Изобретение относится к устройствам для оценки угловых параметров поля геометрической видимости с рабочего места водителя транспортных средств.
Известно устройство для измерения параметров обзорности кабины транспорного средства, содержащее оптический трассирующий элемент, воспроизводящий линию взгляда оператора, смонтированный на установленном внутри кабины приспособлении, которое обеспечивает перемещение его в исходные точки зрения.
Однако известное устройство, предназначенное для оценки обзорности, для оценки обзорности непросматриваемых зон требуют установки ряда дополнительных элементов с дальнейшей перестановкой трассирующего элемента в процессе оценки обзорности, что существенно усложняет процедуру оценки обзорности и снижает точность измерений.
Цель изобретения - упрощение процедуры оценки зон, непросматриваемых из транспортного средства.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве для оценки обзорности оптический трассирующий элемент снабжен оптической насадкой, состоящей из корпуса, двух зеркал, расположенных под острым углом к оси трассирующего элемента по разные стороны от нее, и размещенной между этими зеркалами прозрачной призмы с основанием в виде равнобокой трапеции, установленной напротив выходного отверстия трассирующего элемента в поворотной опоре, ось вращения которой распо- ложена параллельно зеркалам и перпендикулярно оси трассирующего элемента, причем поворотная опора имеет сквозное отверстие для прямого прохода луча трассирующего элемента, выполненное напротив граней призмы, расположенных между ее боковыми гранями.
При наличии на трассирующем элементе указанной оптической насадки отпадает необходимость в перестановке трассирующего элемента при оценке зон, непросматриваемых из транспортного средства, например, закрытых боковыми стойками крыши, так как путем поворота указанной поворотной опоры с прозрачной призмой можно получить два луча, соответствующих взгляду обоих глаз водителя.
На фиг. 1 изображено устройство для оценки обзорности, вид сбоку; на фиг, 2-то же, при оценке непросматриваемой зоны от правой стойки ветрового стекла; на фиг. 3 - тоже, при оценке непросматриваемой зоны от левой стойки ветрового стекла; на фиг. 4 - оптическая насадка, вид сверху; на
фиг. 5 - сечение А-А на фиг. 4; на фиг. 6 - сечение Б-Б на фиг. 4; на фиг 7 - сечение В-В на фиг. 5; на фиг. 7 - схема трассирующего элемента и оптической насадки при
оценке непросматриваемых зон.
Устройство для оценки обзорности содержит вертикальную стойку 1, устнавлива- емую на опорной платформе (не показана) в кабине транспортного средства. На стойке
0 закреплена продольная направляющая 2, в которой с возможностью перемещения расположена каретка 3. Каретка 3 выполнена с поперечной направляющей, в которой с возможностью перемещения в поперечном на5 правлении и вращения вокруг вертикальной оси расположена площадка 4. На площадке 4 установлен подвижный кронштейн 5, на котором с возможностью поворота в вертикальной плоскости расположен оптический
0 трассирующий элемент 6. Кронштейн 5 имеет возможность ограниченного поворота в горизонтальной плоскости на площадке 4 вокруг оси 7. Он снабжен стопором 8, обеспечивающим три фиксированных положе5 ния кронштейна 5. Одно из них обеспечивает прохождение продольной оси трассирующего элемента через центр поворота устройства в горизонтальной плоскости. Два других положения кронштейна 5
0 обеспечивают смещение трассирующего элемента 6 влево и вправо вокруг оси 7 на 30° относительно продольного положения. На трассирующем элементе 6 закреплена оптическая насадка 9 (фиг. 1-4). Оптиче5 екая насадка 9 содержит корпус 10 (фиг.5), в котором по центру луча оптического трассирующего элемента установлена призма 11, закрепленная на оси 12 поворотного зубчатого диска 13, представляющего собой по0 воротную опору призмы, Поворот зубчатого диска 13 ограничен пазом 14 (фиг.4), взаимодействующим с упором 15, закрепленным в корпусе оптической насадки.
Призма 11 выполнена в виде прямо5 угольной равнобокой трапеции (фиг.7). Все боковые грани призмы выполнены прозрачными. Большей из параллельных граней призма 11 установлена по диаметру оси 12, имеющей отверстие 16 для прохождения лу0 ча в прямом направлении. Справа и слева от призмы на корпусе насадки в оправках 17 установлены под углом 45°к продольной: оси насадки зеркала 18.
На корпусе 10 установлен маховичок 19
5 (фиг.5) с лимбом 20, связанный валом.21 (фиг.б) с шестерней 22, взаимодействующей с поворотным зубчатым диском 13.
От механических повреждений упомянутые зеркала и призма защищены кожухом 23 (фиг.5), имеющим отверстие 24 (фиг.7) для
выхода лучей у зеркал и отверстия 25 и 26 для прохождения лучей в прямом направлении. Для фиксации насадки на оптическом трассирующем элементе в его корпусе установлен стопорный винт 27.
При оценке обзорности непросматриваемых зон, образуемых стойками 28 и 29 ветрового стекла в поле зрения водителя, из точек EI и Е2(фиг. 2,3 и 8), соответствующих среднестатистическому положению глаз во- елителя, под предельным углом 30° поворота глаз проецируются лучи, воспроизводящие линии взгляда.
Поворот указанных лучей, выходящих из точек EI и Еа до совмещения с объектом наблюдения, происходит относительно точки Р, соответствующей центру поворота головы в соответствующую сторону.
