Устройство для обучения решению силлогистических задач Советский патент 1990 года по МПК G09B21/00 

Описание патента на изобретение SU1575225A1

Устройство относитс-я к средствам обучения логике и предназначено для решения силлогистических задач.

Цель изобретения - повышение удобства в пользовании и наглядности принципа решения задач.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Устройство содержит панель 1, на которой неподвижно размещены одна

под другой линейки диаграмм в последовательности линейка 2 лдаграм- мы первой посылки силлогизма, линейка 3 диаграммы второй посылки силло- гиша, линейка 4 совмещенной диаграм мь посылок силлогизма, линейка 5 диаграммы заключения силлогизма. Линейки 2-5 несут выполненные шрифтом Брайля и плоским шриЛтом для зря,чих символы и рельефно выполненные

постоянные части диаграмм., состоящие из 2 элементарных участков, различающихся наличием или отсутствием линий напротив символов и перечисляв- мих- далее слева направо: на линейке 2 - участки АВ, не - АВ,А не - В,не - А - не - В; на линейке 3 - участки АС, не - АС, А не - С, не - А - не С; на линейке 4- участки ABC, не - ABC, А не - ВС, не - А не - ВС, АВ не - С, не АВ не С, А не В не С, не - А не - В не - С; на линейке 5 - участки ВС, не - ВС, В не - С, не - В не - С. Линейки 2 и 3 расположены так, что каждый из элементарных участков находится точно над одним из двух одноименных элементарных участков линейки 4: участок АВ над участком АВ (ABC) и т.д.; участок АС над АС (А не - ВС) и т.д. Над каждой из линеек на каждом из элементарных участков в панели (основании) 1 выполнены отверстия 6,предназначенные для размещения в них на соответствующих элемен- тарных участках диаграмм фишек 7, несущих, например, рельефно выполненные логические символы, которые могут быть. Для обеспечения решения задач кэрро- ловской силлогистики для данного устройства необходимо: Фишек 7 с символом несуществования (.например/ -) 7штук, элементов с символом существования (например, +) - 6 штук. Устройство может быть применено также для решения всех задач расширенной силлогистики, использующей символы -, ч-, . и оперирующей не только описанными Кэрролом двойными, но

и тройными, четверными суждениями.

8этих случаях фишек 7 с каждым из символов -, +, . и др. требуется в количествах, равных количеству отверстий над всеми линейками 2-5, т.е. по 20 каждого элемента.

По периферийным участкам жесткий панели 1 выполнены желобки 8 для размещения фишек 7.

Силлогизм, в узком смысле этого слова, это умозаключение, которое состоит из трех категорических суждений: двух и заключения. Посыпки состоят из трех терминов. Услов но эти термины могут быть обозначены буквами А, В, С или любыми другими. Два из них называются крайними (В, С). Каждая из двух посылок содержит по одному крайнему термину. Третий же термин (А) входит в каждую

0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

из посылок. Обычно он называется средним термином. Кэррол называет его исключаемым термином, поскольку он не входит в заключение, что и показано на линейке 5 диаграммы заключения. В заключение входят только крайние термины. В посыпках крайние термины связаны между собой через посредство среднего, а в заключении эта связь выражается непосредственно. Суть силлогизма заключается в том, чтобы, зная, как связано В с А и С с А, выяснить, как связаны В и С. Для этого информация об отношениях объемов терминов посылок, которая фиксируется вначале на раздельных двухбуквенных диаграммах, соединяется на трехбуквенной совмещенной диаграмме посылок. При этом соединении на трехбуквенной диаграмме возникает новая информация, которая переводится затем на двухбуквенную диаграмму заключения. Поскольку из двух произвольно взятых суждений с общим (средним) термином многократно реже следует правильное заключение, чем не следует, постольку и есть потребность в специальных методах и устройствах.

Устройство работает следующим образом.

Перед решением задачи элементы-фишки 7 расположены по периферии панели 1 в желобках 8, желательно с разделением пространством одного вида логических символов от другого. Получив условие задачи, обучаемый сначала считывает постоянную часть диаграммы на линейке 2 и в отверстия 6 над линейкой 2 устанавливает соответствующие фишки 7, выполняя переменную часть диаграммы первой посылки силлогизма. Аналогичным образом строится переменная часть диаграммы второй посылки над линейкой 3, совмещенной диаграммы над линейкой 4 и диаграммы заключения над линейкой 5. . Проверка хода решения осуществляется .попеременным считыванием всех элементарных участков построенных диаграмм, любот из которых охватывается по вертикали и может осязательно восприниматься в одно касание пальцев одной руки слепого.

