Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников электродвигателя.
Целью изобретения является повышение производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом шарикоподшипнике электродвигателя.
На фиг.1 изображена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ контроля; на фиг.2 - зависимость измерения монтажной высоты от частоты вращения ротора электродвигателя .
Устройство содержит смонтированные на основании 1 упоры 2 для крепления электродвигателя 3. На основании 1 укреплены два бесконтактных емкостных
датчика (БЕД). Изолированная пластинка 4 является одной обкладкой конденсатора, другой обкладкой является ротор 5 электродвигателя 3. С датчиком БЕД соединен измеритель 6 монтажной высоты (ИМВ). Измерение числа оборотов ротора производится фотодатчиком 7 и измерителем 8 частоты вращения (ИЧВ). Информационные выходы ИМВ 6 и ИЧВ 8 соединены с входом самописца 9.
Способ осуществляют следующим образом.
Диагностируемый электродвигатель 3 укрепляют с помощью упоров 2 в основании 1. На основании 1 укрепляют БЕД и подключают ИМВ 6, ИЧВ 8 и самописец 9 типа Н-306. Ротор 5
СД
электродвигателя 3 приводят во вра- , щение с постоянной скоростью. Выбор скорости вращения определяется следующим. Высокоскоростные шарикоподшипники работают в гидродинамическом режиме, при котором тела качения и желоба в зоне контакта разделены масляной пленкой, толщина которой зависит от скорости вращения и состояния фчазки. Образование пленки смазки Приводит к тому, что наружные кольца Умещаются в осевом направлении. На определенной частоте наступает стабилизация монтажной высоты, объяснявмая выходом шариковых подшипников на гидродинамический режим смазки. Изменение монтажной высоты при этом определяется состоянием смазки.
После этого в режиме выбега с помощью ИМВ 6, ИЧВ 8 и самописца 9 одновременно регистрируют характеристику изменения монтажной высоты и частоту вращения ротора. После завершения выбега по полученным графикам °п ределяют частоты, на которых произошли разрушения пленок смазки у каждого из шариковых подшипников. Если разность этих частот, отнесенных к их среднему значению, не превосходит, например, 5,0% или близка к нулю, то смазка в этих подшипниках имеет одинаковые свойства, в противном случае можно по величине отклонения от ожидаемого результата судить о том, в каком из шариковых подшипников смазка не соответствует нормали. Прямым показателем разрушения пленки смазки шарикоподшипника служит резкое изменение монтажной высоты.
Пример. В устройство, реализующее предлагаемый способ контроля входят бесконтактный емкостный датчик (БЕД), измеритель монтажной высоты (ИВМ), измеритель частоты вращения (ИЧВ),1 самописец типа Н-306.
Гиромотор ГМА-0,5 ПК разгоняется до частоты об/мин, затем выключается питание. Снятие зависимости монтажной высоты от частоты, вращения ротора производится в режиме выбега. По характеристикам определено: для 1-го шарикоподшипника частота, на которой началось резкое уменьшение монтажной высоты, равна п об/мин, для 2-го п а - об/мин.
Отношение дп разности частот nj-n,
ni+n. к среднему их значению -j
2 95° х ,99%.
равно
АП
5500+6450
0
5
0
5
Предлагаемый способ отличается от известных способов тем, что позволяет резко повысить производительность контроля.
Формула изобре тения
Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя, заключающийся в том, что приводят ротор электродвигателя во вращение, выключают питание двигателя, измеряют монтажную высоту шарикоподшипников и частоту вращения ротора в режиме выбега, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя, ротор вращают перед выключением питания со скоростью, обеспечивающей образование гидродинамической пленки смазки, по изменению монтажной высоты подшипника на выбеге определяют частоты вращения, обеспечивающие разрушение пленки, и по отношению разности частот подшипников к их среднему значению определяют качество шарикоподшипников путем сравнения с эталонным отношением.
f г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя | 1987 |
|
SU1434307A1 |
Способ определения перекосов колец подшипника качения | 1978 |
|
SU767601A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РОТОРА ГИРОСКОПА НА ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЕ | 1984 |
|
SU1840738A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЫ ГИРОСКОПА | 1985 |
|
SU1840740A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ С ГАЗОВОЙ СМАЗКОЙ ПОДВЕСА РОТОРА ГИРОСКОПА | 1984 |
|
SU1840736A1 |
Способ определения относительного осевого смещения колец высокооборотного шарикоподшипника | 1981 |
|
SU996904A1 |
Способ сборки разборного гиромотора | 1982 |
|
SU1084607A1 |
Способ контроля работы подшипника | 1985 |
|
SU1278507A1 |
Способ контроля вязких жидкостей | 1987 |
|
SU1404899A1 |
Устройство для измерения спектральных характеристик осевой вибрации шарикоподшипника | 1991 |
|
SU1810780A1 |
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников электродвигателя. Цель изобретения - повышение производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя. Измеряют зависимости изменения монтажных высот каждого подшипника двигателя от частоты вращения ротора на выбеге со скорости, при которой возникает гидродинамическая пленка смазки в каждом подшипнике. По этим зависимостям определяют частоты, соответствующие частотам разрушения пленки, и по соотношению их разности и среднему значению определяют качество подшипников. Прямым показателем разрушения пленки смазки подшипника является резкое изменение монтажной высоты. 2 ил.
/l.fl/ffl
Фиг.1
Кальван В.А., Нефедов В.Л., Прохоров В.Л | |||
и др | |||
Об измерении монтажной высоты и нагрузки в процессе работы скоростных шарикоподшипников | |||
Труды ВНИПП | |||
- Специнформация подшипниковой промышленности, 1969, fr 1, (37) с.48-55. |
Авторы
Даты
1990-05-07—Публикация
1988-06-20—Подача