша превышает угол охвата антифрикционного вкладыша.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вкладыш подшипника коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания | 1991 |
|
SU1781475A1 |
ТАТУИРОВОЧНАЯ МАШИНА И САМОУСТАНАВЛИВАЮЩАЯСЯ ОПОРА ВАЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ТАТУИРОВОЧНОЙ МАШИНЫ | 2017 |
|
RU2644698C1 |
Опора скольжения | 1982 |
|
SU1141238A1 |
Сферический подшипник скольжения | 1988 |
|
SU1548543A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2598121C2 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2229039C2 |
Опора скольжения | 1985 |
|
SU1278505A2 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ | 2000 |
|
RU2222724C2 |
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала | 2023 |
|
RU2813220C1 |
ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1993 |
|
RU2069804C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности подшипника путем снижения износа при нестационарных режимах работы. Опора скольжения имеет пусковую зону с антифрикционным слоем и рабочую зону с износостойким слоем. Во время пуска и установки в работу включается антифрикционная зона, а при выходе на рабочий режим в работу включается износостойкая зона. Включение в работу износостойкой зоны осуществляется автоматически с помощью возвратной пружины. Опора позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Фиг.2
Составитель А.Долинский Редактор Л.Пронина Техред л.Олийнык
Заказ /Пч
Тираж 536
ВНИИПИ f oi т пенного комитета по изобретениям и открытиям при IKH1 i ( р , Москва, Ж-35, Раушская наб., д. Ц/Ч
Фиг. 3
Корректор ч.Помчлкова
Подписное
Опорный подшипник скольжения турбомашины | 1980 |
|
SU907278A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1990-04-15—Публикация
1988-07-21—Подача