Опора скольжения Советский патент 1990 года по МПК F16C17/03 

Описание патента на изобретение SU1557379A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения .

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности опоры скольжения путем снижения износа при нестационарных режимах работы.

На фиг. 1 изображена опора, осевое сечение; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1 (торцовое сечение по стопорному штифту); на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1 (торцовое сечение по пружине возврата).

Опора состоит из корпуса 1, внутри которого установлен поворотный вкладыш 2 из износостойкого материала. Внизу со стороны внутренней цилиндрической поверхности вкладыша размещен вкпадыш 3 из антифрикционного материала, охватывающий уголоЈ,.

Между корпусом и вкладышем с двух сторон опоры по всей длине окружности установлены ролики 4, а в пазах корпуса - спиральные возвратные пружины 5, один конец которых соединен с корпусом, а другой - с вкладышем. Направление навивки пружины выбрано таким, что при вращении вкладыша в направлении вращения вала пружины закручиваются. В корпусе установлен стопорный штифт 6, конец которого выходит в кольцевую канавку на наружной поверхности вкладыша, охватывающую часть окружности на углее 2.

Опора скольжения функционирует следующим образом.

В момент начала вращения вала, установленного во вкладыше опоры, когда между валом и вкладышем отсутствует достаточное количество смазки,

СЛ СП vj

СО

со

силы сцепления удерживают эти поверхности во взаимном контакте. Под действием крутящего момента от вала вкладыш начинает поворачиваться на роликах вплоть до упора стопорного штифта в конец кольцевой канавки, при этом пружина закручивается. В этом положении антифрикционный слой вкладыша размещается в нижней части опоры скольжения под оалом, при этом обеспечивается уменьшение сцепления между валом и вкладышем, что способствует быстрому набору скорости вращения вала. При выходе установки на стационарный режим за счет улучшения смазки в подшипнике силы трения межд валом и вкладышем уменьшаются. При достижении этими силами значений, меньших величины силы упругости закрученной возвратной пружины, последняя начинает поворачивать вкладыш в первоначальное положение, обеспечива выход из контакта антифрикционного участка вкладыша и включение в работу износостойкого участка. Выход антифрикционного участка из зоны трения обеспечивается расчетом жесткости пружины по формуле

5 RP. Jl

7 J

-угловая жесткость пружины;

угол поворота вкладыша; R - радиус вала подшипника;

Р - вес агрегатов, установленных на валу;

f - коэффициент трения вала об антифрикционный материал в

5

0

5

0

5

режиме граничного трения; f. - коэффициент трения вала об износостойкую часть вкладыша в режиме гидродинамического трения.

Изобретение позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью и обратно.

Формула изобретения

1.Опора скольжения, содержащая корпус с расположенными в нем износостойким и антифрикционным установленным с возможностью поворота вкладышами, средства для поворота, возврата и ограничения поворота антифрикционного вкладыша вокруг оси, отличающая с.я тем, что,

с целью повышения надежности и долговечности путем снижения износа при нестационарных режимах работы, износостойкий вкладыш выполнен с полостью на внутренней поверхности, а антифрикционный вкладыш - в виде cei- мента, установленного в упомянутой полости, средство возврата выполнено в виде спиральной пружины, концы которой скреплены соответственно с вкладышем и корпусом, а средство поворота - в виде роликов, размещенных между корпусом и вкладышем.

2.Опора по п.1, отличающая с я тем, что угол поворота вкладыша превышает угол охвата антифрикционного вкладыша.

Похожие патенты SU1557379A1

название год авторы номер документа
Вкладыш подшипника коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Нормухамедов Бахтияр Фахриддинович
  • Лапшин Рувим Михайлович
SU1781475A1
ТАТУИРОВОЧНАЯ МАШИНА И САМОУСТАНАВЛИВАЮЩАЯСЯ ОПОРА ВАЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ТАТУИРОВОЧНОЙ МАШИНЫ 2017
  • Низов Сергей Николаевич
RU2644698C1
Опора скольжения 1982
  • Немогай Николай Викторович
  • Худан Петр Алексеевич
  • Гайдук Борис Сергеевич
  • Юницкий Анатолий Эдуардович
  • Паркалов Виктор Павлович
  • Баранов Юрий Дмитриевич
SU1141238A1
Сферический подшипник скольжения 1988
  • Соборов Юрий Геннадиевич
  • Дорошук Алексей Павлович
  • Даныло Ярослав Ярославович
SU1548543A1
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2015
  • Шумов Александр Николаевич
  • Константинов Лев Николаевич
  • Ухов Андрей Николаевич
  • Булин Сергей Леонидович
  • Сундеткалиев Игорь Хайрлевич
  • Хабаров Антон Анатольевич
  • Тарасова Анастасия Валерьевна
  • Степанов Борис Павлович
RU2598121C2
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Алексеев Владимир Павлович
  • Акимов Геннадий Яковлевич
  • Дарда Юрий Антонович
  • Бабенко Михаил Антонович
  • Смияненко Игорь Михайлович
RU2229039C2
Опора скольжения 1985
  • Михин Николай Матвеевич
  • Логинов Анатолий Родионович
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Сказыткин Анатолий Федорович
  • Семеновых Александр Викторович
  • Коротков Петр Иванович
SU1278505A2
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ 2000
  • Винник Н.И.
  • Свиридов Л.Т.
  • Поляков Н.В.
  • Аксенов А.А.
  • Мильцын А.Н.
RU2222724C2
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2813220C1
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ИЗНОСА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПАР ТРЕНИЯ 2013
  • Войнов Кирилл Николаевич
RU2548539C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 557 379 A1

Реферат патента 1990 года Опора скольжения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности подшипника путем снижения износа при нестационарных режимах работы. Опора скольжения имеет пусковую зону с антифрикционным слоем и рабочую зону с износостойким слоем. Во время пуска и установки в работу включается антифрикционная зона, а при выходе на рабочий режим в работу включается износостойкая зона. Включение в работу износостойкой зоны осуществляется автоматически с помощью возвратной пружины. Опора позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 557 379 A1

Фиг.2

Составитель А.Долинский Редактор Л.Пронина Техред л.Олийнык

Заказ /Пч

Тираж 536

ВНИИПИ f oi т пенного комитета по изобретениям и открытиям при IKH1 i ( р , Москва, Ж-35, Раушская наб., д. Ц/Ч

Фиг. 3

Корректор ч.Помчлкова

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1557379A1

Опорный подшипник скольжения турбомашины 1980
  • Гранковский Александр Владимирович
  • Хоменко Александр Степанович
  • Батвинов Леонид Павлович
SU907278A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 557 379 A1

Авторы

Казимиров Игорь Павлович

Плошенко Иван Григорьевич

Бурдиян Виктор Павлович

Пистунов Игорь Николаевич

Балев Андрей Витальевич

Коваленко Олег Владимирович

Даты

1990-04-15Публикация

1988-07-21Подача