Изобретение относится к транспорту, в частности к способам оценки обзорности автотранспортных средств.
Цель изобретения - получение характеристики обзорности, унифицированной для всех автотранспортных средств.
На фиг.1 изображено положение глазных эллипсов в транспортном средстве, вид сбоку; на фиг. 2 - положение глазных эллипсов в транспортном средстве, вид сверху;, на фиг.З - глазные эллипоы с касательными к ним лучами, вид сбоку; на фиг.4 - то же,. вид сверху; на фиг.5 - координатная плоскость с характеристикой обзорности транспортного средства, зоной
очистки ветрового стекла с помощью стеклоочистителя и нормативными зонами; на фиг.6 - характеристики обзорности двух транспортных средств и нормативные зоны.
Способ оценки обзорности транспортного средства с использованием линий взгляда и глазных эллипсов осуществляется следующим образом.
Относительно координат точки Р посадки водителя на виде сбоку - (фиг.1) и виде в плане (фиг,2) компоновочных чертежей транспортнрго средства наносят контуры глазных эллипсов, соответствующие контингенту водителей и параметрам регулирования сиденья. Через одну из точек
О5 СП
ел
;&
00
KOHTjrpa светового проема ветрового : стекла (фиг.1 и 2) проводят линии взгляда (лучи) касательно к глазному эллипсу; на виде сбоку (фиг.1,точка А ) и на виде в плане (фиг.2, i точка АЗ,) . и измеряют угловые пара- 1 метры относительно продольных координатных гатоскбстей соответственно ( ФИГ..1 -6i, и oi) и (фиг. 2, ). Линии взгляда проводят касательно к глазным эллипсам в соответствии с указанным (фиг.З и 4). При этом на виде в ллане линию взгляда проводят касательно к,эллипсу до углов 30° включительно (фиг.З). При больших углах (на виде в плане) линию взгляда, касательную под углом 30° к глазному эллипсу, проводят с поворотом относительно точек Р;|, Р„ (фиг„4), соответствующих центрам поворота головы, до совпадения линии взгляда с точкой контура светового проема (фиг.2, точка С) и соответствующие углы ( фиг.2,Л., Aj) .
На виде сбоку (боковой проекции) i угловые параметры линий взгляда ввер ;и (или) вниз измеряют до соответству I ющих горизонтальных линий взгляда (лучей) сверху и (или) снизу соот- :ветственно (фиг.1 и 3).Точки контура I светового проема ветрового стекла, находащиеся мелду горизонтальными линиями взгляда сверху и снизу, измеряют в угловых параметрах на виде в плане (фиг .-2 и 4) и в линейных (в интервале Д.) на виде сбоку (фиг. 1 и 3). Полученные таким образом параметры точек контура светового i проема ветрового стекла наносят на Координатную плоскость (фиг.З), полу- ;чая контуры обзорности.
На координатной плоскости по оси абсцисс значения угловых параметров линий взгляда вправо отложены в мас- :,штабе со знаком плюс, а угловые зна- чения линий взгляда влево - со знаком минус. На оси координат положительные значения угловых параметров соответ-. ствуют положению линии взгляпа / вверх, отрицательные - положению линии взгляда вниз.Между началом отсчета положительных значений и началом отсчета отрицательных значений находится ;
зона линейных измерений / (фиг.З), .определяющая а масштабе пространст- Во между горизонтальными плоскостя- ; ми взгляда сверху и снизу. i На координатную плоскость наносят необходимое число точек, пара
0
0
0 с 5
5
5
0
5
0
,метры которых определяют указанным образом, и соединяют их между собой лекальными кривыми. Полученный таким образом контур (Лиг.5, А, В, Е, F, D, G, С) является характеристикой обзорности транспортного средства и показывает, что пространство, измеренное предлагаемым способом и отображенное контуром на координатной плоскости, видит любой водитель из заданного контингента при соответствующих регулировках сиденья.
Аналогичным образом определяют контур, соответствующий пространству, видимому через очищаемый стеклоочистителем контур ветрового стекла (фиг.5, а, б, в, г, д).
Полученную характеристику обзорности, как и контур очищаемого стеклоочистителем пространства, сравнивают с нормативными зонами (на фиг.З и 6 для примера нанесены нормативные зоны, отраженные в ГОСТе и обозначены малая нормативная ( зона I,большая нормативная зона II) и делают заключение о соответствии обзорности транспортного средства нормативным требованиям.
