Способ получения дорожного битума Советский патент 1990 года по МПК C10C3/02 

Описание патента на изобретение SU1558954A1

1

(21)4404943/23-04

(22)22.02.88

(46) 23.04.90. Бит. № 15 (71) Московский институт нефти и газа им. И.М.Губкина (12) С.В.Ступак, А.А.Гуреев, З.И.Сюняёв, Е.Н.Ефанова, Т.С.Голодная, Н.И.Маненкова, Н.Г.Русских, В.Н.Кононов, А.С.Случ, В.А.Винокуров, Т.Н.Гаврилова, А.С.Садов, С.Б.Синельников и Е.А.Мякин (53) 665.637(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1289849, кл. С 04 В 26/26, 1985.

Ильев Э.Б. Восстановление монолитности асфальтобетона в дорожных покрытиях: Автореф. канд.дис. - Харьков, 1976.

(54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА

(57) Изобретение касается нефтехимии, в частности производства дорожных битумов, используемых в дорожном строительстве. Цель - восстановление физико-механических и эксплуатационных свойств битума. Его получение ведут введением в нагретый до 100-120 С состаренный битум добавки. В качестве последней используют (%) на массу исходного сырья: а) 6-7% кубового остатка ректификации динтетических душистых веществ, или б) 13-14% 50%-ный раствор в нефтяном гудроне синтетических жирных кислот С2, С24 , или в) 4-5% 4%-ный раствор в кубовом остатке ректификации стирола атактического полипропилена или дивинилстирольного термоэластопласта. В этом случае полностью восстанавливаются требуемые свойства битума. 3 табл.

с

8

V

с

Похожие патенты SU1558954A1

название год авторы номер документа
Способ получения битумного вяжущего 1990
  • Антонишин Василий Иванович
  • Лемко Николай Ильич
  • Сидорук Аделя Антоновна
SU1736996A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО ОЛИГОМЕРНО-СЕРНИСТОГО БИТУМА 2013
  • Лобанов Виктор Владимирович
  • Журавлев Сергей Сергеевич
  • Умаханов Мурад Ильясович
RU2530127C1
МАСТИКА 1996
  • Никулин Сергей Саввович
  • Селедочкин Михаил Евгеньевич
  • Щербаков Сергей Николаевич
RU2099377C1
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ЦВЕТНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ 2013
  • Барсуков Александр Николаевич
  • Москалев Виктор Юрьевич
  • Позднякова Лола Викторовна
  • Котлярский Эдуард Владимирович
RU2537596C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОВ 1995
  • Александрова С.Л.
  • Михеев Г.М.
  • Синельникова В.К.
RU2083634C1
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПЛАСТОБЕТОНОВ 2009
  • Илиополов Сергей Константинович
  • Мардиросова Изабелла Вартановна
  • Черных Дмитрий Сергеевич
  • Булатов Динар Джавдатович
  • Каклюгин Александр Викторович
  • Чернов Сергей Анатольевич
  • Чан Нгок Хинг
  • Леконцев Евгений Валерьевич
RU2418019C1
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2004
  • Брехман Александр Иосифович
  • Андреев Евгений Иванович
  • Семенов Андрей Сергеевич
RU2267506C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТИВОКОРРОЗИОННОЙ МАСТИКИ НА ОСНОВЕ АСФАЛЬТОСМОЛИСТЫХ ОЛИГОМЕРОВ 2009
  • Галиуллин Талгат Вилевич
  • Галиуллина Елена Геннадьевна
  • Николаев Валерий Николаевич
  • Никифоров Сергей Вячеславович
RU2407773C2
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) 2016
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Зайнутдинов Рустам Амирович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Рябов Валерий Германович
  • Егизарьян Аркадий Мамиконович
  • Кузнецов Сергей Евгеньевич
RU2633585C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОЛИГОМЕРНОГО БИТУМА 2013
  • Лобанов Виктор Владимирович
  • Журавлев Сергей Сергеевич
  • Умаханов Мурад Ильясович
  • Руденский Андрей Владимирович
RU2509796C1

