Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования изгибной и контакт- ной прочности зубьев колес в условиях моделирования требуемого закона распределения нагрузки вдоль контактных линий зацеппяющихся колес.
Цель изобретения - повышение точ- ности и нагрузочной способности при воспроизведении реальных нагрузок в зацеплении, а также упрощение конструкции.
Па фиг.1 изображено устройство, общий вид; на фиг.2 - схема взаимодействия рабочеГ поверхности nai ру- жающего элемента с зубом испытуемого колеса.
Устройство содержит корпус 1 с он равкой 2 для установки испытуемого колеса 3, нагружатель (не показан), взаимодействующий с последним переходник 4 с пазом 5. В пазу Ь расположен нагружающий -элемент 6, имею- щий опорную 7 и рабочую 8 поверхности, последняя из которых 8 предназначена для взаимодействия с зубом 9 испытуемого колеса 1. Переходник 4 установлен в корпусе 1 с возможность перемещения в плоскости действия на- гружателя« Опорная поверхность 7 и контактирующая с ней поверхность 10 паза 5 выполнены цилиндричесюгми, оси цилиндров (не показаны) которых соосны и перпендикулярны плоскости перемещения переходника 4. Нагружающий элемент 6 размещен в пазу 5 с возможностью поворота вокруг оси цилиндров и с зазором 11 между рабо- чей поверхностью 8 и другой поверх- .ностью 12 паза 5.
Величина зазора 11 зависит от величины моделируемого угла перекоса зубьев 9 от колеса 3 и не должна быть меньше, чем
й в- у,
где А - величина зазора 11; Р - ширина паза 5; J1 - моделируемый угол перекоса в контакте рабочей поверхности 8 с контактной линией испытываемого зуба 9.
Величина угла у перекоса устанав ливается путем регулировки зазора 11 с помощью, например, пластин 13, помещенных; в зазор 11, при этом их тол
5
0 5 Q
5
5
0
щина пропорциональна величине моделируемого угла перекоса.
Устройство может быть снабжено вторым переходником 14, закрепленным в корпусе 1, например, соосно переходнику 4, дополнительный нагружающий элемент 15 которого взаимодействует с другим зубом 9 испытуемого колеса 3, которое в этом случае устанавливается на оправке 2 свободно.
Устройство работает следующим образом.
Оправка 2 с закрепленным испытуемым колесом 3 устанавливается в корпус 1. Нагружающий элемент 6 с отрегулированным согласно программы испытаний углом у перекоса и, следовательно, зазором 11 при помощи пластин 13 устанавливают рабочей поверхностью 8 к зубу 9 колеса 3 и затем, включая нагружатель, осуществляют его нагружение усилием Р. Состояние чуба 9 и его рабочей поверхности в зоне контакта с элементом 6 контролируется визуально или с помощью специальных датчиков.
При моделировании равномерного закона распределения нагрузки зазор 11 но регулируется и нагружающий элемент 6 самоустанавливается своей рабочей поверхностью 8 по контактной линии зуба 9 независимо от. величины
погрешности его изготовления по направлению.
При использовании второго переходника 14 нагружающими элементами 6 и 15 могут моделироваться углы -г перекоса с различными законами распределения нагрузки в зацеплении: элементом 6 - перекос с треугольным законом распределения, элементом 15 - с трапецеидальным.
Повышение точности и нагрузочной способности обеспечивается соосным расположением переходника и нагружа- тсля, а также самоустановкой и регулировкой положения нагружающего элемента относительно переходника и испытуемого зуба.
Формула изобретения
Устройство для испытания зубчатых колес, содержащее корпус с оправкой для установки испытуемого колеса, нагружатель, взаимодействующий с по51
следним переходник с пазом и размещенный в пазу нагружающий элемент, имеющий опорную и рабочую поверхности, последняя из которых предназначе на для взаимодействия с зубом испытуемого колеса, отличающее с я тем, что, с целью повышения точ ности и нагрузочной способности при воспроизведении реальных нагрузок в зацеплении, а также упрощения конструкции устройства, переходник установлен в корпусе с возможностью
802026
перемещения в плоскости действия на- гружателя, опорная поверхность нагружающего элемента и контактирующая с ней одна из поверхностей паза переходника выполнены цилиндрическими, оси цилиндров которых соосны и перпендикулярны плоскости перемещения переходника, нагружающий элемент )0 размещен в пазу последнего с возможностью поворота вокруг оси цилиндров зазором между рабочей поверхностью и другой поверхностью паза.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования изгибной и контактной прочности зубьев колес в условиях моделирования требуемого закона распределения нагрузки вдоль контактных линий зацепляющихся колес. Целью изобретения является повышение точности и нагрузочной способности при воспроизведении реальных нагрузок в зацеплении, а также упрощение конструкции. При работе оправку 2 с закрепленным испытуемым колесом 3 устанавливают в корпус 1. Нагружающий элемент 6 с отрегулированным углом перекоса и, следовательно, зазором 11 при помощи пластин устанавливают рабочей поверхностью 8 к зубу 9 колеса 3. Включая нагружатель, осуществляют нагружение зуба 9, состояние которого контролируют визуально или с помощью датчиков. 2 ил.
8/ п/
Фиг. 2
Устройство для испытаний зубчатых колес на статическую изгибную прочность зубьев | 1972 |
|
SU491861A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для испытания зубчатых колес на статическую изгибную прочность зубьев | 1978 |
|
SU748160A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1990-07-23—Публикация
1988-04-18—Подача