Применение предлагаемого способа оценки обзорности вносит физический смысл в характеристику обзорности . . транспортного средства, позволяет создать банк данных по обзорности транспортных средств и производить сравнительную оценку обзорности. На фиг.6 показаны контуры ABCDEF и KLMIffll, соответствующие характеристикам обзорности двух автомобилей одного класса. Сравнительный анализ характеристик обзорности при рассмотрении компоновочных схем автомобилей позволяет определить пути улучшения обзорности. На указанном примере выбор соответствующей компоновки автомобиля позволяет улучшить параметры обзорности вниз (фиг.6, участок KIH контура KLMNHI).
I .
Применение предлагаемого способа оценки обзорности позволяет на основе анализа характеристик обзорности транспортных средств более качественно решать задачи компоновки транспортных средств в части обзорности, что дает такой положительный эффект, как улучшение комфортабельности и ; снижение дорожно-транспортных проис- ; шествий.
16
Формула изобретения
Способ оценки обзорности транспортного средства, заключающийся в измерении определяющих контур обзорности параметров панорамы обзора через проем ветрового стекла и сравнении их с определяющими контур обзорности параметрами нормативных зон обзора, отличающийся тем, что, с целью получения характеристики обзорности, унифицированной для всех автотранспортных средств, при получении контуров обзорности линейные параметры панорамы обзора определяют на боковой поверхности проекции транспортного средства путем измерения расстояния между верхним и нижним горизонтальными лучами, проведенными касательно к верхней и нижней поверхностям глазных эллипсов, угловые параметры определяют на боковой проекции транспортного средства путем измере5986
кия верхнего и нижнего углов наклона лучей, проведенных к верхним и ниж- ним точкам, ограничивающим зоны обзора через проем ветрового стекла касательно к верхней и нижней поверхностям глазных эллипсов, к указанным верхним и нижним горизонталь- ным лучам, а на горизонтальной проекIQ ции - путем и Змерения правого и левого углов отклонения от вертикаль-, ной продольной проскости лучей, про- ходярщх через правую и левую точки, ограничивающие зоны обзора через 5 проем ветрового стекла, касательно соответственно к правой поверхности левого глазного эллипса и левой поверхности правого глазного эллипса при расположении глазных эллипсов
20 неподвижно относительно плоскостей транспортного средства и с поворотом глазных эллипсов в горизонтальной плоскости относительно точек, расположенных вне указанных эллипсов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства | 1990 |
|
SU1721462A1 |
Устройство для оценки обзорности автотранспортных средств | 1990 |
|
SU1721463A1 |
Способ моделирования обзорности транспортного средства | 1990 |
|
SU1712812A1 |
СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТРЕНАЖЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2245582C9 |
Устройство для измерения параметров обзорности рабочего места оператора транспортного средства или стационарной установки | 1982 |
|
SU1124192A1 |
Способ оценки обзорности транспортного средства | 1971 |
|
SU441466A1 |
КОНСТРУКЦИЯ СТЕКЛА | 2015 |
|
RU2668557C2 |
Устройство для измерения параметров обзорности кабины | 1972 |
|
SU469907A1 |
Способ испытаний автотранспортных средств на восприимчивость к излучаемому электромагнитному полю | 2020 |
|
RU2735001C1 |
Устройство для контроля состояния оператора, управляющего движением транспортного средства | 2019 |
|
RU2726349C1 |
Изобретение относится к области транспорта, в частности, к способам оценки обзорности автотранспортных средств. Цель изобретения - получение характеристики обзорности, унифицированной для всех автотранспортных средств. Данные о панораме обзора через ветровое стекло получают путем измерения относительно продольных координатных плоскостей транспортного средства угловых параметров (α1, α2) плоскостей взгляда, свободных от элементов транспортного средства. Это плоскости взгляда проводят через точки контура светового проема ветрового стекла касательно к глазным эллипсам. Углы плоскостей взгляда вверх и вниз измеряют в пределах поворота глаз, вправо и влево - до углов, обеспечиваемых поворотом глаз, свыше указанных углов-с поворотом головы. Параметры точек контура светового проема ветрового стекла, полученные таким образом, наносят на координатную плоскость, соединяют лекальной кривой и сравнивают с нормативными зонами. 6 ил.
Плоскость Взгляда дВерх
1 Горизонтальная линия
бзгляда сдержу
fopusoMmojJbHo jJi/HU Взгляда снизу
Танка R посодни водителя
Фиг.1
&зе/1яда Br}paSofJ3 3ff1
Л
JIuw Взгляда &/feSofJ3 30 ) Фив. 2
ЛиниябзгмЗа йлйЯа оез поборота головы Jipenoe aMSuHOi AsipHae поле ф зрения cnaSopoffJOH головы
Линия Взгляда Вл/хЛо
« ddgg.
спнд
Qj .§
пнд
Авторы
Даты
1990-12-23—Публикация
1988-06-29—Подача