Реферат патента 1990 года Способ получения дорожного битума

Изобретение касается нефтехимии, в частности производства дорожных битумов, используемых в дорожном строительстве. Цель - восстановление физико-механических и эксплуатационных свойств битума. Его получение ведут введением в нагретый до 100-120°С состаренный битум добавки. В качестве последней используют (%) на массу исходного сырья: а) 6-7% кубового остатка ректификации синтетических душистых веществ, или б)13-14% 50%-ный раствор в нефтяном гудроне синтетических жирных кислот C21C24, или в) 4-5% 4%-ный раствор в кубовом остатке ректификации стирола атактического полипропилена или дивинилстрильного термоэластопласта. В этом случае полностью восстанавливаются требуемые свойства битума. 3 табл.

Формула изобретения SU 1 558 954 A1

Изобретение относится к способам получения нефтяного дорожного битума и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности.

Целью изобретения является восстановление физико-механических и эксплуатационных свойств битума.

В табл.1 представлены добавки, которые вводят индивидуально или комбинированно в состаренный битум.

Кубовый остаток ректификации синтетических душистых веществ содержит до 20 мас.% фракции 120-160°С. Эта легкоподвижная жидкость коричневого

цвета с характерным запахом содержит альдегиды, кетоны и спирты. В ее высокосмолистой части находятся продукты осмоления и полимеризации индекса- на. Температура вспышки 100 С, плотность 989 кг/м:

Синтетические жирные кислоты Сц - - CZ4 - кубовый остаток ректификации жирных кислот. Это мазеобразное вещество светло-желтого цвета, растворимое в нефтепродуктах, имеет среднюю мол.м. 352,4, т.пл. 62-87°С, плотность при 20°С 822 кг/м , кислотное число 1 67 .

СП СП

эо &

in

&

19,1

13,2 13,1 29,1 18,5 7,0

Используемый нефтяной гудрон име-г ет следующие показатели: плотность при 20°С 989,7 кг/м ; содержание серы 2,35 мас.%; вязкость при 20 С 75 Па-с; коксуемость 12,5 мас.%; температура вспышки 283 С; температура размягчения 39 С. При этом его групповой химический состав следующий, мае.%:

Рарафино-нафтеновые соединения

Ароматические углеводороды

моноциклические бициклические полициклические Смолы

Лсфальтены

Атактический полипропилен - побочный продукт полимеризации пропилена в присутствии каталитического комплекса. Это вязкая, прозрачная масса желтого цвета, которая характеризуется показателями: мол.м. 10-15 10 ; т.пл. 75-90°С; содержание изоатактичес- кого пропилена не более 15 мас.%; зольность 1,5 мас.%.

Дивинилстирольный термоэласто- пласт - блоксополимер стирола и дивинила с содержанием стирола 28-32%. Твердое полимерное вещество белого цвета, растворимое в битуме через набухание при 100-120 С. Средняя мол.м 90000, температура деструкции 230- 250° С.

Кубовый остаток ректификации производства стирола представляет собой жидкость темно-коричневого цвета с характерным запахом. По своему химическому составу относится к компонентам ароматического основания. Плотность 1 ,060 кг/м , условная вязкость при 50°С 24 с, содержание влаги не более 0,1 об.%, температура застывания не более 35 С. Кубовый остаток содержит, мае.: полистирол 30-35; стирол 21-28; oi-метилстирол 5,5-8,0 этилбензол 0,08-0,24.

Комбинированную добавку МИНГ-2 готовят следующим образом,

В 50 г расплавленного гудрона, нагретого до 100-105°С, вводят предврительно расплавленные синтетические жирные кислоты в количестве 50 г. Раствор тщательно перемешивают

Комбинированные добавки МИНТ-3 и МИНГ-4 готовят следующим образом.

0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

В 100 г кубового остатка ректификации стирола вводя 1 4 г атактическо- го полипропилена или дивинилстирольно- го термоэластопласта. Раствор нагревают до температуры плавления соответствующего полимера и тщательно перемешивают .