Пример 1. При построении диаграмм проверки силлогизма, имеющего структуру Ни одно А не есть В. Некоторые С есть А. Следовательно, некоторые С есть не - В, выполняются следующие операции:

515

панель 1 устанавливают на гори- эонтальную поверхность;

проверяют „ отсутствие фишек в отверстиях над линейками и фишки ус- танавливают в канавки-кассы так, чтобы фишки с одинаковыми символами были рядом;

в отверстие на элементарном участке АВ над линейкой 2 первой диаграммы посылки силлогизма вставляют фиш

ку С символом

в отверстие на участке СА (АС) над линейкой 3 диаграммы второй посылки силлогизма вставляют фишку с символом

в отверстие на участке ABC над линейкой 4 совмещенной диаграммы посылок силлогизма вставляют фишку с символом

в отверстие над линейкой 4 на участке АВ не - С вставляют фишку с символом

в отверстие над линейкой 4 на участке СА не - В (А не - ВС) вставляют фишку с символом

в отверстие над линейкой 5 диаграммы заключения силлогизма на участке С не - В (не - ВС) вставляют фишку с символом +.

Полученная диаграмма заключения соответствует заключению Некоторые С есть не - В.

Затем фишки убирают в желобки. При этом получаются следующие диаграммы:

- + 15

20

25

30

В отверстие над линейкой 2 на участке В не - А (не - АВ) ставят фишку с символом +. Полученная совмещен- пая диаграмма посыпок 1 и 2 является диаграммой заключения, которое далее служит первой посылкой для силлогизма, состоящего из трех терминов, и име.ет форму: Не только всякое А есть В или Только из В некоторые есть А

(затем строится умозаключение с посылками 3-5, заключение которого есть вторая посылка силлогизма, состоящего из трех терминов).

В отверстия над линейкой 3 диаграм мы второй посылки силлогизма, состоящего из трех терминов, на участке С не - А (не - АС) ставят фишку с символом +.

В отверстие над линейкой 3 на участке не - С не - А (не - А не - С) ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 3 на

А i

не - С ставят фишку с сим35

А - - В- -

+

А

С -

А В С

Пример 2 аграмм для выведения заключения из посылок со структурой: 1. - Все А есть В. 2. - Не каждое В есть А. 3. - Только С есть не.- А. 4. - Некоторые А есть не - С. 5. - Ни одно А не есть С, выполняют следующие операции.

Панель кладется на горизонтальную поверхность. Вначале строится умозаключение с посылками 1 и 2, состоящее из двух терминов (А, В), заключение которого есть первая посылка силлогизма, состоящего из трех терминов.

участке волом +

В отверстие над линейкой 3 на участке АС ставят фишку с символом -. Полученная совмещенная диаграмма посылок 3-5 является диаграммой заключения, которое служит второй посылкой для силлогизма, состоящего из терминов А, В, имеет форму: 40 Все, кроме А, есть С (Все, кроме С, есть А).

В отверстие над линейкой 4 совмещенной диаграммы посылок силлогизма, состоящего из терминов А, В, С, При построении да- на участке А не - ВС ставят фишку с

+ В

Г -

50

55

символом -.

В отверстие над линейкой 4 на участке А не - В не - С ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 4 на участке АСВ (ABC) ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 4 на участке не - А не - СВ (не - АВ не - С) ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 4 на I участке не - А не - С не - В (не - А не - В не С) ставят фишку с символом -.

R отверстие над линейкой 2 диаграммы первой посылки силлогизма на учабт- ке АВ ставят Лишку со знаком +.

В отверстие над линейкой 2 на участке А не - В ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 2 на участке В не - А (не - АВ) ставят фишку с символом +. Полученная совмещен- j пая диаграмма посыпок 1 и 2 является диаграммой заключения, которое далее служит первой посылкой для силлогизма, состоящего из трех терминов, и име.ет форму: Не только всякое А есть В или Только из В некоторые есть А.

(затем строится умозаключение с посылками 3-5, заключение которого есть вторая посылка силлогизма, состоящего из трех терминов).

В отверстия над линейкой 3 диаграммы второй посылки силлогизма, состоящего из трех терминов, на участке С не - А (не - АС) ставят фишку с символом +.

В отверстие над линейкой 3 на участке не - С не - А (не - А не - С) ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 3 на

А i

не - С ставят фишку с сим

35

40

В отверстие над линейкой 4 совмещенной диаграммы посылок силлогизма, состоящего из терминов А, В, С, на участке А не - ВС ставят фишку с

0

5

символом -.

В отверстие над линейкой 4 на участке А не - В не - С ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 4 на участке АСВ (ABC) ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 4 на участке не - А не - СВ (не - АВ не - С) ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 4 на I участке не - А не - С не - В (не - А не - В не С) ставят фишку с символом -.

В отверстие над линейкой 4 на участке АВ не - С ставят фишку с

символом +.

В отверстие над линейкой 4 на участке не - ABC ставят фишку с символом +.

В отверстие над линейкой 4 на участке не - АС не В ставят фишку с символом ..

