Изобретение относится к металлургии сплавов на основе олова, используемых в качестве антифрикционного покрытия в подшипниках скольжения для тяжелонагруженных машин, например для оборудования цементной и металлургической промышленности.
Ниже приведены примеры, иллюстрирующие данное изобретение.
В табл. 1 дан химический состав опробованных композиций предложенного и известного сплавов.
Опробованные композиции предложенного и известного сплавов были нанесены на образцы из стали Ст.З размером мм методом электродуговой металлизации.
Покрытие наносилось металлизатором ЭМ-12 на следующем режиме:
Род токаПостоянный
Сила тока, А150-180
Напряжение на дуге, В 18-20 Рабочее давление воздуха, MI a0,5 Дистанция напыления,мм 120-140 При этом определялась износостойкость в условиях удельного давления JO Mia. Испытания износостойкости проводились на установке МИ-1М на следующем режиме:
Скорость вращения об- разца относительно
контртела, об/с7
Удельное давление в
паре трения, МПа10
СП
О О 01 0 О
Смазка - масло авиационное МК-20, ГОСТ 2J743-76.
Оценка линейной величины износа производилась через 1 ч непрерывнее испытаний с помощью профилбграфа профилометра модели 201..
база наработки составляла 4 ч.
Коэффициент трения измерялся с помощью тензометрической системы уста- новки МИ-1М.
Предел прочности покрытий определялся методом штифтовой пробы на испытательной машине Р-05.
На образцы для испытаний предвари тельно электродуговой металлизацией наносился подслой из нихрома.
Результаты испытаний (средние) приведены в табл. 2..
Приведенные в табл. 2 данные пока
ывают,что предложенный сплав в сравнении о известным имеет более высокие предел прочности и износостойкость и более низкий коэффициент трения.
Формула изобретения
Антифрикционный сплав на основе олова, преимущественно для покрытий в подшипниках скольжения, содержащий медь и сурьму, отлич ающий- с я тем, что, с целью повышения прочности, износостойкости и снижения коэффициента трения, он дополнительно содержит цинк при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Медь Сурьма Цинк Олово
7-8 10-12 15-20 Остальное
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Антифрикционный сплав | 1987 |
|
SU1514818A1 |
Антифрикционный материал покрытия | 1989 |
|
SU1656003A1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1992 |
|
RU2039116C1 |
Антифрикционное коррозионностойкое металлическое покрытие | 1990 |
|
SU1792450A3 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1993 |
|
RU2049140C1 |
МЕТАЛЛОМАТРИЧНЫЙ КОМПОЗИТ | 2007 |
|
RU2367696C2 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ПОРОШКОВОЙ МЕДИ | 2014 |
|
RU2576740C1 |
МЕТАЛЛОМАТРИЧНЫЙ КОМПОЗИТ | 2012 |
|
RU2506335C1 |
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала | 2023 |
|
RU2813220C1 |
Элемент скольжения | 2018 |
|
RU2712496C1 |
Изобретение относится к сплавам на основе олова, используемым в качестве антифрикционных покрытий в подшипниках скольжения для тяжелонагруженных машин. Целью изобретения является повышение прочности, износостойкости и снижение коэффициента трения, что достигается дополнительным содержанием цинка. Сплав на основе олова содержит, мас.%: медь 7-8, сурьма 10-12, цинк 15-20, олово остальное. Из сплава методом электродуговой металлизации на стальные образцы были нанесены покрытия, показавшие следующие свойства: коэффициент трения 0,056-0,061, предел прочности 75,5-76,7 МПа, износ со смазкой при удельном давлении 10 МПа составляет 21-24 мкм за 4 ч наработки. 2 табл.
1
2 3 4
7
7,5. 8,0 1-10
Таблица J
17 18 20
Остальное
Таблица 2
Хасуя А | |||
Техника напыления | |||
М.: Машгиэ, 1975, с | |||
Аппарат, предназначенный для летания | 0 |
|
SU76A1 |
Веникодробильный станок | 1921 |
|
SU53A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Авторы
Даты
1990-04-30—Публикация
1988-03-23—Подача