Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя Советский патент 1990 года по МПК G01M13/04 

Описание патента на изобретение SU1562724A1

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников электродвигателя.

Целью изобретения является повышение производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом шарикоподшипнике электродвигателя.

На фиг.1 изображена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ контроля; на фиг.2 - зависимость измерения монтажной высоты от частоты вращения ротора электродвигателя .

Устройство содержит смонтированные на основании 1 упоры 2 для крепления электродвигателя 3. На основании 1 укреплены два бесконтактных емкостных

датчика (БЕД). Изолированная пластинка 4 является одной обкладкой конденсатора, другой обкладкой является ротор 5 электродвигателя 3. С датчиком БЕД соединен измеритель 6 монтажной высоты (ИМВ). Измерение числа оборотов ротора производится фотодатчиком 7 и измерителем 8 частоты вращения (ИЧВ). Информационные выходы ИМВ 6 и ИЧВ 8 соединены с входом самописца 9.

Способ осуществляют следующим образом.

Диагностируемый электродвигатель 3 укрепляют с помощью упоров 2 в основании 1. На основании 1 укрепляют БЕД и подключают ИМВ 6, ИЧВ 8 и самописец 9 типа Н-306. Ротор 5

СД

электродвигателя 3 приводят во вра- , щение с постоянной скоростью. Выбор скорости вращения определяется следующим. Высокоскоростные шарикоподшипники работают в гидродинамическом режиме, при котором тела качения и желоба в зоне контакта разделены масляной пленкой, толщина которой зависит от скорости вращения и состояния фчазки. Образование пленки смазки Приводит к тому, что наружные кольца Умещаются в осевом направлении. На определенной частоте наступает стабилизация монтажной высоты, объяснявмая выходом шариковых подшипников на гидродинамический режим смазки. Изменение монтажной высоты при этом определяется состоянием смазки.

После этого в режиме выбега с помощью ИМВ 6, ИЧВ 8 и самописца 9 одновременно регистрируют характеристику изменения монтажной высоты и частоту вращения ротора. После завершения выбега по полученным графикам °п ределяют частоты, на которых произошли разрушения пленок смазки у каждого из шариковых подшипников. Если разность этих частот, отнесенных к их среднему значению, не превосходит, например, 5,0% или близка к нулю, то смазка в этих подшипниках имеет одинаковые свойства, в противном случае можно по величине отклонения от ожидаемого результата судить о том, в каком из шариковых подшипников смазка не соответствует нормали. Прямым показателем разрушения пленки смазки шарикоподшипника служит резкое изменение монтажной высоты.

Пример. В устройство, реализующее предлагаемый способ контроля входят бесконтактный емкостный датчик (БЕД), измеритель монтажной высоты (ИВМ), измеритель частоты вращения (ИЧВ),1 самописец типа Н-306.

Гиромотор ГМА-0,5 ПК разгоняется до частоты об/мин, затем выключается питание. Снятие зависимости монтажной высоты от частоты, вращения ротора производится в режиме выбега. По характеристикам определено: для 1-го шарикоподшипника частота, на которой началось резкое уменьшение монтажной высоты, равна п об/мин, для 2-го п а - об/мин.

Отношение дп разности частот nj-n,

ni+n. к среднему их значению -j

2 95° х ,99%.

равно

АП

5500+6450

0

5

0

5

Предлагаемый способ отличается от известных способов тем, что позволяет резко повысить производительность контроля.

Формула изобре тения

Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя, заключающийся в том, что приводят ротор электродвигателя во вращение, выключают питание двигателя, измеряют монтажную высоту шарикоподшипников и частоту вращения ротора в режиме выбега, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя, ротор вращают перед выключением питания со скоростью, обеспечивающей образование гидродинамической пленки смазки, по изменению монтажной высоты подшипника на выбеге определяют частоты вращения, обеспечивающие разрушение пленки, и по отношению разности частот подшипников к их среднему значению определяют качество шарикоподшипников путем сравнения с эталонным отношением.

f г

Похожие патенты SU1562724A1

название год авторы номер документа
Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя 1987
  • Козлов Дмитрий Николаевич
  • Дудатий Алексей Михайлович
  • Ковалев Андрей Анатольевич
  • Перель Ефим Абрамович
SU1434307A1
Способ определения перекосов колец подшипника качения 1978
  • Никитин Валерий Владимирович
SU767601A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РОТОРА ГИРОСКОПА НА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЕ 1984
  • Коваленко Александр Яковлевич
SU1840738A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЫ ГИРОСКОПА 1985
  • Коваленко Александр Яковлевич
SU1840740A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ С ГАЗОВОЙ СМАЗКОЙ ПОДВЕСА РОТОРА ГИРОСКОПА 1984
  • Коваленко Александр Яковлевич
SU1840736A1
Способ определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника 1981
  • Баранов Игорь Алексеевич
SU996904A1
Способ сборки разборного гиромотора 1982
  • Ермилов Сергей Павлович
  • Мельгунов Николай Петрович
  • Карндроф Сергей Фердинандович
  • Подмастерьев Константин Валентинович
  • Баранова Галина Евгеньевна
  • Щербакова Юлия Викторовна
SU1084607A1
Способ контроля работы подшипника 1985
  • Языков Анатолий Евгеньевич
  • Казанский Владислав Николаевич
  • Смолин Рэм Николаевич
  • Николаев Юрий Петрович
SU1278507A1
Способ контроля вязких жидкостей 1987
  • Дорофеев Геннадий Васильевич
  • Камалов Ильдар Султанович
  • Ефимова Зоя Яковлевна
  • Перова Ольга Николаевна
  • Баранов Игорь Алексеевич
SU1404899A1
Устройство для измерения спектральных характеристик осевой вибрации шарикоподшипника 1991
  • Чаадаева Евгения Ефимовна
  • Григорьева Юлия Анатольевна
  • Яковлев Дмитрий Владиславович
  • Пикунов Валерий Иванович
SU1810780A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 562 724 A1

Реферат патента 1990 года Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников электродвигателя. Цель изобретения - повышение производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя. Измеряют зависимости изменения монтажных высот каждого подшипника двигателя от частоты вращения ротора на выбеге со скорости, при которой возникает гидродинамическая пленка смазки в каждом подшипнике. По этим зависимостям определяют частоты, соответствующие частотам разрушения пленки, и по соотношению их разности и среднему значению определяют качество подшипников. Прямым показателем разрушения пленки смазки подшипника является резкое изменение монтажной высоты. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 562 724 A1

/l.fl/ffl

Фиг.1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1562724A1

Кальван В.А., Нефедов В.Л., Прохоров В.Л
и др
Об измерении монтажной высоты и нагрузки в процессе работы скоростных шарикоподшипников
Труды ВНИПП
- Специнформация подшипниковой промышленности, 1969, fr 1, (37) с.48-55.

SU 1 562 724 A1

Авторы

Карасев Сергей Владимирович

Козлов Дмитрий Николаевич

Ясинский Олег Валерьевич

Даты

1990-05-07Публикация

1988-06-20Подача