В отверстие над линейкой 5 диаграммы заключения силлогизма на участке ВС ставят фишку с символом +..

В отверстие над линейкой 5 на участке не - ВС ставят фишку с символом ..

В отверстие над линейкой 5 на на участке В не - С ставят фишку с символом V.

В отверстие над линейкой 5 на участке не - В не - С ставят фишку с символом -. Полученная диаграмма заключения соответствует суждениям, имеющим форму: Есть С, и не толко всякое не - С есть В или Есть С, и не только из В некоторые есть не - С (разумеется, эти заключения, несущие полную информацию диаграммы, могут быть упрощены). При этом получаются следующие диаграммы:

++- -++- -+-.+-- + .+- А А-- АВВ п -1-и t г -- - оv

и т. д.

0

5

5

0

0

5

Формула изобретения

1.Устройство для обучения решению силлогистических задач, включающее линейку, которая несет постоянную часть диаграмм силлогизмов, состоящую из 2 элементарных участков, где п - количество терминов, обозначенных

на линейке, и носитель переменной части совмещенной диаграммы посылок, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства в пользовании и наглядности принципа решения задач, оно имеет панель и дополнительные линейки диаграмм, две из которых расположены над основной линейкой и несут обозначения одна первой, другая второй посылки, а третья линейка расположена под основной и несет обозначения терминов заключения, при этом все линейки расположены на панели, средство для представления переменной части диаграмм состоит из фишек с условными обозначениями существования и несуществования, а в панели над каждой из линеек в зонах расположения элементарных участ - ков диаграмм выполнено 211 окон, предназначенных для установки фишек.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что панель имеет по периферии желобки для хранения фишек.

/ s i

/ //

6 6 8

/ / /

Похожие патенты SU1575225A1

название год авторы номер документа
Устройство для обучения решению логических задач 1989
  • Жалдак Николай Николаевич
SU1749905A1
Силлогистическая машина 1981
  • Анишин Николай Сергеевич
  • Колесников Николай Гаврилович
  • Тимофеева Валентина Ивановна
SU1013961A2
ЛОГИЧЕСКАЯ МАШИНА 1973
SU383052A1
Силлогистическая машина 1977
  • Анишин Николай Сергеевич
  • Кулинкович Арнольд Евгеньевич
  • Кольцов Юрий Владимирович
  • Колесников Николай Гаврилович
SU811245A1
ЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА 2007
  • Ломакин Олег Евгеньевич
RU2373984C2
Устройство для обучения рельефно-точечному шрифту Брайля слепых и слабовидящих детей 2017
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Скляднева Веселина Михайловна
RU2662139C1
Устройство для обучения решению логических задач 1986
  • Жалдак Николай Николаевич
SU1427407A1
Прибор для построения координатных сеток 1939
  • Мебель Б.Г.
SU61329A1
ИГОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИГРЫ В НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ И ИГРОВЫЕ ФИШКИ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ ИГРЫ В "БЛЭК ДЖЕК" 1995
  • Михаил Ордер
RU2139748C1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ЮНОШЕСТВА "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ" 1992
  • Рекач Федор Владимирович
RU2080903C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 575 225 A1

Реферат патента 1990 года Устройство для обучения решению силлогистических задач

Устройство к техническим средствам обучения, в частности обучения логике слепых. Оно может быть использовано при обучении слепых на филологических, исторических, юридических и других факультетах различных вузов общественного профиля. С целью повышения удобства в пользовании и наглядности решения силлогистических задач диаграммным методом, который позволяет максимально облегчить понимание процесса решения и расширить класс решаемых силлогистических задач, предлагается устройство, включающее линейки диаграмм, расположенные на панели одна под другой в последовательности: линейка диаграммы первой посылки силлогизма, линейка диаграммы второй посылки силлогизма, линейка совмещенной диаграммы двух посылок силлогизма, линейка диаграммы заключения силлогизма. Линейки диаграмм, изображенных комбинацией линий и пробелов, содержат 2N элементарных участков, где N - количество логических переменных. Над линейками диаграмм в основании над каждым из элементарных участков выполнены отверстия для размещения в них отдельно изготовленных элементов, несущих логические символы: "+", "-", ".", пробел и др. Диаграммы на линейках и символы на элементах выполнены рельефно. При решении силлогистических задач слепой, считывая постоянную часть диаграммы на линейке, формирует переменную ее часть путем вставления в отверстия соответствующих элементов. Для удобства элементы, выполняемые в виде фишек, размещаются по периферии основания в желобках. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения SU 1 575 225 A1

Z

2х J

у

i

ПППППППП

-Cc

ППП

/ / /

//

8

/

Ef

7

7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1575225A1

Устройство для обучения решению логических задач 1986
  • Жалдак Николай Николаевич
SU1427407A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 575 225 A1

Авторы

Жалдак Николай Николаевич

Даты

1990-06-30Публикация

1988-05-05Подача