Способ сборки конической зубчатой передачи Советский патент 1990 года по МПК F16H1/14 B23F1/00 

Описание патента на изобретение SU1588943A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач.

Целью изобретения является повышение производительности и точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой.

На фиг. 1 показана коническая зубчатая передача в сборе; на фиг. 2 - то же, вид сверху; ка фиг. 3 - схема осевой установки шестерни; на фиг. 4 - то же, колеса; на фиг. 5 - схема распределения зазоров в конической передаче.

Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в том, что измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смешении колес 1, 2. Величину разности зазоров в зацеплении определяют по зависимости

Д-,f /ф-far

&

Re(Re-e)

где /ф - зазор в зацеплении до смещения;

/ - зазор в зацеплении после смещения;

1 - вводимое радиальное смещение оси колеса конической передачи;

в - ширина венца колеса;

Re - внешнее конусное расстояние.

Зубчатые колеса 1 и 2 смонтированы в корпусах 3 и 4, между которыми установлено регулировочное устройство, например, из двух поворотных косых шайб 5 и 6 (фиг. 1 и 2). Осевые положения колес при предварительной сборке обеспечиваются калибрами-оправками 7 (фиг. 3) и 8 (фиг. 4). В точном зацеплении (фиг. 5) зуб ведушего колеса условно показан линией EF и располагается между зубьями колеса, условно показанными линиями АВ и CD, а при наличии радиального смещения занимает положение г Там же показаны основные геометрические размеры конической передачи:

Re - внешнее конусное расстояние, в - ширина венца.

сл

СХ5 00

со

00

Способ реализуется следующим образом.

Предварительно обеспечивают совпадение проекций вершии делительных конусов в номинальной плоскости расположения осей за счет точной осевой установки в соответствующих корпусах ведущего колеса 1 с помощью калибра-оправки 7 (фиг. 3) по известному базовому расстоянию L и рассчитанным размерам /, /|, В

/,/-Li + B,(1)

и колеса 2 с, помощью калибра-оправки 8 по известному базовому расстоянию L2 и рассчитанным размерам 82 и DZ

((2)

Фиксируют осевые положения колес одним из известных способов, например прокладками. Затем корпуса 3 и 4 установленными в них коническими колесами и регулировочным устройством, например поворотными косыми и:айбами 5 и 6, собирают вместе (фиг. 1,2), обеспечивается совпадение проекций вершин делительных конусов колес в плоскости расположения их осей и остаются нескомпенсированными радиальные смещения оси колеса и отклонение межосевого угла. Их компенсацию производят регулировочным устройством, например косыми шайбами 5 и 6, путем их взаимного и совместного поворотов (вращений) на расчетные углы.

При затор.моженном ведунхем колесе 1 одним из известных методов измеряют зазор (мертвый ход) в конической паре покачиванием (поворотом) колеса 2 (фиг. 1), сообщают относительное радиальное смещение и вновь измеряют зазор. Увеличение зазора свидетельствует об уменьшении радиального смещения оси колеса и наоборот. Повторением указанных операций добиваются максимального зазора в зацеплении,при котором радиальное смешение оси колеса отсутствует. Зазор в зацеплении определяется как сумма зазоров между рабочими и нерабочими сторонами зубьев. При отсутствии fur зазор в зацеплении максимален (фиг. 5).

, .. / „ . 1 .« Су/04

2(/,вГ/, ,8

При наличии far зазоры между рабочими и нерабочими поверхностями изменяется и станут соответственно

--tt j+ i fe+l

-« f-г - ),-я

Он fof

2R, Re -в

(5)

а полный зазор (фиг. 5) уменьшится

,;раб+/..-Д,(б)

Зависимость разности зазоров в зацеплении А до и после радиального смещения от его величины far получим, подставляя (4) и (5) в (6)

0

-h-h-f r J

(7)

При уменьщении разности зазоров Д до нуля полный зазор /ф стремится к максимальному /ф, при котором far отсутствует.

