Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач.
Целью изобретения является повышение производительности и точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой.
На фиг. 1 показана коническая зубчатая передача в сборе; на фиг. 2 - то же, вид сверху; ка фиг. 3 - схема осевой установки шестерни; на фиг. 4 - то же, колеса; на фиг. 5 - схема распределения зазоров в конической передаче.
Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в том, что измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смешении колес 1, 2. Величину разности зазоров в зацеплении определяют по зависимости
Д-,f /ф-far
&
Re(Re-e)
где /ф - зазор в зацеплении до смещения;
/ - зазор в зацеплении после смещения;
1 - вводимое радиальное смещение оси колеса конической передачи;
в - ширина венца колеса;
Re - внешнее конусное расстояние.
Зубчатые колеса 1 и 2 смонтированы в корпусах 3 и 4, между которыми установлено регулировочное устройство, например, из двух поворотных косых шайб 5 и 6 (фиг. 1 и 2). Осевые положения колес при предварительной сборке обеспечиваются калибрами-оправками 7 (фиг. 3) и 8 (фиг. 4). В точном зацеплении (фиг. 5) зуб ведушего колеса условно показан линией EF и располагается между зубьями колеса, условно показанными линиями АВ и CD, а при наличии радиального смещения занимает положение г Там же показаны основные геометрические размеры конической передачи:
Re - внешнее конусное расстояние, в - ширина венца.
сл
СХ5 00
со
00
Способ реализуется следующим образом.
Предварительно обеспечивают совпадение проекций вершии делительных конусов в номинальной плоскости расположения осей за счет точной осевой установки в соответствующих корпусах ведущего колеса 1 с помощью калибра-оправки 7 (фиг. 3) по известному базовому расстоянию L и рассчитанным размерам /, /|, В
/,/-Li + B,(1)
и колеса 2 с, помощью калибра-оправки 8 по известному базовому расстоянию L2 и рассчитанным размерам 82 и DZ
((2)
Фиксируют осевые положения колес одним из известных способов, например прокладками. Затем корпуса 3 и 4 установленными в них коническими колесами и регулировочным устройством, например поворотными косыми и:айбами 5 и 6, собирают вместе (фиг. 1,2), обеспечивается совпадение проекций вершин делительных конусов колес в плоскости расположения их осей и остаются нескомпенсированными радиальные смещения оси колеса и отклонение межосевого угла. Их компенсацию производят регулировочным устройством, например косыми шайбами 5 и 6, путем их взаимного и совместного поворотов (вращений) на расчетные углы.
При затор.моженном ведунхем колесе 1 одним из известных методов измеряют зазор (мертвый ход) в конической паре покачиванием (поворотом) колеса 2 (фиг. 1), сообщают относительное радиальное смещение и вновь измеряют зазор. Увеличение зазора свидетельствует об уменьшении радиального смещения оси колеса и наоборот. Повторением указанных операций добиваются максимального зазора в зацеплении,при котором радиальное смешение оси колеса отсутствует. Зазор в зацеплении определяется как сумма зазоров между рабочими и нерабочими сторонами зубьев. При отсутствии fur зазор в зацеплении максимален (фиг. 5).
, .. / „ . 1 .« Су/04
2(/,вГ/, ,8
При наличии far зазоры между рабочими и нерабочими поверхностями изменяется и станут соответственно
--tt j+ i fe+l
-« f-г - ),-я
Он fof
2R, Re -в
(5)
а полный зазор (фиг. 5) уменьшится
,;раб+/..-Д,(б)
Зависимость разности зазоров в зацеплении А до и после радиального смещения от его величины far получим, подставляя (4) и (5) в (6)
0
-h-h-f r J
(7)
При уменьщении разности зазоров Д до нуля полный зазор /ф стремится к максимальному /ф, при котором far отсутствует.
При необходимости компенсации упругих деформаций под нагрузкой преднамеренно 5 вводят far по величине разности зазоров, определяемой зависимостью (7).
Формула изобретения
Способ сборки конической зубчатой передачи, заключающийся в том, что измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смещении колес, отличающийся тем, что, с целью повышения точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой, величину разности зазоров в зацеплении Д определяют по зависимости:
л f
в
Re(Re-e)
0 где /ф и /ф - зазор в зацеплении до и после смещения соответственно;
far - вводимое радиальное смещение оси колеса конической передачи;
б - ширина венца колеса;
Re - внешнее конусное расстояние.
Фиг. 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1991 |
|
RU2012831C1 |
СПОСОБ СБОРКИ ПРЯМОЗУБОЙ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1991 |
|
RU2012832C1 |
СПОСОБ СБОРКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1991 |
|
RU2010137C1 |
СПОСОБ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2011 |
|
RU2480645C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2011 |
|
RU2481509C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1991 |
|
RU2010136C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН И КОНТРОЛЯ СБОРКИ ИЗ НИХ МНОГОПОТОЧНЫХ ВЕРТОЛЕТНЫХ РЕДУКТОРОВ | 2002 |
|
RU2236341C1 |
Планшайба расточного станка | 1983 |
|
SU1166911A1 |
Способ регулирования прямозубых конических передач | 1983 |
|
SU1185054A1 |
Коническая передача | 1987 |
|
SU1446387A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач. Цель изобретения - повышение производительности и точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой. В способе сборке конической зубчатой передачи измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смещении колес. Для компенсации упругих деформаций под нагрузкой преднамеренно вводят радиальное смещение оси колеса по величине разности зазоров, определяемой по зависимости. 5 ил.
Фиг. 2
Фиг. 4
/y««se
Фиг5
Айрапетов Э | |||
Л., Ковалевский В | |||
И., Курганбеков М | |||
П | |||
Обеспечение полноты контакта зубьев конической передачи | |||
Сб | |||
тез | |||
докл | |||
IV Всесоюзного симпозиума «Теория реальных передач зацеплением | |||
Курган, МКИ,-1988, 4, т | |||
с | |||
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву | 1922 |
|
SU56A1 |
Авторы
Даты
1990-08-30—Публикация
1988-07-18—Подача