Пример. Стандартный нефтяной дорожный битум подвергают термостарению. Термостарение в тонком слое (1 мм) осуществляют при 160°С в течение 8ч. В 100 г состаренного таким образом стандартного нефтяного дорожного битума, нагретого до , вводят добавки МИНГ в количестве 1 г (1 мас.%). Результаты приведены в табл.2.

Аналогичным образом получают битумы с другими концентрациями добавок (табл.2).

В табл.2 приведены испытания физико-химических свойств дорожных битумов, полученных предлагаемым способом, а в табл.3 - физико-химические свойства битума, полученного известным способом.

Как следует из приведенных в табл.2 и 3 данных, при введении в состаренный нефтяной дорожный битум 6-7 мас.% добавки МИНГ-1, 13-14 мас.% добавки МИНГ-2, 4-5 мас.% добавки МИНГ-4 и 4-5 мас.% добавки МИНГ-4 происходит наиболее комплексное восстановление структурно-механических и эксплуатационных свойств нефтяного вязкого дорожного битума.

Из приведенных данных также следует, что введение добавок МИНГ в концентрациях, выходящих за предлагаемые пределы, не позволяет получить стандартные битумы.

Известный способ по сравнению с предлагаемым имеет недостатки. Введение в состаренный нефтяной битум 6 мас.% мазута увеличивает количество дисперсионной среды в нем и восстанавливает соотношение среда:фаза. Таким образом, вследствие разжижения состаренного битума мазутом происходит уменьшение дисперсности структуры: уменьшается темпера тура размягчения и увеличивается пенетрация при 25 С. При этом из-за отсутствия новых дисперсных центров структурного каркаса не восстанавливаются такие ос- новные эксплуатационные свойства, как

растяжимость при 25°С , низкотемпературная пенетрация и когезия.

Введение в состаренный дорожный нефтяной битум вещества полимерного происхождения - дивинилстирольного термоэластопласта (ДСТ) позволяет получить новые центры в дисперсной структуре старого битума, но при этом не

увеличивает количества дисперсионной среды, т.е. дисперсность остается постоянной. Это приводит практически к неизменной теплостойкости состаренного образца. При этом такие свойства, как растяжимость и температура хрупкости не улучшаются (табл.3).

Таким образом, предлагаемый способ с применением добавок в отличие от известного позволяет полностью восстановить структурно-механические и эксплуатационные свойства состаренного нефтяного вязкого дорожного битума.

Кубовый остаток ректификации синтетических душистых веществ

50%-ный раствор синтетических жирных кислот С21-С м в гудроне

4%-ный раствор атактического полипропилена в кубовом остатке ректификации стирола

4%-ный раствор дивинилстирольного термоэластопласта в кубовом остатке ректификации стирола

Формула изобретения

Способ получения дорожного битума путем введения в нагретый до 100- 120°С состаренный нефтяной битум добавки, отличающийся тем, что, с целью восстановления физико- механических и ксплуатационных

свойств битума, в качестве добавки используют кубовый остаток ректификации синтетических душистых веществ в количестве 6-7 мас.% на исходное сырье или раствор в нефтяном

гудроне синтетических жирных кислот С21-С 24. B количестве 13-14 мас.,% на исходное сырье, или 4%-ный раствор в кубовом остатке ректификации стирола атактического полипропилена или дивикилстирольного термоэластопласта в количестве 4-5 мас.% на исходное

сырье.

I

аблица 1

6-7

13-14

4-5

4-5

Состаренный битум + добавка, мае.%:.

Продолжение табл.2

SU 1 558 954 A1

Авторы

Ступак Сергей Викторович

Гуреев Алексей Андреевич

Сюняев Загидулла Исхакович

Ефанова Елена Николаевна

Голодная Тамара Семеновна

Маненкова Нелли Ивановна

Русских Наталья Георгиевна

Кононов Всеволод Николаевич

Случ Анна Соломоновна

Винокуров Владимир Арнольдович

Гаврилова Татьяна Николаевна

Садов Александр Сергеевич

Синельников Сергей Борисович

Мякин Евгений Александрович

Даты

1990-04-23Публикация

1988-02-22Подача