Изобретение относится к металлургии, конкретно к антифрикционным металлическим покрытиям, наносимым методами газотермического напыления, и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения в тяжелонагруженных узлах машин.
Целью изобретения является повышение износостойкости и снижение коэффициента трения покрытия.
Состав материала покрытия дополнительно содержит марганец и кремний при следующем содержании компонентов, мас.%:
Медь25-40.
Кремний1-3
Марганец 0,5-1,5
Сурьма3-8
ОловоОстальное
В процессе газотермического напыления покрытия предлагаемого состава на покрываемой поверхности образуется структура, состоящая из баббитовой фазы, медной фазы и замкнутых пустот (пор), составляющих 15-20% объема покрытия .
Покрытия с известным и предлагаемым составами наносились в лабораторных условиях на образцы, изготовленные из ст.З, диаметром 50 мм и толщиной 16 мм методом электродуговой металлизации.
Состав покрытий представлен в табл.1 .
При нанесении электродуговой метап- лизацией покрытий в качестве исходных материалов использовались проволоки из баббитов марок Б83 и Б-88 ГОСТ
О СП О О
о со
1320-74 0 2,5 мм и из бронзы Бр КМц 3-1 ГОСТ 5222-72 0 1,8 мм. Покрытия наносили металлизатором ЭМ-12 на следующем режиме: Род тока Постоянный Сила тока, А 150-180 Напряжение на
дуге, В18-20
Рабочее давление
воздуха, МПа 0,5 Дистанция напыления, мм130-150 Твердость покрытий измерялась прибором 2140ТР.
Исследования трибологических свойств нанесенных покрытий производились на установке СМТ-1 по схеме диск - колодка по контртелу из ст.45. В ходе испытаний скорость относитель- ного скольжения составляла 2,62 м/с, удельное давление 10 МПа, в качестве смазки использовалось масло АС-8 (ГОСТ 10341-75).
Пары трения проходили прецваритель ную приработку на пути трения 39,3- 10 м, изнашиваемость пары определялась на пути трения 78,5-1 О5 м. Оценка линейной величины износа произво- дилась с помощью профилографа-профи- лометра модели 201.
Результаты исследований свойств нанесенных покрытий по 5 образцам каждого варианта приведены в табл.2.
Приведенные в табл.2 данные о суммарном износе пар были получены в результате суммирования иэносов компо-. центов этих пар. В сравнении с прототипом предлагаемый состав антифрикционного покрытия придает парам трения большую (в 2-2,1 раза) износостойкость и меньший (в 1,25-1 ,4 раза) коэффициент трения. При этом относительная износостойкость предлагаемого покрытия в 2,1-2,2 раза выше в сравнении с прототипом.
Формула изобретения
Антифрикционный материал покрытия, содержащий медь, сурьму и олово, о т- личающийся тем, что, с цепью повышения износостойкости и снижения коэффициента трения покрытия, он дополнительно содержит марганец и кремний при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Медь25-40
Кремний1-3
Марганец0,5-1,5
Сурьма3-8
ОловоОстальное
Составитель С.Деркачева Редактор Т.Лазоренко Техред Л.Сердюкова Корректор М.Максимииинец
Заказ 2031Тираж 387Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. А/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101

 
              | название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Антифрикционное коррозионностойкое металлическое покрытие | 1990 | 
 | SU1792450A3 | 
| ПОРОШКОВЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2010 | 
 | RU2528542C2 | 
| Антифрикционный сплав | 1987 | 
 | SU1514818A1 | 
| Антифрикционный сплав на основе олова | 1988 | 
 | SU1560596A1 | 
| СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ТОНКОСТЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ВКЛАДЫШАХ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 | 
 | RU2076960C1 | 
| ПОРОШКОВЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ ЧУГУНА ДЛЯ ГАЗОТЕРМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ | 2004 | 
 | RU2258761C1 | 
| Износостойкий самофлюсующийся сплав | 1990 | 
 | SU1763514A1 | 
| Серый износостойкий чугун для отливок | 1985 | 
 | SU1293241A1 | 
| Порошковая проволока для получения в виде покрытия композитной антифрикционной бронзы | 2021 | 
 | RU2788418C1 | 
| АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА СО СТРУКТУРОЙ ε - МАРТЕНСИТА И АНТИФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ | 1992 | 
 | RU2023737C1 | 
Изобретение относится к металлургии, конкретно к антифрикционным  материалам покрытия, наносимым методами газотермического напыления. Цель  изобретения - повышение износостойкости и снижение коэЛфициента трения.  Для достижения указанных свойств состав антифрикционного материала покрытия дополнительно содержит марганец  и кремний при следующем содержании  компонентов, мас.%: медь 25-40; кремний 1-3; марганец 0,5-1,5; сурьма  3-8; олово - остальное. Предлагаемое  покрытие может быть использовано при  изготовлении подшипников скольжения,  работающих в условиях высоких относительных скоростей и высоких удельных  нагрузок. 2 табл. с S (f С
               
            
| Хасуй А | |||
| Техника напыления | |||
| М.: Машиностроение, 1975, с.76-77 | |||
| Путилин В.Г | |||
| Нанесение баббитов на поверхности трения электродуговой металлизацией | |||
| - Строительные и дорожные машины, 1 Q84 , № 7 , с | |||
| Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 | 
 | SU6A1 | 
Авторы
Даты
1991-06-15—Публикация
1989-04-28—Подача