В данном устройстве трассирующий оптический элемент 6 (лазерный излучатель) с кронштейном 5 может быть установлен относительно оси поворота Р площадки 4 в горизонтальной плоскости со смещением, обеспечивающим прохождение трассирующего луча через одну из точек Е1 и Е2 (на фиг. 8 показано прохождение трассирующего луча через точку Еа).
При этом оптическая насадка, имеющая неподвижные зеркала 18 и поворотную призму 11, установлена на трассирующем элементе 6 так, что поворотная призма 11 параллельными гранями перпендикулярна лучу трассирующего элемента (на фиг. 8 призма в указанном положении показана пунктиром).
При повороте призмы 11 на 45° прошедший через призму и отраженный одним из зеркал луч выходит параллельно оситрасси- рующего элемента (на фиг. 8 показан луч, отраженный от левого зеркала). Дальнейший поворот призмы сопровождается отклонением отраженного луча на угол д (на фиг. 8 показан пунктиром), при этом оптическая насадка установлена в таком положении, что продолжения лучей, отражающихся от зеркал, пересекаются з точках Еч или Еа (на фиг, 8 точка EI).
Оценка устройством обзорности непросматриваемых зон производится следующим образом.
На устройстве, установленном на рабочем месте водителя транспортного средства, посредством перемещения по продольным и поперечным направляющим
устанавливают необходимое положение центра поворота площадки 4 в горизонтальной плоскости (точка Р) для правой (фиг.2) или для левой (фиг.З) стойки ветрового стекла, отпускают стопор 8 и смещают кронштейн 5 с трассирующим элементом 6 относительно центра поворота площадки 4 (точка Р) влево (фиг.2) или вправо (фиг.З) и вновь фиксируют стопором 8.
По лимбу 20 устанавливают прохождение луча оптического трассирующего элемента в прямом направлении. Включают оптический трассирующий элемент и поворачивают площадку 4 совместно с трассирующим элементом в горизонтальной плоскости относительно оси поворота площадки (точка Р) до совпадения луча с наруж- ным (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового
стекла. После этого вращением маховичка 19 устанавливают положение луча, исходящего соответственно от левого или правого зеркала насадки до совпадения с внутренним (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового стекла. По лимбу 20 определяют угол непросматриваемых зон (д), величину которого оценивают по нормативным документам.
Формула изобретения
Устройство для оценки обзорности автотранспортных средств, содержащее оптиче- ский трассирующий элемент, расположенный на подвижном кронштейне, размещенном на стойке, отличающееся тем, что, с целью упрощения процедуры оценки зон, непросматриваемых из транспортного средства, трассирующий элемент снабжен оптической насадкой, состоящей из корпуса, двух зеркал, расположенных под острым углом к продольной оси трассирующего элемента по разные стороны от нее, и размещенной между этими зеркалами прозрачной призмы с основанием в
виде равнобокой трапеции, установленной напротив выходного отверстия трассирующего элемента в поворотной опоре со сквоз- ным отверстием для прохода луча трассирующего элемента, выполненным напротив граней призмы, расположенных между ее боковыми гранями, при этом ось вращения поворотной опоры расположена параллельно зеркалам и перпендикулярно продольной оси трассирующего элемента.
k
5 ,2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения и оценки обзорности через световой проем ветрового стекла транспортного средства | 1990 |
|
SU1721462A1 |
Устройство для измерения параметров обзорности кабины | 1972 |
|
SU469907A1 |
Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства | 1974 |
|
SU491069A1 |
Зеркало заднего вида автомобиля | 1989 |
|
SU1670547A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВЫХ РАЗМЕРОВ ОБЪЕКТОВ НАБЛЮДЕНИЯ | 2000 |
|
RU2164674C1 |
Устройство для определения параметров обзорности кабины транспортного средства | 1980 |
|
SU926556A1 |
Устройство для панорамной стереоскопической съемки | 1983 |
|
SU1183937A1 |
ПРИБОР СТАТИЧЕСКОГО ОБЗОРА | 1998 |
|
RU2147760C1 |
Устройство для измерения параметров обзорности рабочего места оператора транспортного средства или стационарной установки | 1982 |
|
SU1124192A1 |
Способ оценки обзорности транспортного средства | 1988 |
|
SU1615598A1 |
Изобретение относится к устройствам для оценки угловых параметров поля геометрической видимости с рабочего места водителя транспортного средства. Целью изобретения является упрощение процедуры оценки зон, непросматриваемых из транспортного средства. Оптический трассирующий элемент 6 снабжен насадкой 9, состоящей из корпуса, двух зеркал и прозрачной призмы с основанием в виде равно- бокой трапеции. При повороте призмы на угол 45° прошедший через призму и отраженный одним из зеркал луч выходит параллельно оси трассирующего элемента 6. По лимбу устанавливают прохождение луча оптического трассирующего элемента 6 в прямом направлении. Затем, совмещают этот луч с наружным (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового стекла. После этого поворотом призмы устанавливают положение луча, исходящего соответственно от правого или левого зеркала 9, до совпадения с внутренним (правым или левым) краем непрозрачных частей стойки ветрового стекла и по лимбу определяют угол непросматриваемых зон, величину которого оценивают по нормативным документам. Оптический трассирующий элемент 6 установлен в кабине транспортного средства посредством стойки 1 и продольной направляющей2 с кареткой 3. 8 ил. В / СО С VJ Ю Ј ON GO ФигЛ
Фиг. 2
Фиг.З
iD
со
D T
cs
rJT
O
-vh «Ъ
4
Csi
в-в
Фиг. 8
Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства | 1974 |
|
SU491069A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-03-23—Публикация
1990-06-18—Подача