При необходимости компенсации упругих деформаций под нагрузкой преднамеренно 5 вводят far по величине разности зазоров, определяемой зависимостью (7).

Формула изобретения

Способ сборки конической зубчатой передачи, заключающийся в том, что измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смещении колес, отличающийся тем, что, с целью повышения точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой, величину разности зазоров в зацеплении Д определяют по зависимости:

л f

в

Re(Re-e)

0 где /ф и /ф - зазор в зацеплении до и после смещения соответственно;

far - вводимое радиальное смещение оси колеса конической передачи;

б - ширина венца колеса;

Re - внешнее конусное расстояние.

Фиг. 1

Похожие патенты SU1588943A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 1991
  • Айрапетов Э.Л.
  • Ковалевский В.И.
  • Ковалевский С.В.
  • Калачанова И.В.
  • Мельникова Т.Н.
RU2012831C1
СПОСОБ СБОРКИ ПРЯМОЗУБОЙ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ 1991
  • Айрапетов Э.Л.
  • Апархов В.И.
  • Ковалевский В.И.
  • Ковалевский С.В.
  • Мельникова Т.Н.
RU2012832C1
СПОСОБ СБОРКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ 1991
  • Айрапетов Э.Л.
  • Апархов В.И.
  • Ковалевский В.И.
  • Калачанова И.В.
  • Мельникова Т.Н.
  • Мухитдинов А.С.
RU2010137C1
СПОСОБ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2011
  • Мехоношин Александр Владимирович
RU2480645C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 2011
  • Мехоношин Александр Владимирович
RU2481509C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ 1991
  • Айрапетов Э.Л.
  • Апархов В.И.
  • Ковалевский В.И.
  • Калачанова И.В.
  • Мельникова Т.Н.
  • Мухитдинов А.С.
RU2010136C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН И КОНТРОЛЯ СБОРКИ ИЗ НИХ МНОГОПОТОЧНЫХ ВЕРТОЛЕТНЫХ РЕДУКТОРОВ 2002
  • Семикопенко Н.А.
  • Загрышев А.Д.
  • Тененбойм М.Л.
  • Стряпунин Н.С.
RU2236341C1
Планшайба расточного станка 1983
  • Воробьев Владимир Пантелеймонович
  • Антонов Виктор Давыдович
  • Лусников Александр Васильевич
SU1166911A1
Способ регулирования прямозубых конических передач 1983
  • Зиняев Вячеслав Иванович
SU1185054A1
Коническая передача 1987
  • Айрапетов Эдуард Леонович
  • Ковалевский Виталий Иванович
  • Курганбеков Махмуд Муханович
  • Чернов Юрий Давыдович
SU1446387A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 588 943 A1

Реферат патента 1990 года Способ сборки конической зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач. Цель изобретения - повышение производительности и точности сборки путем компенсации упругих деформаций под нагрузкой. В способе сборке конической зубчатой передачи измеряют разность зазоров в зацеплении при относительном радиальном смещении колес. Для компенсации упругих деформаций под нагрузкой преднамеренно вводят радиальное смещение оси колеса по величине разности зазоров, определяемой по зависимости. 5 ил.

Формула изобретения SU 1 588 943 A1

5.6

Фиг. 2

Фиг. 4

/y««se

Фиг5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1588943A1

Айрапетов Э
Л., Ковалевский В
И., Курганбеков М
П
Обеспечение полноты контакта зубьев конической передачи
Сб
тез
докл
IV Всесоюзного симпозиума «Теория реальных передач зацеплением
Курган, МКИ,-1988, 4, т
с
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву 1922
  • Киселев Ф.И.
SU56A1

SU 1 588 943 A1

Авторы

Айрапетов Эдуард Леонович

Ковалевский Виталий Иванович

Ковалевский Сергей Витальевич

Калачанова Изида Васильевна

Мельникова Татьяна Никифоровна

Курганбеков Махмуд Миханович

Мухитдинов Акобир Сидыкович

Даты

1990-08-30Публикация

1988-07-18Подача